Автором обложки стал британский художник и дизайнер Стэнли Донвуд (Stanley Donwood), уже работавший над предыдущим альбомом Radiohead — The Bends. Стэнли Донвуд — псевдоним, его настоящее имя – Дэн Риквуд (Dan Rickwood). Он изучал искусство в университете Эксетера, где и познакомился с Томом Йорком, учившимся там же. А когда Radiohead разочаровались в обложке своего первого альбома, Йорк вспомнил про своего приятеля, и с тех пор Стэнли Донвуд – практически шестой участник группы. Он занимается абсолютно всей художественной и дизайнерской стороной творчества Radiohead — обложки альбомов, синглов, промо-продукция, принты, даже обложки сольных альбомов Тома Йорка. В этом году, в честь 25-летия творческой деятельности Донвуда, прошла интерактивная выставка The Panic Office, посвященная его сотрудничеству c Radiohead.
«Я хотел показать музыку с той стороны, с которой видим ее мы, как мы себя чувствуем»
Общая концепция обложки родилась из визуального дневника репетиций, концертов и тура, который вел Донвуд по просьбе Йорка. Над финальным изображением они, кстати, работали вместе. Арт представляет собой коллаж из изображений и текстов, созданный на компьютере. Мы видим бесконечную дорогу, машины, самолеты и размытые фигуры людей – все то, что видела сама группа долгие месяцы в изнурительном туре в поддержку The Bends.
Основные цвета работы – различные оттенки белого и синего. По словам Донвуда, они пытались сделать что-то вроде цвета беленой кости. Белые вертикальные полосы, встречающиеся по всему рисунку – коррекция ошибок изображения. Донвуд и Йорк намерено решили не использовать функцию отмены на компьютере, так как, по их мнению, «ничто в этом мире не проходит бесследно».
Помимо дороги, OK Computer содержит еще 2 ключевых мотива.Первый — изображение потерянного ребенка и соответствующая подпись «Lost Child». Так Стенли Донвуд выразил эмоциональное состояние участников Radiohead в тот момент. «На сцене они звезды, но на самом деле ранимые, как дети». Второй – это 2 фигурки, пожимающие друг другу руки. Это изображение находится в буклете альбома, но оно выдержало испытание временем и появилось на обложке другого диска, The Best Of. Том Йорк считает его символом эксплуатации. «Продаются и продают всех и вся, в независимости от желания». Что ж, учитывая, что Radiohead в тот момент находились под прямым контролем лейбла, видимо он знал, о чем говорит.
Со словами на обратной стороне обложки и внутри буклета тоже не все так просто. Все эти загадочные фразы — на самом деле являются медицинскими советами и рекомендациями на английском, греческом и эсперанто (искусственно созданном языке, не имеющем никакой политической окраски). Также в этих записях присутствуют язвительные и ироничные высказывания на другие темы. Например, в связи с поднявшейся тогда шумихой об авторском праве, одна из фраз звучит как «Все тексты печатаются с любезного разрешения, хотя, в общем-то, мы сами их и написали».
Казалось бы, такая скрупулёзная работа должна была полностью удовлетворить Radiohead, известных своей дотошностью, но нет. Поначалу они весьма оптимистично отзывались о своей обложке. Фил Селуэй говорил, что любит ее за честность и оригинальность. Но со временем все изменилось. Сейчас Том Йорк безапелляционно заявляет, что ненавидит эту обложку — «она ужасна, это просто мусор. К сожалению, это было лучшее, на что мы были способны в тот момент»
Остальные члены группы разделяют мнение фронтмена, хотя и не столь категоричны в этом. Вот она, та самая убийственная самокритичность Radiohead.
Несомненно, арт-концепция OK Computer — одна из самых сильных в мире музыки. С одной стороны, она глубоко личная, а с другой — невероятно многогранная. Поклонники до сих пор с азартом исследуют каждый сантиметр обложки и выискивают «тайные послания» — вроде того, что одна из записей при переводе является рецептом «жуткого бургера» с запрещенными ингредиентами.
Как бы Radiohead не открещивались от своей обложки — свое предназначение она выполнила целиком и полностью. Она выражает все те тревоги, которые мучили музыкантов и во время записи, и в жизни.
«Эта обложка – все то, что мы не смогли сделать музыкой»