Just As I Am (1971)
- Harlem
- Ain't No Sunshine
- Grandma's Hands
- Sweet Wanomi
- Everybody's Talkin'
- Do It Good
- Hope She'll Be Happier
- Let It Be
- I'm Her Daddy
- In My Heart
- Moanin' and Groanin
- Better Off Dead
Билл Уизерс запомнился как один из самых меланхоличных голосов классической эпохи соула к которой его принято обычно причислять. На момент записи и выпуска дебютной работы музыканту исполнилось тридцать три (символичный возраст для человека религиозного, каким и был сам Уизерс). Для многих в эти годы пропадает всякая надежда на успех в творчестве. Билл также преодолел полный препятствий путь прежде, чем записать свою первую полноценную работу. Уизерс был младшим среди шести детей и рос в Западной Виргинии, угледобывающем городке, в совсем немузыкальной семье. Ещё не достигнув совершеннолетия, он пошёл на службу в Военно-Морские Силы США, где провёл девять лет. Там со временем он заинтересовался музыкой, но не решался всерьёз ею заняться, считая шоу-бизнес довольно нестабильной индустрией, а себя – не набравшимся опытом музыкантом.
Уизерс учился ещё долгих шесть лет, прежде чем рискнул выпустить пластинку. Just As I Am — работа довольно зрелого музыканта — совсем не похожа на уже ставшие классическими альбомы соула — тут тебе и рок, и блюз, и даже поклон в сторону кантри. Более того, во время выступления Уизерс сидит и играет на гитаре — сложно ассоциировать такое поведение артиста с менее пассивными и более вызывающими Сэмом Куком и Аретой Франклин, не так ли? У Билла действительно мало общего с коллегами по жанру. Нежная гитара, завывающий голос и надрывная печаль лирики — его творчество не похоже на современные ему семидесятые, провозгласившие главной ценностью свободную любовь и счастье. Песни с его дебютного альбома перепевали величайшие мэтры поп-музыки: Стиви Уандер, Гил Скотт-Херон, Майкл Джексон и другие не менее именитые исполнители.
Павел ЗелёнкинHunky Dory (1971)
- Changes
- Oh! You Pretty Things
- Eight Line Poem
- Life on Mars?
- Kooks
- Quicksand
- Fill Your Heart
- Andy Warhol
- Song for Bob Dylan
- Queen Bitch
- The Bewlay Brothers
Первый признанный шедевр Боуи и первый его альбом, записанный на лейбле RCA Records. Невероятное сочетание глэма с арт-роком открыло двери в чувственный, неподдельный мир музыканта, поразивший слушателя начала 70-х своими музыкальными экспериментами. Чарующие мелодии перебегают от одного эмоционального состояния к другому, не нагружая пластинку тяжёлыми звуками, благодаря чему его звучание кажется таким лёгким и спокойным. Широкий диапазон стилей и изумительное мастерство Боуи позволили ему сплести множество жанров в единую картину, что сделало четвёртый студийный альбом легендарного музыканта одной из самых значимых работ в истории музыки.
Рената КагароваImagine (1971)
- Imagine
- Crippled Inside
- Jealous Guy
- It's So Hard
- I Don't Wanna Be A Soldier
- Gimme Some Truth
- Oh My Love
- How Do You Sleep?
- How?
- Oh Yoko!
Второй сольный альбом Леннона, подаривший миру один из главных пацифистских гимнов всех времён. Альбом-признание в любви, альбом-политическое высказывание, альбом-оскорбление, альбом-рефлексия. Хотя рефлексия в нём прослеживается уже не такая очевидная, как в Plastic Ono band: Imagine – более коммерческая работа, но всё же не лишённая искренности и чувств. Альтруистическую и мечтательную идиллию пластинки нарушают I Don’t Wanna Be A Soldier Mama, Gimme Some Truth и How Do You Sleep?. Первая — ответ властям на призыв в армию молодых людей и отправку их в зону боевых действий во Вьетнаме, вторая — ответ президенту США Ричарду Никсону (и снова Вьетнам) и третья — ответ дражайшему другу Полу Маккартни на его Too Many People. В какой-то степени лицемерный, но, безусловно, влиятельный альбом бывшего битла.
Рената КагароваWhere I’m Coming From (1971)
- Look Around
- Do Yourself a Favor
- Think of Me as Your Soldier
- Something Out of the Blue
- If You Really Love Me
- I Wanna Talk to You
- Take Up a Course in Happiness
- Never Dreamed You'd Leave in Summer
- Sunshine in Their Eyes
Where I’m Coming From — пример пока ещё не проявившего себя в полной силе гения Стиви Уандера. В 1971 году музыканту исполнился двадцать один год, недавно он впервые женился и выпустил уже двенадцать альбомов для лейбла Motown Records — компании, считавшейся законодательницей музыкальных мод. Motown и по сей день остаётся крупным игроком бизнеса: в своё время лейбл подписал Jacksons 5 (и сольного Майкла Джексона впоследствии), Марвина Гэя, Смоки Робинсона, The Supremes (и Диану Росс), а в наши дни с Migos и Бруно Марс. Очевидно, что специализирующаяся на музыке чернокожих исполнителей компания в начале семидесятых имела бесспорную репутацию и могла позволить себе лучших музыкантов. Стиви Уандер явно не входит в число их немногочисленных промахов.
Как уже было упомянуто, двадцатиоднолетний Уандер в 1971 году выпустил для Motown уже тринадцатый альбом — последнюю работу, которую он был обязан лейблу по контракту. Однако молодой музыкант, до этого работавший под строгим надзором профессиональных продюсеров, решил проявить крайнюю самостоятельность. Со своей женой, сонграйтером Motown Сайритой Райт, они написали девять песен, и без помощи студийных исполнителей Стиви записал для релиза все инструменты. Разумеется, что Where I’m Coming From лишь отдалённо напоминал о гении, шедеврами которого позже стали Songs in the Key of Life, Innervisions и Talking Book (справедливости ради, до записи самого позднего из альбомов оставалось пять лет).
Павел ЗелёнкинWhat’s Going On (1971)
- What’s Going On
- What’s Happening Brother
- Flyin' High (In the Friendly Sky)
- Save the Children
- God Is Love
- Mercy Mercy Me (The Ecology)
- Right On
- Wholy Holy
- Inner City Blues (Make Me Wanna Holler)
What’s Going On — один из самых обласканных альбомов в истории музыки. Несмотря на то, что добрую часть известности Марвину Гэю/Гаю/Гею (нужное зрительно обведите) подарили более поздние работы, многие справедливо называют концептуальный шедевр музыканта What’s Going On одной из важнейших работ в истории музыки. Различные рейтинги дарят пластинке лидирующие строчки среди самых влиятельных альбомов (в обновлённом списке лучших релизов в истории Rolling Stone поставил What’s Going On на первое место). Тогда, в начале семидесятых, Марвин точно уловил дух эпохи: антивоенная риторика, царившая в США конца шестидесятых, закономерно умолкала, не получив ожидаемых действий от властей на свои требования. Манифестационный Вудсток, Лето Любви и политические шествия были живы в памяти людей (прошло всего два года), но бессмысленная и, надо сказать, радикальная борьба утомила многих. Так альбом Марвина Гэя попал в обнажённый нерв общества. Большинство устало от наивных и понятных лозунгов, и через призму великолепного What’s Going On музыкант заставил людей посмотреть правде в глаза.
Правда оказалась совсем не воодушевляющей. Следует также помнить, что What’s Going On совсем нетипичен и для самого Марвина. Прежде он записывался романтическим дуэтом с Тамми Террелл: Ain’t No Mountain High Enough, Two Can Have a Party, Keep on Lovin’ Me Honey — совсем не с жизнерадостными любовными треками можно ассоциировать довольно мрачное настроение What’s Going On, не так ли? Разумеется, Марвин никогда не был хиппи — ему, как довольно известному соул-исполнителю, было важно высказаться о наболевшем. Довольно трогательно и ясно, ведь лирический герой концептуального альбома — вернувшийся с войны солдат, обнаруживший страдания, ненависть и разруху в родной стране, за которую недавно воевал. Трагизму способствует и мажорная тональность работы — неповторимая метафора смешанных чувств персонажа, не знающего, радоваться ли ему или переживать.
Павел ЗелёнкинLed Zeppelin IV (1971)
- Black Dog
- Rock and Roll
- The Battle of Evermore
- Stairway to Heaven
- Misty Mountain Hop
- Four Sticks
- Going to California
- When The Levee Breaks
8 ноября 1971 года на прилавках магазинов появились экземпляры загадочного альбома, на обложке которого не фигурировало ни название, ни исполнитель. Таким образом Led Zeppelin хотели удостовериться в желании публики покупать пластинки не из-за популярности музыкантов, а, собственно, из-за их музыки. Услышав идею Пейджа, Atlantic Records пришли в ужас, ведь группа была против упоминания Led Zeppelin даже на обратной стороне конверта. Тем не менее первый тираж пластинки разошёлся мгновенно, и Led Zeppelin IV стал одним из самых продаваемых альбомов в истории.
В 1970-м по совету Fleetwood Mac группа решила записать свой релиз в поместье Хедли-Грейндж. Его каменное строение создавало прекрасную акустику, которой воспользовался коллектив, придав пластинке характерное звучание. К другим чертам альбома можно отнести тяжёлые риффы, «имитацию» рок-н-ролла 50-х, блюзовые гитарные мотивы и, разумеется, виртуозное сочетание всего этого. Нельзя не упомянуть и знаменитые символы Led Zeppelin, появившееся в качестве названия релиза. Позже они станут неотъемлемой частью знаменитой группы.
Рената КагароваWho's Next (1971)
- Baba O'Riley
- Bargain
- Love Ain't For Keeping
- My Wife
- The Song Is Over
- Getting In Tune
- Going Mobile
- Behind Blue Eyes
- Won't Get Fooled Again
В 1970 году Пит Таунсенд написал серию эссе для журнала Melody Maker, в котором он представил концепт, затрагивающий важность рок-музыки. Задумка его должна была вылиться в масштабный проект под названием Lifehouse, который он описывал как футуристическую рок-оперу, но неподъёмность проекта привела к отказу от этой идеи, а наработки стали частью Who’s next.
Важной чертой звучания альбома стали синтезаторы, которые музыканты использовали не в качестве небольшого дополнения, а как важную составляющую произведения. The Who также использовали орган Лоури, звук которого был пропущен через синтезаторы, что придало пластинке более новаторское и необычное звучание. В добавок изменился стиль игры Кита Муна: было принято решение не нагружать альбом долгими проигрышами, плюс ко всему, в ударных уже не было такой истерии, как в предыдущих работах группы.
Рената КагароваLove It to Death (1971)
- Caught in a Dream
- I'm Eighteen
- Long Way to Go
- Black Juju
- Is It My Body
- Hallowed Be My Name
- Second Coming
- Ballad of Dwight Fry
- Sun Arise
Love It To Death, альбом с которого Alice Cooper начался на самом деле, по факту является третьей студийной работой коллектива из США. Под началом Фрэнка Заппы, группа столкнулась с проблемами в продюсировании и первые их два альбома во многом остаются «великими неоткрытыми» работами. Ситуацию спас новый продюсер — Боб Эзрин для которого этот релиз стал дебютной работой и путевкой в мир. Во многом благодаря его влиянию группа сменила музыкальное направление на глэм.
На Love It To Death видно, как музыканты и продюсер пытались вести сражение сразу на двух фронтах, и, как ни удивительно, одерживали победы. С одной стороны Купер и Эзрин покоряли мэйнстрим такими сильными песнями как, например, I’m Eighteen. И в то же время музыканты становились пионерами концептуального рок-театра, благодаря великолепному музыкальному триптиху состоящему из Hallowed Be My Name, Second Coming и The Ballad Of Dwight Fry.
Love It To Death — первый кирпичик в стене имени Элиса Купера, каким мы его знаем сейчас, с его шок-роковыми выкрутасами, черным юмором и эпическим повествованием. Работа музыкантов и продюсера сделали свое дело и альбом до сих пор звучит очень прогрессивно. А любить его до смерти или сильнее — решать вам.
Виктор ФаберMaster of Reality (1971)
- Sweet Leaf
- After Forever
- Embryo
- Children of the Grave
- Orchid
- Lord of This World
- Solitude
- Into the Void
Трудно переоценить важность первых двух альбомов Black Sabbath, выпущенных в 1970 году. Они являются вехами в истории хэви-метал. Пластинки Black Sabbath и Paranoid познакомили мир с двумя основными направлениями группы: тягучим, низким звучанием и мрачными темами в лирике.
Однако Master Of Reality делает как будто бы шаг в сторону от альбомов 1970 года. Сами музыканты не побоялись уйти в эксперименты: Тони Айоми, понизив строй гитары на три полутона для удобства игры на инструменте, не преднамеренно сделал звук Black Sabbath еще тяжелее и плотнее. Изменился подход не только к музыке, но и к текстам. Большая часть лирики Master Of Reality обращается к мраку самосознания, затрагиваются темы войны и религии. Но при этом музыканты отказываются от упоминаний дьявола и литературных образов и обращаются к чувству депрессивного страха.
В результате получился один из лучших альбомов в карьере музыкантов, и во многом определивший дальнейшее развитие всего жанра. Black Sabbath сделали Master Of Reality, а Master Of Reality сделал Black Sabbath.
Виктор ФаберL. A. Woman (1971)
- The Changeling
- Love Her Madly
- Been Down So Long
- Cars Hiss by My Window
- L.A. Woman
- L'America
- Hyacinth House
- Crawling King Snake
- The WASP
- Riders on the Storm
В 1971 году The Doors отмечали всего четыре года с момента выпуска дебютного одноимённого альбома, принёсшего коллективу мировую известность. Прославившись в эпоху хиппи, в начале семидесятых группа со всем миром провожала «золотое десятилетие» музыки в прошлое: состоялся Woodstock 69, распались The Beatles, в должность президента США вступил первый за долгое время республиканец Ричард Никсон (ставший идеологическим оппонентом Джона Леннона после переезда в Штаты последнего). Цивилизация нуждалась в отдыхе от культурных переворотов: так началась ностальгия по беззаботному прошлому — по тому времени, когда никому не было дела до Вьетнамской кампании или разрушению табу сексуальности.
В начале семидесятых The Doors продолжали удивлять аудиторию: L.A. Woman, уже шестой альбом коллектива, поразил всех лаконичностью гитарного блюза с охрипшим голосом Моррисона и фирменными электрическими клавишными Рэя Манзарека в духе Джимми Смита. К записи следующего релиза была готова пачка песен, которые Моррисону не суждено было исполнить: поэт и певец скончался в Париже через два месяца после выхода L.A. Woman. Так неожиданно для всех обожателей The Doors самый необычный альбом коллектива стал последним, а готовящийся к выпуску Other Voices оставшиеся члены группы закончили самостоятельно: поочерёдно они подарили свои голоса песням почившего лидера.
Павел ЗелёнкинPearl (1971)
- Move Over
- Cry Baby
- A Woman Left Lonely
- Half Moon
- Buried Alive In the Blues
- My Baby
- Me and Bobby McGee
- Mercedes Benz
- Trust Me
- Get It While You Can
- Happy Birthday, John (Happy Trails)
- Me and Bobby McGee (Demo Version)
- Move Over (Alternate Version)
- Cry Baby (Alternate Version)
- My Baby (Alternate Version)
- Pearl (Instrumental)
Pearl стал лебединой песней Дженис Джоплин, хотя на момент его записи никто и не мог предположить, что релиз состоится уже после смерти певицы. Она впервые работала с Full Tilt Boogie Band, из-за участия которых (и из-за чуткого присмотра Пола Ротшильда) звучание стало более «отполированным», хотя при этом музыка не утратила своей аутентичности и искренности, присущей всему творчеству Дженис. Всё Джоплин выбирала лично и подгоняла под себя. Pearl подарил нам такие хиты на века, как Mercedes Benz (это вообще самая последняя запись певицы), Cry Baby, Me and Bobby McGee, Move Over. Альбом до сих пор включают во всевозможные списки а-ля «послушать до конца дней своих», и это более чем заслужено!
Катерина ГафтSticky Fingers (1971)
- Brown Sugar
- Sway
- Wild Horses
- Can't You Hear Me Knocking
- You Gotta Move
- Bitch
- I Got the Blues
- Sister Morphine
- Dead Flowers
- Moonlight Mile
В 1971 году The Rolling Stones уже многое оставили позади: распались их главные творческие противники The Beatles, умер один из основателей группы Брайан Джонс, а от признаков участия в «британском вторжении» не осталось и следа. В начале семидесятых коллектив окончательно американизировался, отказавшись от британских ценностей (и прелестей) — его и по сей день сложно ассоциировать с Британией. К тому моменту команде было почти десять лет — очень неплохой результат для групп-шестидесятников, распадавшихся примерно к концу десятилетия.
Несмотря на конец «золотой эпохи» музыки, для The Rolling Stones сексуальная революция, а точнее воинствующее партизанство, продолжалось полным ходом: коллективу удалось смутить обложкой альбома Sticky Fingers целую страну. В диктаторской Франкистской Испании оригинальную обложку с половым членом в состоянии эрекции под штанами актёра Джо Далессандро запретили к распространению, а Sister Morphine заменили на концертную версию песни Let It Rock. Ещё одна победа в копилке коллектива и пивная история для Мика Джаггера.
Павел ЗелёнкинFragile (1971)
- Roundabout
- Cans and Brahms
- We Have Heaven
- South Side of the Sky
- Five Per Cent for Nothing
- Long Distance Runaround
- The Fish (Schindleria Praematurus)
- Mood for a Day
- Heart of the Sunrise
Кто бы мог подумать, что оставшийся в анналах истории прогрессив-рока хит Roundabout свои лучшие годы будет переживать лишь почти через пятьдесят лет после выпуска в качестве сингла? Этот подарок, переданный авансом, песне группы Yes подарил популярнейший мультсериал Jojo — интро Roundabout разлетелось по всему интернету и почти год звучало из миллионов видеороликов во всех сегментах мировой сети.
В 1971 году хит вошёл в обласканный критиками альбом Fragile, регулярно входящий в перечни и топы лучших работ прогрессив-рока — направления, почитаемого самым капризным слушателем, требующим от музыки жанровых изысков и сложности исполнения.
Павел Зелёнкин