Mudhoney – Every Good Boy Deserves Fudge

Гранж основывался на двух жанрах: панке и металле, причем первый использовался бОльшим количеством групп. Mudhoney не были исключением. Желая оставить в прошлом более классическое рок-звучание Green River, Марк Арм нацелился на более резкий звук.

Однако за этой панковской завесой все равно прослеживается яркий образец гранжа: стоит только включить Every Good Boy Deserves Fudge, как вы сразу почувствуете будто оказались в Сиэтле с его ужасной погодой. И неспроста, ведь парни из Mudhoney проводили столько времени в подвале, играя свою музыку, еще и потому, что в дождливую погоду им было нечем больше заняться. Местами этот альбом может показаться не самым приятным, но, возможно, он лучше всего отображает раннюю сиэтлскую сцену.

Sub Pop – Deep Six

Лейбл Sub Pop тогда даже не знал, что стоял у истоков того, что вскоре станет главным музыкальным явлением 90-х. На нем будут выпускать свои альбомы Soundgarden, Mudhoney и Nirvana, и их успех поможет лейблу обрести успех. И хотя это случится в 90-х, первые шаги на своем пути Sub Pop будет делать еще в 80-е.

На начальном этапе истории лейбл специализировался на выпуске сборников песен разных групп. Серия Deep Six впервые познакомила слушателей с гранжем. В нее вошли первые синглы Soundgarden, а также группы Malfunkshun, в которой играл Энди Вуд. Но настоящими звездами, пожалуй, были Melvins. Их ранние альбомы можно отнести к думу или стоунеру, но они также заложили основы для нового жанра.

The Smashing Pumpkins – Siamese Dreams

Одно из самых больших преступлений, которое только мог совершить гранж-музыкант, – это попытаться стать рок-звездой. В ту минуту, когда Курт Кобейн появился на фото в Rolling Stone в футболке с надписью, гласящей, что корпоративные журналы – отстой, стало ясно: пора отбросить всю претенциозность. Но Билли Корган решил пойти иным путем.

The Smashing Pumpkins всегда находились на стыке гранжа и альтернативы, а Корган также оглядывался на классический рок. Siamese Dreams по своей структуре близок к концептуальному альбому, а каждый его трек показывает разную сторону группы. В нем есть и близкие к гранжу песни Today и Cherub Rock, и панковская агрессия в Quiet. А еще The Smashing Pumpkins в пику гранжу не боялись создавать что-то такое красивое, как Disarm. Может, этот альбом и нельзя назвать чистым образцом жанра, но свою роль в его развитии он безусловно сыграл.

Temple of the Dog – Temple of the Dog

В начале 90-х гранж пережил непростые времена. Хотя мир потихоньку начал с ним знакомиться и любить, чистота и невинность жанра были частично утрачены вместе с уходом из жизни Эндрю Вуда до того, как Mother Love Bone сумели добиться большого успеха. Тяжелее всего справиться с утратой было Крису Корнеллу, и он вылил свои эмоции в альбом Temple of the Dog.

Корнелл был соседом по комнате Вуда и после его гибели пригласил оставшихся участников Mother Love Bone записать альбом в память о вокалисте. Стоун Госсард и Джефф Амент оценили такой жест и пригласили на запись молодого Эдди Веддера, с которым потом будут играть в Pearl Jam. На момент релиза это был альбом супер-группы, чьи участники еще не заслужили «супер»-статуса, но совместное горе помогло им создать нечто прекрасное.

Stone Temple Pilots – Purple

В первые годы гранжа Stone Temple Pilots были чем-то вроде изгоев в индустрии. Группа происходила не из Сиэтла, а из Калифорнии, и многим местным представителям сцены достаточно было один раз взглянуть на Скотта Вейланда в клипе на Plush, чтобы записать коллектив в список позеров, пытающихся скопировать их звучание. Тем не менее, Stone Temple Pilots продолжали усердно работать и доказывать всем обратное.

И хотя большинство фанатов гранжа считают главными героями жанра Nirvana и Pearl Jam, Stone Temple Pilots заслуживают похвалу за вклад в развитие течения, несмотря на то, что они были более мейнстримными, чем их коллеги.

Singles OST

Кэмерон Кроу известен своей любовью к хорошей музыке, и хотя его фильм «Одиночки» можно считать частью той корпоративной машины, которую гранж-артисты презирали, картина сделала для жанра и его популяризации очень много.

Действие романтической комедии разворачивается в Сиэтле, поэтому неудивительно, что большая часть саундтрека включает в себя гранж. Некоторые группы даже снялись в картине, там есть участники Pearl Jam, выступление Alice In Chains и камео Криса Корнелла. Саундтрек к фильму – прекрасная ода гранжу, хотя в нем есть и не только он. Но если бы в треклист попала еще и Nirvana, то этот альбом можно было бы считать лучшим в жанре гранжа.

Soundgarden – Badmotorfinger

Soundgarden если не презирали метал-сцену Лос-Анджелеса 80-х, то по крайней мере всеми силами старались от нее дистанцироваться. При этом они с огромным уважением относились к другим своим предшественникам, в частности, к Led Zeppelin, у которых они многое почерпнули. Но копировать кумиров никто не собирался. На альбоме Badmotorfinger Soundgarden отринули традиционные структуры песен и создали нечто свое и уникальное, а главная отличительная черта – это, конечно, узнаваемый голос Криса Корнелла.

Из всех групп гранжа, добившихся легендарного статуса, Soundgarden единственные, кто не потерял возможность иногда выпускать что-то очень странное – и прекрасное в своей странности.

Pearl Jam – Ten

Каждая гранж-группа была по-своему уникальна, и вы вряд ли спутаете, например, Mudhoney и Soundgarden. В то же время не стоит стыдиться желания взять что-то из классического рока, и Pearl Jam именно это и сделали.

После распада Mother Love Bone Стоун Госсард не собирался долго горевать и сидеть сложа руки, поэтому он собрал новую группу – Pearl Jam – и пригласил на вокал Эдди Веддера из Сан-Диего. Их дебютный альбом Ten – один из самых естественных и искренних альбомов сиэтлского рок-н-ролла, в котором хватало и панковского духа, и энергии стадионного рока. А вокал Веддера впоследствии будут неоднократно пытаться скопировать и повторить многие рок-музыканты, включая Чэда Крюгера из Nickelback.

Alice In Chains – Dirt

Когда Alice In Chains начали работать над вторым полноформатным альбомом, в группе уже наблюдались проблемы с запрещенными препаратами, поэтому материал вышел несколько затуманенным. Лэйн Стейли никогда не скрывал своего пагубного увлечения и открыто говорил о нем в таких песнях, как Sickman. Хотя далеко не все композиции с альбома имеют такую тематику, остальные не менее мрачные, например, Rooster посвящена отцу Джерри Кантрелла, и она проводит слушателя по адскому пути.

Dirt смело можно назвать одним из тех альбомов, в которых заложена вся квинтэссенция гранжа. Он очень мрачный, но в нем также есть и невероятная красота, которая заставляет желать большего от Alice In Chains. К счастью, группа успеет порадовать поклонников еще одним альбомом со Стейли на вокале.

Nirvana – Nevermind

Даже если Nevermind и может показаться слишком мейнстримным, особенно для гранжа, нельзя спорить с тем, что он оказал огромное влияние на весь мир музыки, не меньше, чем в свое время Чак Берри с Johnny B Goode. Если вы хотите отследить момент, когда гранж по-настоящему изменил мир, достаточно послушать Smells Like Teen Spirit.

На Nevermind Nirvana удалось совместить панковскую энергию, присущую гранжу, с более-менее попсовым звучанием, которое могла оценить широкая аудитория (что она и сделала). И хотя Кобейн всеми силами пытался избежать славы, после выхода Nevermind точка невозврата была пройдена, и вскоре гранж превратится в мощную движущую силу, а сам Курт – в голос поколения.