Horslips

Этот скромный коллектив из Дублина не только придумал кельтский рок, но и облачил его во множество различных форм. Ни одна группа, играющая кельтский рок, не избежала влияния Horslips. Однако к их уровню едва ли подобралась хоть одна команда.

Состав группы оставался неизменным на протяжении всей их профессиональной карьеры: клавишник Джим Локхарт, гитарист Джон Фин, басист/вокалист Барри Девлин, ударник Имон Карр и Чарльз О’Коннор – мастер концертино, мандолины, скрипки, акустической и слайд-гитары.

Первый альбом Happy To Meet — Sorry To Part (1972) был в основном составлен из традиционных ирландских джиг и рилов, но аранжированы они были настолько оригинально и находчиво, что звучание получилось отличным – мастерски вплетенные в традиционную музыку элементы хард-рока и прогрессива станут визитной карточкой группы.

Второй альбом The Tain (1973) представлял собой музыкальное сопровождение для театральной постановки по древнему ирландскому эпику Táin Bó Cúailnge. На этой работе было уже больше собственного материала группы, и уклон в рок-музыку стал еще более заметен. Также на The Tain был первый хит коллектива – сногсшибательная Dearg Doom.

Третий и, пожалуй, самый роковый Dancehall Sweethearts (1974) я бы охарактеризовал как кельтский глэм. Но даже несмотря на пресловутый zeitgeist, в музыкальном плане альбом очень хорош. А если подходить к нему с точки зрения кельтского рока, то это абсолютная классика – одна только King of the Fairies чего стоит!

На следующем альбоме Drive The Cold Winter Away (1975) группа решила обратиться к истокам – они записали самый фолковый свой релиз. Но не нужно думать, что он получился слабее или скучнее – скучно играть Horslips вообще не умели. Потрясающе красивая работа на традиционном материале.

На The Unfortunate Cup Of Tea (1975) парни вновь заиграли рок, но уже не так удачно – этот релиз получился откровенно слабым. Они исправились на следующей пластинке. Ею вновь стала концептуальная работа — The Book of Invasions (A Celtic Symphony) (1976). На этот раз группа вдохновлялась сборником ирландских мифологических историй Lebor Gabála Érenn. В итоге получился один из ярчайших альбомов кельтского рока.

Последующие альбомы The Man Who Built America(1978) и Short Stories, Tall Tales (1979) были уже заурядным хард-роком того времени. Группа быстро растеряла своих фолковых фэнов и вскоре вынуждена была прекратить существование.

В нулевых оригинальный состав воссоединился и по сей день продолжает давать концерты как в Ирландии, так и в Англии.

Gordon Giltrap

Этот виртуозный гитарист-самоучка начинал в конце 60-х как автор-исполнитель и, подражая своим знаменитым коллегам Дженшу и Ренборну, он играл минималистичный, но виртуозный фолк. Большой популярности в этой, и так уже довольно людной нише, в то время было довольно сложно добиться. И Гилтрэп, выпустив несколько альбомов в таком ключе (Gordon Giltrap 1968, Portrait 1968), понял, что нужно что-то менять. Направление подсказал набирающий обороты симфонический рок.

Первой попыткой можно считать вступление в группу Accolade, играющую неплохой, но вполне заурядный фолк-рок с элементами прогрессива. Выпустив с ними один альбом, Гордон все же решил заниматься сольной карьерой. И, как показало время, не прогадал. Постепенно, двигаясь от фолка к симфоническому звучанию Гилтрэп выработал свой собственный звук и отточил гитарный стиль до совершенства.

Кстати, о гитарном стиле. Основываясь на традиционном звучании, Гордон вплел в него элементы фламенко, классической музыки, блюза и даже джаза. А самой яркой особенностью его игры, пожалуй, можно считать агрессивное и молниеносное легато. Возможно, это звучит не так эффектно как у Эдди Ван Халена, но по сложности исполнения он явно не уступает.

И вот, к середине 70-х, Гилтрэп таки вывел свою формулу звука. С 1976 по 1978 годы вышли три самых значительных его альбома – Visionary, Perilous Journey, Fear of the Dark. Величественно-мелодичный и атмосферно-помпезный симфо-фолк-рок Гордона был встречен на ура, и навсегда наложил свой отпечаток на развитие подобной музыки. Например, в знаменитом Riverdance, за авторством Bill Whelan, отчетливо слышится это влияние.

Для наглядности музыкального роста Гордона предлагаю послушать две версии Lucifer’s Cage. Одна с его второго альбома Portrait (1968), а вторая с Visionary (1976).

В 2009 году он со своим старым товарищем Риком Уэйкманом записал просто потрясающий альбом From Brush and Stone. Дальнейшая карьера у Гордона сложилась очень хорошо: до сих пор он записывает альбомы и регулярно выступает с концертами и на фестивалях.

Stackridge

У каждого меломана есть свои особенно любимые коллективы. Для меня Stackridge как раз является одним из таких. Звучание их первых двух альбомов есть квинтэссенция классического британского рока. Они буквально вобрали в себя лучшие элементы рок-сцены начала 70-х: цепляющие мелодии Beatles, ирония и претенциозность Kinks, дотошность и напыщенность Strawbs и, конечно же, фольклорная тонкость и красота.

Stackridge в классическом составе – это шесть замечательных людей их Бристоля: Энди-Кресвэлл Дэвис, Джим Уолтер, Джеймс Уоррен, Майк Эванс, Майк Слэйтер, Билли Бэнт. Я предлагаю рассмотреть два первых альбома группы – Stackridge (1971) и Friendliness (1972). Они же и являются классическими работами группы.

Дебютный альбом сразу же приковывает внимание изысканными мелодиями и остроумными ходами. Чего только стоит шикарный фолк`н`ролл The Three Legged Table и залихватская Dora The Female Explorer, в которой, между прочим, впервые в рок музыке был использован гобой.

Однако главные вещи на альбоме – это просто умопомрачительные прог-фолковые номера Essence Of Porphyry и Slark. Комментарии тут излишни – нужно слушать.

Второй альбом Friendliness был логическим продолжением первого и мог также похвастаться великолепным мелодичным фолковым звучанием. Истинный бриллиант британского прогрессивного рока.

Позже в группе началась чехарда в составе, да и звучать они стали как пародия на самих себя. Так продолжалось 3 альбома, а в 1976 году группа распалась, но не навсегда. Они воссоединились в 1999, но в 2015-м группа объявила о распаде.

Anthony Phillips

Энтони Филлипс – выдающийся музыкант, оригинальный гитарист Genesis и, следовательно, один из изобретателей прогрессивного рока. Боязнь сценических выступлений не дала ему возможности завоевать мир с Genesis, но своими потрясающими сольными работами он с лихвой компенсировал это досадное упущение.

На протяжении первой половины 70-х его фигура была в тени. Лишь с выходом в 1977-м дебютного сольника The Geese And The Ghost стало ясно, какое же все-таки огромное влияние Энтони оказал на формирование звука Genesis. Его пасторально-классическое видение, пожалуй, не многим придется по вкусу, но это нормально. Произведения его сродни холстам пейзажистов или анималистов, но только не так статичны. У него немало самой разнообразной музыки, но самое великолепное, что он написал и исполнил, было на акустической гитаре. Гитарный стиль, который он выработал, узнается моментально – негромкое, лаконичное и полное красивых нюансов арпеджио, перемежающееся волнами эпических взлетов и падений.

Карьера у Филлипса сложилась прекрасно — множество альбомов с большим количеством удивительных музыкантов. Одиннадцатая по счету часть его знаменитой серии Private Parts & Pieces вышла в 2012 году. Его последний, на данный момент, сольный альбом Strings Of Light вышел в 2019 году.

PS: Я даже и предположить не мог, что работа над этими статьями будет таким волнующим занятием. Лучшего завершения цикла и придумать нельзя. Всем спасибо за внимание.