Когда я задумывал статью о британском фолк-возрождении и последующем буме фолк-рока, то подошел к вопросу несколько легкомысленно – была идея написать о 6-8 наиболее знаковых коллективах, дабы не вгонять в тоску неподготовленного читателя. Однако при составлении списка групп, стало отчетливо ясно, что интересного материала намного больше, и весь он явно не уложится в рамки одной статьи. В итоге я подготовил серию из пяти частей.

Пару слов о том, почему именно фолк-возрождение. Фолк, по сути, был предшественником рок-музыки. С начала 60-х он набирал обороты как в Америке, так и Англии, становился сложнее и обрастал новыми слоями. Уже к середине 60-х фолк стал неотъемлемой частью рока, придав ему особую лиричную глубину и чувствительность и тем самым открыв новые грани для талантливых музыкантов. Однако, как ни крути, в плане интереса к новой музыке именно Соединенное Королевство было тогда впереди планеты всей. И трансформации английского фолка (и американского тоже, но об этом в другой раз) оказали колоссальное влияние на становление рок-музыки такой, какой мы знаем её теперь. Ну а если без лишней патетики – мне просто нравится эта музыка.

Pentangle

Начну с самого важного для тогдашней британской фолк-сцены коллектива под названием Pentangle. Группа эта для фолк-рока имела такое же значение, как Cream для блюз-рока. Основана она была в 1967 году вокруг двух знаковых гитаристов-виртуозов – Берта Дженша и Джона Ренборна, которые к тому времени уже выпустили несколько сольных альбомов и один совместный. Дополнили коллектив молодая и неизвестная тогда вокалистка Жакуи Макши, а также джазовые музыканты – контрабасист Дэнни Томпсон и ударник Терри Кокс, игравшие прежде в группе Алексиса Корнера и Duffy’s Nucleus (вместе со знаменитым Джоном Маклафлином).

Несколько слов о замечательном дуэте Берта Дженша и Джона Ренборна. Ни тот ни другой не были классическими певец-сонграйтер, как можно было бы подумать. Каждый был в первую очередь гитаристом-виртуозом, хотя оба обладали неплохим вокалом (правда, Дженш все-таки в большей степени был ориентирован на вокальные партии благодаря красивому голосу). Опять же, оба были под влиянием как американской музыки – блюза (Lead Belly, Big Bill Broonzy) и протестного фолка (Woody Guthrie, Pete Seeger), так и английской — фолк-сцены (Davey Graham, Wizz Jones) и традиционной музыки.

Хоть, конечно, они и были товарищами, но стилистически играли совсем по-разному – Дженш всегда был где-то на стыке вышеперечисленных направлений со стремлением к фолк-року, а Ренборн тяготел к традиционной музыке, мелодиям средневековья и барокко-фолку. Их знаковые альбомы до Pentangle это – совместный Bert and John 1966 года и работы Дженша – Don’t bother me (1965) и Jack Orion (1966), где была адаптированная традиционная композиция Blackwaterside, которую потом переработает в инструментал Джимми Пtйдж и она будет выпущена на дебютнике Led Zeppelin под названием Black Mountain Side. Кстати, и не ее одну он заимствовал у Берта.

Успех пришел к Pentangle практически сразу, что неудивительно, учитывая состав исполнителей и абсолютно новаторское звучание – так никто не звучал ни до, ни после. Джазовая ритм-секция, две акустических гитары и мужской вокал с женским сливались во что-то совершенно волшебное. Джаз-фолк, электрик-фолк, фолк-рок, барокко-фолк – охват обширен, многогранен и уникален. В своем классическом составе Pentangle с 1968 по 1972 год выпустили шесть альбомов. Были как чисто фолковые работы (Solomon Seal) так и более эклектичные (Reflection), однако самые яркие и обязательные к ознакомлению это первенец – The Pentangle (1968), канонический живой альбом — Sweet Child (1968), самый коммерчески успешный — Basket Of Light (1969) и заключительный – Solomon Seal (1972).

После распада в 1973 Дженш успешно выпускал сольные работы, Ренборн заправлял в группе имени себя и впоследствии породил немало подражателей своему стилю, самый известный из которых, пожалуй, Greg Joy.

Pentangle воссоединились вновь в 1981, но уже без Ренборна в составе. Джэнш умер в 2011 как признанный мастер и “Гитарист Гитаристов”.

Fairport Convention

Вторая знаковая группа – это Fairport Convention. Начало коллектива было положено, когда в 1966 в Лондоне нашли друг друга басист Эшли Хатчингс и гитарист Саймон Никол. Чуть позже к ним присоединились еще один гитарист Ричард Томпсон и ударник Шон Фрэйтер, который вскоре был заменен на Мартина Лабде. Имя группы было заимствовано из названия здания Fairport, где у отца Никола была медицинская практика и их репетиционная база этажом выше. Вскоре к ним присоединилась вокалистка Джуди Дибул. Так сформировался первый состав группы. После серии клубных выступлений они обзавелись менеджером в лице Джо Бойда и по его настоянию при записи дебютного альбома был приглашен вокалист Лэйн Мэтьюз.

Одноименный альбом вышел в начале 1968 года и был по сути эйсид-фолком американского разлива (ближайшие ориентиры Jefferson Airplane, Moby Grape, The Byrds). Перед записью второго альбома Дибул сменила прекрасная вокалистка Сэнди Дэнни. С ее приходом, во-первых, музыка стала намного более фолк-ориентированной, а во-вторых, началось восхождение группы к своему творческому пику. Второй альбом What We Did On Our Holidays 1969 года обозначил путь команды на смешивание эйсид-рока и традиционной музыки, но был весьма неровным по качеству материала. А вот с приходом в группу блестящего скрипача Дэйва Суэбрика, пока в качестве гостя, для записи третьего LP Unhalfbricking (1969), звучание коллектива обрело ту законченность и самодостаточность, которые и занесли Fairport Convetion в абсолютную классику рок-музыки. Самая мощная композиция с этого альбома, которая и указала направление на дальнейшее движение, была эпическая переработка традиционной A Sailor’s Life.

Потрясения, увы, не обошли коллектив, и после одного из концертов в 1969 году группа попала в аварию, и талантливый ударник Мартин Лабде разбился насмерть. Было ему всего 19. Замена была найдена в лице Дэйва Мэттэкса. Суэбрик тоже стал постоянным членом группы — и этим вынужденно обновленным составом был записан теперь уже канонический Liege & Lief (1969). На этом альбоме FC довели свою формулу фолк-рока до почти идеальной консистенции: гармоничное сочетание перегруженной электрогитары и роковой ритм-сеции с традиционными мелодиями и инструментами. И, конечно, нельзя не сказать про блестящий вокал Сэнди – яркий, но не громкий и какой-то задумчиво глубокий. Альбом достоин, чтобы его прослушать целиком, но я позволю себе выделить три абсолютно убойных трека — Matty Groves, The Deserter, Tam Lin. Классика!

После выхода альбома Сэнди Дэнни ушла, чтобы организовать свою группу Fotheringay, которая была не очень успешна. Она вернулась в 74-м и пробыла в составе до 75-го, борясь с алкогольной и наркотической зависимостями, а в 1978 году умерла от кровоизлияния в мозг, которое наступило вскоре после ее падения с лестницы. Эшли Хатчингс, желая играть более традиционный материал, тоже ушел и основал очень успешную Steeleye Span, про которую расскажу ниже. Fairport Convention реформировались и после перерыва с 79 по 85 года продолжают творческую деятельность, однако пиком был именно Liege & Leaf.

Steeleye Span

Итак, когда Хатчингс покинул FC он встретил клубный фолк-дуэт – вокалистку Мэдди Прайор и гитариста/вокалиста Тима Харта. Дополнила первый состав Steeleye Span и семейная пара – гитарист/вокалист Терри Вудс и вокалистка Гай Вудс. И вот, с двумя солистками и приглашенным ударником Дэйвом Мэттэксом был записан и издан в 1970 году дебютный альбом Hark! The Village Wait. Он состоял почти целиком из аранжированных заново традиционных композиций, и эта особенность стала правилом для группы: за редким исключением, весь их материал составляют именно традиционные песни. Звучала работа очень симпатично: классные вокальные гармонии, ненавязчивая электрогитара, четкий ритм и безусловное мастерство музыкантов. Уже тогда было заметно, что группа имеет хороший коммерческий потенциал и их манера очень подходит под формат радио.

Однако сразу после записи альбома группу покинули супруги Вудс (они создали группу The Woods Band и выпустили два неплохих альбома в 71-м и 78-м, а с 86-го Терри играет в The Pogues), и на последующих трех альбомах звучание у команды было довольно занятное: ударника не было совсем, но был электро-бас и перегруженная гитара. И все это при том, что играли-то они традиционный материал. Тут вроде все должно было устраивать Эшли, но после выхода третьего альбома Jigs: Paddy Clancey’s Jig-Willie Clancy’s Fancy в 1971 году неугомонный Хатчингс снова ушел, оставив им же основанную группу. На этот раз он сколотил The Albion Band, в которой счастливо играл до 2014 года. Steeleye Span выпустили еще два альбома без ударника и решили, что пора брать быка за рога. И начиная с LP 1974 года Now We Are Six они зазвучали как фолк-версия Fleetwood Mac и достигли коммерческого пика с релизом в 1975 году All Around My Hat.

Steeleye Span до сих пор активны. В 2013 году выпустили отличный альбом Wintersmith. В работе над ним им помогал недавно ушедший от нас сэр Терри Пратчетт. В 2016-м вышел Dodgy Bastards, который стал последним альбомом с участием басиста Рика Кемпа. Их последний, на данный момент, релиз Est’d 1969 появился в 2019-м.