Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)
- Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
- With A Little Help From My Friends
- Lucy In The Sky With Diamonds
- Getting Better
- Fixing A Hole
- She's Leaving Home
- Being For The Benefit Of Mr. Kite!
- Within You Without You
- When I'm Sixty Four
- Lovely Rita
- Good Morning Good Morning
- Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
- A Day In The Life
Для нашего поколения Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band ‒ это прежде всего образцово-показательная история о том, как артист может перепридумать себя. И не столько ради возвращения начинающей угасать популярности, сколько ради того, чтобы заявить о себе как о художнике и сказать новое слово в музыке.
К середине 1966 года The Beatles просто-напросто надоело быть «битлами»: после нескольких лет беспрерывных гастролей, между которыми они в рекордные сроки успевали записать очередной хитовый альбом, они находились на грани физического и морального истощения… Приняв решение отказаться от концертов, ливерпульская четверка закономерно пришла к идее создания уникальной записи, не требующей последующего воспроизведения вживую, перед публикой. В результате 400 часов студийной работы свет увидела пластинка, которую как только ни окрестили: «саундтреком к лету любви», «первой концептуальной записью», «родоначальником прогрессив-рока» и «началом Эры альбома».
Спустя полвека все эти регалии, навешанные пудовыми медалями на Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, безусловно, кое-что да значат, но гораздо важнее для нас, что каждая из тринадцати представленных на альбоме песен умудряется акробатически балансировать на грани между святой простотой прежних «Битлз» и психоделической вычурной заумью (в которую в следующем десятилетии скатится большая часть рока). Это ладно скроенные, хитро сделанные и при этом бодрые треки, которые демонстрируют: The Beatles, пусть и переодевшись в яркие кафтанчики анонимусов и не скрывающие увлечения ЛСД-трипами, остались отличными поп-мелодистами. А значит, этой пластинке гарантировано место как в каталоге ностальгирующего по своему 1967-му седовласого хиппи, так и в айподе юной инди-девушки, только готовящейся вступить в свое первое лето любви.
Таня БулановаDisraeli Gears (1967)
- Strange Brew
- Sunshine Of Your Love
- World of Pain
- Dance the Night Away
- Blue Condition
- Tales of Brave Ulysses
- SWLABR
- We're Going Wrong
- Outside Woman Blues
- Take It Back
- Mother's Lament
Когда я последний раз заслушивался этой пластинкой, разговоры вокруг ходили исключительно про The Black Keys. До сих пор вспоминаю переполнявшее меня чувство стороннего наблюдателя, постигшего нечто, другим недоступное. Истину, существующую параллельно течениям музыкальной моды и коммерческим изысканиям современных продюсеров…
Лавина первобытных барабанов. Ухающий бас, тягучий, как Marmite. Мутновато-яркий, словно солнце, на которое смотришь сквозь толщу воды, звук гитары. И стройное, почти соловьиное пение. Disraeli Gears — настоящее торжество текстур, мирное сосуществование художников, почерк каждого из которых слишком уникален, чтоб быть лишь частью общей картины. И все же картина складывается — да еще какая!
Любая песня с Disraeli Gears — в равной степени рок и психоделия. Но вот в чем штука — эти песни сочетают все лучшее от этих жанров и полностью лишены их недостатков. Здесь вы не услышите затяжных джемов, которые рано или поздно набивают оскомину даже самому укуренному из хиппи. Нет здесь и чрезмерной рок-н-ролльной разухабистости, которая угнетает музыкальный кругозор, стоит начать потреблять ее в безрассудных количествах…
Ну а если и этого мало, отмечу, что именно Disraeli Gears позволил молодым англичанам из Cream покорить Америку, пусть и в следующем, 1968 году. Да и кроме синглов Strange Brew, Tales of Brave Ulysses и Sunshine of Your Love (последнюю исключительно удачно «кавернул» сам Джими Хенрдрикс) на пластинке есть за что зацепиться даже самому взыскательному уху. Словом, обязательно оцените Disraeli Gears, какая бы музыка ни возглавляла ваши личные чарты. И помните — истина в сливках!
Сергей ЧерновThe Velvet Underground & Nico (1967)
- Sunday Morning
- I’m Waiting for the Man
- Femme Fatale
- Venus in Furs
- Run Run Run
- All Tomorrow's Parties
- Heroin
- There She Goes Again
- I’ll Be Your Mirror
- The Black Angel’s Death Song
- European Son
Дебютник The Velvet Underground впервые пришел ко мне не как альбом, а как банан на чьей-то виниловой сумке. Тот самый банан, который Энди Уорхол предлагал медленно почистить и что-то увидеть. И я, надо сказать, действительно не торопилась и долгое время даже не пыталась залезть глубже парочки хитов, которые нашли меня сами; зато много лет спустя под кожурой культовой обложки мне и правда открылся дивный новый мир.
1967 год – это лето любви, песни про цветы в волосах, мудреная психоделия, виртуозные пассажи Джими Хендрикса и все более грандиозные опусы The Beatles. И это все – кто бы спорил – прекрасные тренды, но каким образом было в них вписаться альбому, где вместо многоминутных построений были простые и грубоватые структуры, а вместо пацифистской лирики – тексты о страданиях, тяжелых наркотиках и БДСМ?
Пластинка и правда не вписалась и культовой стала далеко не сразу. Музыкальная клумба стряхнула черную краску и продолжила цвести и пахнуть. Революцию The Velvet Underground тогда не совершили, зато показали подрастающим музыкантам, что так тоже можно – и это тоже хорошо. А потом появился панк, нойз-рок, шугейз, альтернативная музыка и еще ряд жанров, в фундамент которых лег тот самый «банановый» альбом, и всем стало ясно, что должен был увидеть слушатель, медленно счищая с него кожуру.
История музыки расставила все по своим местам, и лишь с пониманием того, что оказалось на соседних полочках, мне стало ясно, насколько важным и великим был этот альбом, со временем резонирующий все громче и громче.
Карина ЕганянAre You Experienced (1967)
- Foxey Lady
- Manic Depression
- Red House
- Can You See Me
- Love Or Confusion
- I Don't Live Today
- May This Be Love
- Fire
- Third Stone From The Sun
- Remember
- Are You Expirienced?
- Hey Joe
- Stone Free
- Purple Haze
- 51st Anniversary
- The Wind Cries Mary
- Highway Chile
Джими Хендрикс вдохновляет своей музыкой гитаристов всех стран и народов. Он один из тех, кто сделал для людей не так много при жизни и очень много после своей смерти. К 1967 году он успел сыграть везде, где мог, и прекратил мыслить в формате блюзового артиста.
Первая пластинка Джимми Хендрикса просто разорвала людям шаблон: до него никто так не играл на гитаре. Он смотрит на музыку не как на набор гамм и аккордов, она для него нечто живое и внеземное. До сих пор непонятно, как ему удалось так сильно опередить своё время: может, он такой же инопланетянин, как Дэвид Боуи, а может, просто слишком много кислоты ел. Но Purple Haze до сих пор заставляет челюсти гитаристов падать на пол при первом прослушивании.
Были в тот год у него и земные песни, например Hey Joe (кавер Билли Робертса), вышедшая синглом перед Are You Experienced. Однако и здесь Хендрикс не может монотонно перебирать струны и петь спокойным голосом. К концу песни у него срывает резьбу, и он начинает кричать и играть нечто нервное. Это при том, что в его жилах текла кровь африканцев и индейцев-чероки. Теперь представьте, каким буйным был его внутренний мир. Но в жизни Джими был милейшим человеком: это только на сцене он уничтожал и сжигал гитары и улетал разумом в космос на песнях типа Fire.
Николай АрутюновSongs of Leonard Cohen (1967)
- Suzanne
- Master Song
- Winter Lady
- The Stranger Song
- Sisters of Mercy
- So Long, Marianne
- Hey, That's No Way to Say Goodbye
- Stories of the Street
- Teachers
- One of Us Cannot Be Wrong
Не побоюсь сказать, что музыка Леонарда Коэна сопровождала меня на протяжении всей жизни. Пусть я и не была его большой поклонницей, не всегда могла отличить ту или иную композицию, но тем не менее в его песнях чувствовала что-то родное и близкое сердцу, особенно сейчас, когда вся дискография нежно любима.
Свое восхождение на музыкальный олимп Коэн начал с альбома Songs of Leonard Cohen. Правда, как это часто бывает, его первый альбом не принес большого коммерческого успеха и не стал феноменом уходящего 1967 года. Лишь спустя полвека мы можем оценить то значение, которое оказали песни Коэна на мир музыки.
Дебют немолодого и меланхоличного канадского поэта и певца собрал в момент выхода резко поляризованную критику — например, Артур Шмитт из Rolling Stone написал, что на альбоме три отличные песни, одна хорошая, три плохие, а три — «горящее дерьмо», и что Леонард Коэн — прекрасный поэт, но это еще не делает его хорошим сочинителем песен. А критик New York Times Донал Хенахан без восторга поставил его «где-то между Шопенгауэром и Бобом Диланом по шкале отчуждения».
Этот альбом не увидел бы свет, если б не знакомство мистера Коэна с певицей Джуди Коллинз, которая и надоумила его начать петь и выступать самому, ведь раньше его песни становились хитами в исполнении других артистов; к примеру, Suzanne — одна из самых известных, популярных и несомненно бессмертных его композиций.
По одной только этой песне — оде к полусумасшедшей женщине, живущей недалеко от реки Святого Лаврентия в Монреале и связанной с рассказчиком этой истории глубокой личной и духовной связью — видно, насколько мастерски Леонард Коэн передавал в своих песнях такие, казалось бы, обычные, но самые что ни есть настоящие, искренние, сложные, а посему актуальные во все времена человеческие чувства — любовь и привязанность, что делает как Suzanne, так и в целом весь дебютный альбом понятным и популярным и в наши дни.
Дана АманкуловаThe Piper at the Gates of Dawn (1967)
- Astronomy Domine
- Lucifer Sam
- Matilda Mother
- Flaming
- Pow R. Toc H.
- Take Up Thy Stethoscope and Walk
- Interstellar Overdrive
- The Gnome
- Chapter 24
- The Scarecrow
- Bike
С творчеством группы Pink Floyd меня в детстве познакомили родители. Я была воспитана на эклектичном наборе композиций и исполнителей различных жанров, культур и языков. С кем-то мы «не виделись» давно, а кто-то, как Pink Floyd, остался со мной на всю жизнь.
Конечно, в детстве больше звучали такие альбомы, как The Dark Side of the Moon 1973 года, со своей знаменитой обложкой, которую хотелось иметь на плакатах, футболках и всем, на чем можно рисовать, и The Wall 1979-го. С альбомом The Piper at the Gates of Dawn довелось мне познакомиться прямо уже в совсем осознанном возрасте, когда появилась возможность слушать все что хочешь. Было немного странно слышать то, с чего начиналась группа, слышать другой вокал и тексты, когда ты привыкла к Гилмору и Уотерсу. Теперь-то, конечно, понимаешь, что это была та основа, благодаря которой ребята смогли стать теми, кем стали.
Дебютный альбом Pink Floyd был записан под руководством Сида Барретта, гения психоделики и сюрреализма, сумасшедшего изобретателя, благодаря которому в мою жизнь ворвались импровизация и какофония. И остались там жить. Видимо, творчество Pink Floyd явилось колыбелью для моей любви к длинным, пространным инструментальным композициям, переводящим сознание в иное качество и приводящим к чему-то похожему на транс. И это без любимых Барреттом ЛСД и прочих пособников изменению сознания.
Альбом The Piper at the Gates of Dawn записывался в третьей студии Abbey Road. Назвали альбом так же, как главу из сказки «Ветер в ивах» шотландского писателя Кеннета Грэма. Это была любимая книга основателя группы Сида Баррета. Да и все в этом альбоме «под знаком» Сида — он и автор песен, и основной вокалист. Только Pow R. Toc H. и Interstellar Overdrive — общее творчество, а Take Up Thy Stethoscope and Walk — сугубо творение Роджера Уотерса; все остальное — Барретт.
К текстам я пришла значительно позже музыки, но и здесь альбом не разочаровал: он полон психоделических, порой наркотических откровений Баррета. Здесь и космо-астрономические темы Astronomy Domine и Interstellar Overdrive (о да! и хорошо, что инструментал); и наркотические нотки Flaming и Pow R. Toc H. с их странными жутковатыми звуками и шумами; и детское сказочно-волшебное восприятие Scarecrow, Matilda Mother, Bike; и фантастические образы The Gnome; и медитативная Chapter 24. А также сумасшедшая Lucifer Sam о том, что кот — это то, что нельзя объяснить (я тоже так считаю) и сумбурная Уотерсовская жалоба Take Up Thy Stethoscope and Walk.
Этот альбом много раз вносили в различные списки лучших альбомов, и его считают лучшим психоделическим альбомом всех времен. Можно сколько угодно превозносить его или низвергать (а желающие всегда найдутся), но признать его значение для музыки стоит — это абсолютная классика. Слушать или нет — дело каждого, но на мой взгляд, это та работа, с которой должен быть знаком каждый уважающий себя человек, который утверждает свою принадлежность к рок-культуре.
Соня ЧерноволMagical Mystery Tour (1967)
- Magical Mystery Tour
- The Fool on the Hill
- Flying
- Blue Jay Way
- Your Mother Should Know
- I Am the Walrus
- Hello, Goodbye
- Strawberry Fields Forever
- Penny Lane
- Baby, You're a Rich Man
- All You Need Is Love
В сознании многих битломанов и критиков Magical Mystery Tour зияет в дискографии ливерпульской четверки внезапным ухабом. Отчасти в этом виноват одноименный фильм, который разругали тогда и не особо полюбили потом, а на фоне вышедшего в тот же год триумфального Сержанта Пеппера Magical Mystery Tour и вовсе кажется каким-то неудачником, донашивающим обноски за более состоявшимся старшим братом. Признаться, я и сама, перебирая в голове заслушанные вдоль и поперек пластинки, вечно упускаю Magical Mystery Tour и каждый раз пытаюсь понять, чем же он досадил конкретно мне, у которой чуть ли не каждая песня с этой пластинки в свое время побывала в интенсивной ротации длиной в пару недель.
Все дело, пожалуй, в том, что этот опус и не должен был стать альбомом. The Beatles намеревались выпустить лишь EP с саундтреком к своему психоделическому травелогу, но мини-альбомы не пользовались особым спросом в США, и хитроумные боссы приделали к нему еще и вторую сторону, состоявшую из битловских синглов той поры. И какие важные это были синглы! Получилось что получилось, и альбом прижился именно в таком виде, со всеми своими внутренними шатаниями и разбродом, не сцепленный чем-то единым и потому, возможно, не ставший очередным большим шагом вперед. Этот сборник не так сильно хочется переслушивать целиком, в задуманной авторами последовательности, с особым трепетом. Зато вспоминать о главном под All You Need Is Love, наслаждаться легальным трипом c I Am The Walrus, грустить под The Fool On The Hill и ностальгировать о чужом детстве как о своем собственном под Penny Lane по-прежнему уместно и прекрасно – за это и стоит любить Magical Mystery Tour.
Карина ЕганянThe Doors (1967)
- Break On Through (To The Other Side)
- Soul Kitchen
- The Crystal Ship
- Twentieth Century Fox
- Alabama Song (Whisky Bar)
- Light My Fire
- Back Door Man
- I Looked at You
- End of the Night
- Take It As It Comes
- The End
С восхождением The Doors психоделический рок снял с себя цветочное платьице, подаренное фолк-роком, надел белую рубаху, застегнул кожаный ремень и плеснул в стакан виски. Они были мрачнее, жёстче, а главное – глубже и сложнее. В их звучании, конечно, прослеживались элементы ритм-энд-блюза, однако, без баса, с гипнотически-мелодичным органным звуком, с пульсирующим ритмом и проскальзывающей агрессией, они выделялись на фоне соратников по жанру, поголовно с правильными гитарными соло, басами и улыбками на лицах.
Популярности The Doors во многом способствовала личность Джима Моррисона: «Конечно, ЛСД влиял на нашу музыку, пропитанную идеями вселенского масштаба и тому подобной заумью». Лирика The Doors, включая и дебютный альбом, имеет эзотерическое, мистическое, сакральное направление. Даже о девушках Джим писал с данью трансцендентному. Хотя Моррисон и не является автором абсолютно всех песен, его стезя — именно тексты, он – поэт по своей сути. За ним стоял и образ, конечно же: уже с обложки дебютного альбома он взирает своим пронзительным взглядом.
С выходом альбома большинство критиков сосредоточили внимание на The End — песне-потоке сознания, открывшемся в наркотическом экстазе, итоговый хронометраже которой — более десяти минут; а Light My Fire сразу же признали хитом. Звучание Дверей прижилось к песням Alabama Song (Whisky Bar) и Back Door Man, хотя в действительности первая принадлежит Курту Вайлю, а вторая — Вилли Диксону. Так оно хорошо.
Британское вторжение зажгло один американский огонёк, в итоге дотла спаливший неспокойные умы.
Совсем не важно, когда и как я познакомилась с этим альбомом, просто слушайте. The End.
Карина СмирноваAxis: Bold As Love (1967)
- Exp
- Up From The Skies
- Spanish Castle Magis
- Wait Until Tomorrow
- Ain't No Telling
- Little Wing
- If 6 Was 9
- You Got Me Floating
- Castles Made Of Sand
- She's So Fine
- One Rainy Wish
- Little Miss Lover
- Bold As Love
На Axis: Bold As Love Хендрикс продолжает свои эксперименты и играет с использованием всех гитарных эффектов, которые мог тогда купить. Например, на заглавной композиции Bold As Love он одним из первых играет с космическим звуком эффекта флэнджера. После этой песни флэнджер стал плотно ассоциироваться с психоделик- и прог-роком.
Стандартного 12-тактового блюза больше нет: теперь Хендрикс играет поп-песни, но со свойственной ему виртуозной манерой игры на гитаре. Ему невероятно скучно было играть простые аккорды, судя по всему, поэтому он вставляет множество гитарных фразочек. Самой популярной композицией является Little Wing, и множество великих артистов считали за честь сделать свою кавер-версию этой великой песни. Но на этом влияние на потомков не кончилось, и Хендрикс случайно создает жанр фанк-рок в композиции Little Miss Lover.
Иными словами, комбинируя свои корни, влияние движения хиппи, научный музыкальный прогресс и современную тогда поп-музыку, Хендрикс создал нечто цельное, что дало огромнейший толчок развитию гитарной музыке того времени. Яркими представителями его школы являются Джефф Бек и Эрик Клэптон, а позже Стиви Рэй Вон. Несмотря на всего три прижизненных альбома и 27 лет жизни, Джими Хендрикс создал невероятный по своим размерам фундамент современной музыки.
Николай АрутюновForever Changes (1967)
- Alone Again Or
- A House Is Not a Motel
- Andmoreagain
- The Daily Planet
- Old Man
- The Red Telephone
- Maybe the People Would Be the Times or Between Clark and Hilldale
- Live and Let Live
- The Good Humor Man He Sees Everything Like This
- Bummer in the Summer
- You Set the Scene
Лет в 18-19 меня сильно увлекали хипповые 60-е. Я запоем читал архивные номера журнала Zabriskie Rider и «Электро-прохладительный кислотный тест» Тома Вульфа и слушал группы типа Grateful Dead, Country Joe and the Fish и даже The Byrds. В то время никакого интернета у меня не было, а потому за музыкой приходилось ездить на Горбушку, а чаще — переписывать или клянчить у друзей. За неимением денег я чаще прибегал ко второму способу, и вот в один прекрасный день ко мне в руки попала кассета с двумя альбомами группы Love: Da Capo и Forever Changes. Кассету ту я в итоге затер до дыр, особенно вторую сторону с Forever Changes.
Было в этом альбоме что-то, что цепляло ухо и уже не отпускало, заставляло прокручивать назад снова и снова. Самая настоящая психоделика, но сыгранная акустическими гитарами и симфоническим оркестром, хрупкой красоты мелодии, атмосфера летнего восхода, за которым наблюдаешь, сидя на красивом холме. Удивительно, но эту пластинку музыканты записали, будучи практически в состоянии распада и набирающей ход наркотической зависимости. Наигравшись в кислотный рок с композициями на 20 минут, группа вернулась обратно к корням, к акустическому фолку, известный продюсер Брюс Ботник добавил сессионных музыкантов и оркестр — и результате получилось нечто особенное, не похожее на что-либо прежде слышанное.
Как это часто случается, слишком необычный для своего поколения альбом провалился в чартах. А история Love на этом, по большому счету, закончилась. Но в Британии пластинку приняли куда лучше. Одним из самых больших поклонников группы был девятнадцатилетний паренек из Бирмингема Роберт Плант, мечтавший стать таким же крутым, как лидер коллектива Артур Ли. Позже Love оказали сильное влияние на становление британской неопсиходелики начала 80-х в лице Echo & the Bunnymen, The Monochrome Set и других. Да и в наши дни нет-нет да услышишь отзвуки Forever Changes: взять хотя бы The Last Shadow Puppets с их первым альбомом да и вообще весь акустически-симфонический инди.
Forever Changes («Перемены Навсегда») – настоящий бриллиант, над которым не властно ни время, ни изменчивая мода. И потому спустя полвека этот альбом по-прежнему считается одним из самых выдающихся в истории музыки.
Александр НурабаевDavid Bowie (1967)
- Uncle Arthur
- Sell Me A Coat
- Rubber Band
- Love You Till Tuesday
- There Is a Happy Land
- We Are Hungry Men
- When I Live My Dream
- Little Bombardier
- Silly Boy Blue
- Come and Buy My Toys
- Join the Gang
- She's Got Medals
- Maid of Bond Street
- Please Mr. Gravedigger
Это самый первый и самый странный альбом Дэвида Боуи. Мало кто становился его фанатом, прослушав именно этот альбом. С вероятностью в 90% сначала человек слушал хиты эпохи глэма, а потом в надежде на большее начинал слушать дискографию с самого начала, а тут вот такое. Какие-то весьма своеобразные попытки копировать The Beatles и The Rolling Stones.
Но это наши проблемы, потом что мы воспринимаем этот альбом ретроспективно, хотя для Дэвида Боуи с него всё только начиналось. Потом уже Боуи стал тем, кто повлиял на будущих панков и гаражных рокеров. Но если вам нравится Боуи в блестках и с чумовым шоу – первый альбом вы выдержите едва ли. Здесь всё очень медленно и нудно, хотя как носителям другого языка нам не понять до конца всей смысловой нагрузки этих песен.
Зная о том, что каждый последующий альбом отличался своей историей, можно утверждать, что этот альбом – никакой. В нём просто нет единой концепции. И самому Боуи было только лишь 20 лет, и он пробовал голос. Весь материал написан Дэвидом, на гитаре и саксофоне играет тоже он. И, кстати, влияние этого альбома длилось недолго, потому что Боуи всегда было тесно в рамках одного образа, каким бы он ни был. Уже через два года его героем стал Майор Том, и началась совсем другая история. Но без пресного дебютного альбома Дэвид Боуи не смог бы так сильно потрясти сознание людей своими следующими работами.
Николай Арутюнов