Знаменитый гитарист-виртуоз Джон Маклафлин ярко проявил себя в таких музыкальных направлениях, как джаз-фьюжн, джаз-рок, world music, фламенко и даже в экзотическом стиле рага-рок, возникшем в результате синтеза рока и индийской музыкальной культуры. Маклафлин сотрудничал с известным джазовым музыкантом Майлзом Дэвисом, основал джаз-роковую группу The Mahavishnu Orchestra, создал акустический проект Shakti, а также составил знаменитое акустическое трио вместе с двумя другими прославленными гитаристами – Пако де Люсией и Элом ди Меолой.
Джон Маклафлин: факты
- Мать Джона Маклафлина была скрипачкой, поэтому к музыке его приучали с самого детства. С 9 лет он начал учиться игре на фортепиано, с 11 – взялся за гитару. Джон знакомился с самыми разными музыкальными направлениями. По его собственному признанию, Между 11 и 16 годами он познакомился со всеми основными музыкальными культурами, которые сформировали его последующую жизнь в музыке (блюз, фламенко, индийская музыка, джаз).
- В 1970 году Маклафлин познакомился с неоиндуистским проповедником Шри Чинмоем и стал его последователем. Гуру дал музыканту духовное имя Махавишну.
- Во время выступлений в составе The Mahavishnu Orchestra музыкант стал активно использовать гитару с двумя грифами, что стало впоследствии его отличительной чертой. С 1971 по 1973 Маклафлин играл на двухгрифовом Gibson EDS-1275, затем перешёл на гитару Double Rainbow, изготовленную фирмой Rex Bogue. На ней он играл до 1975 года. Полный список задействованных им инструментов занял бы слишком много места.
- Акустический проект Маклафлина Shakti объединяет индийскую музыку с элементами джаза и может рассматриваться как пионер жанра world music. Его созданию предшествовало несколько лет «идейной» подготовки – всё это время музыкант активно изучал индийскую классическую музыку.
- За участие в проекте The Guitar Trio, чей концертный альбом Friday Night in San Francisco имел невероятный для инструментальной музыки успех, Маклафлин удостаивался не только панегириков, но и критических стрел. Некоторые музыкальные «знатоки» отметили излишнюю сухость импровизаций, добавив также, что для безукоризненной игры фламенко необходимо иметь испанские корни и темперамент.
- «Человек был бы идиотом, чтобы не ценить технику Маклафлина. Он управлял гитарой, как если бы это был пулемет. Я всегда в восторге от его соло, которые я слышу, или способов, которыми они извлекаются. Я не думаю, что могу обвинить его, хотя бы из-за затраченных количества времени и усилий для того, чтобы играть на музыкальном инструменте так быстро. Я думаю, что если кто-то сможет играть так быстро — это будет просто замечательно. И я уверен, что 90% подростков Америки согласятся с этим», – сказал о Маклафлине Фрэнк Заппа.
Стоит также вспомнить и некоторые интересные мысли и замечания самого мэтра, высказанные им в различных интервью.
Джон Маклафлин: цитаты
- Я вырос без какого-либо религиозного образования вообще. Я вступил в Общество теософов, потому что у них была превосходная библиотека. Мой аппетит разыгрался, когда я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии. Я узнал о Рамана Махарши, личность которого произвела сильное впечатление и продолжает оказывать большое влияние на меня. Далее я прочитал Рамакришна, Вивекананда, Премананда и Шри Нисаргадатта Махарадж. Когда же я услышал индийскую музыку, это также стало откровением для меня. В первую очередь меня поразила ее красота и мастерство импровизации, которое одинаково присуще и Югу и Северу. Значимость этого для моей джазовой музыки была огромной – я понял необходимость овладеть этим мастерством импровизации.
- Невозможно быть одним в музыке и другим – в жизни. Слушатель всегда узнает, что чувствует исполнитель или композитор, к чему питает склонность. Это естественно.
- Я считаю, что мы живем в «глобальной деревне», и она по необходимости мультикультурна. Все мы люди, и различия между нами поверхностны. Настоящей проблемой является идеология. Политическая ли, религиозная, она всегда разделяет людей. Но, назло пессимистам и негативистам, в мире находятся замечательные человеческие существа. И это вдохновляет меня как ничто другое.
- Математические формулы ритма универсальны. Они не принадлежат какой-то одной культуре. Это правда, что чувственность ритма соединяется с математическим складом ума в Индии. Это не случайность, что Индия дала миру великих атомных инженеров, математиков и астрономов – особенно в двадцатом столетии. Там есть обсерватория, в которой много сотен лет назад были вычислены орбиты планет. Так что можно сказать, что здесь музыка развивалась на более интеллектуальном уровне, чем в джазе, например.
- Как только вы понимаете, что мы здесь лишь на несколько лет, признание реальности настоящего момента становится частью вашей повседневности. Этого достаточно, чтобы остановить падение в опасную рутину. Я сказал «опасную», так как наши жизни, и музыка не исключение, наполнены рутиной; но нельзя позволять ей доминировать, особенно в искусстве. Импровизация – один из важнейших аспектов музыки, поскольку имеет дело только с настоящим моментом времени.
- Мы достигли большого успеха с Mahavishnu. Но когда я образовал Shakti, я бы сказал, особых перспектив не просматривалось. После того, как я ушел из Mahavishnu – очень мощной электрической группы – я оказался сидящим на ковре с индийскими музыкантами. Все думали, что я тронулся рассудком. Этот переход далеко не с радостью был воспринят записывающей компанией, моим агентом и менеджером. С точки зрения искусства, я был уверен, что это прекрасно, но они все думали, что я сумасшедший. Это не было радостным известием для них.
- Я счастлив видеть эволюционную роль, которую играет музыка, будь-то панк или рок-музыка. Например, рок-музыка помогла разрушить Берлинскую стену. Рок стал lingua franca для молодых людей и это просто замечательный, объединяющий и оздоровительный процесс. Поэтому я абсолютно и безоговорочно верю в музыку. Я чрезвычайно взволнован и возлагаю большие надежды на ее будущее.