Рок-н-ролл? Не, не слышали

После Второй Мировой войны Япония принялась следить за западными новинками, чтобы как-то привести в порядок свою экономику. В 50-е годы по всему миру прокатилась волна рок-н-ролла. Страна Восходящего Солнца не стала исключением и занялась «приручением заморского зверя». Не обходилось и без собственных незначительных нововведений.

Вместо рокабилли у японцев появился рокабири. Они не придумали новый жанр, просто не умели выговаривать букву «л». Вид японских рокеров был очень интересен и экстравагантен. Музыканты носили шевелюру, как у Элвиса Пресли, специально смазывали её гелем, чтобы она блестела. На них всегда была кожаная куртка, прикрывающая крупные татуировки. Внешне они очень напоминали панков или байкеров, вот только время они проводили в парках: танцевали под рок-н-ролл. Изначально местные музыканты лишь перепевали песни своих кумиров, среди которых были Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис. Позже они стали развиваться, исполнять кантри и вестерн уже в своих оригинальных группах.

Удивительно, но даже сейчас в Японии можно встретить представителей рокабири. Стиль перерос в субкультуру. Теперь эти рокеры разгуливают по улицам японских городов и стремятся шокировать и удивлять окружающих. Они устраивают различные «шоу», по-прежнему танцуют. В своё время их публичные выступления настолько влияли на молодёжь, что властям пришлось запретить их. Всё во благо защиты общественной морали.



В начале 60-х старшее поколение начало выступать против рок-музыки. Рокабири-группы больше не показывали по телевизору, их даже на сцену теперь редко пускали. Рекорд-компании нашли свою выгоду в этой ситуации. Рокерам предлагали смягчить стиль исполнения до поп-песен, энка (традиционного стиля, представляющего собой баллады, тексты которых носят сентиментально-романтический характер). Это стало для многих музыкантов приговором. Рекорд-компании поспособствовали замене рок-н-ролла певцами-идолами, имидж которых был ярким и тщательно разрабатывался.

Новый японский рок

Даже смена векторов не поспособствовала снижению давления на рок-культуру Японии. Волна нового японского рока получила название Group Sound (GS). Их треки представляли собой любовные баллады, а сами исполнители выглядели как благовоспитанные молодые люди. Что же может быть не так? Общество продолжило воспринимать их в качестве угрозы. Пресса по-особенному подлила масла в огонь, когда стала распространять сообщения о многочисленных травмах на концерте The Tigers (ноябрь 1967), а также о подростках, которые сбегают из дома ради преследования кумиров. Теперь даже трансляция рок-выступлений по радио была запрещена.

Всё это дошло до абсурда, когда в 1968 году руководство школ по всей стране стало исключать тех, кто присутствовал на концертах GS групп. Однако забавно, что среди запретов нашлось место для «любимчиков», которым даже разрешали выступать. Ими стали The Blue Comets, их называли настоящими рок-музыкантами. Они носили короткую стрижку, консервативную одежду. На концертах группа отличалась пристойным поведением, что сделало её неким эталоном. Надолго ли?



The Blue Comets

Музыкальных коллективов появилось очень много, но прибыли рекорд-компаниям это не приносило. GS группы мало кого интересовали… Малоизвестные исполнители стали копировать имидж у западных коллег, чтобы привлечь фанатов, продать побольше пластинок. Это привело к ухудшению качества сочиняемой музыки. К 1971 году движение Group Sound изжило своё. От него остались лишь упоминания. Наступила новая эра уже совсем другого японского рока.

Новый рок

И ещё одна новая волна… Аналогом хард-рока в Японии стал «Новый рок». Любители рок-н-ролла стали отдавать предпочтение тяжёлой музыке. Появилось молодое японское метал-движение. Так на музыкальной сцене загорелись звезды Bow Wow и Loudness, которые стали ориентироваться на мировой уровень.

Bow Wow популяризировали хэви-метал в Стране Восходящего Солнца. Японские туры дали им возможность выступать на разогреве у Kiss и Aerosmith. В 1989 году альбом Helter Skelter занимал 75 место в британском чате. Именно так начинался постепенный выход на мировую сцену, покорение Запада.



Bow Wow

Когда в 80-е годы происходил массовый подъём европейского рока, японцы не стали расслабляться и продолжили создавать новые метал-группы. Тяжёлая музыкальная сцена становится более разнообразной, яркой и интересной.
Легендарные Loudness совершили тур по Европе и США в 1983 году, после чего поняли, что им действительно стоит ориентироваться на мировой уровень. Уже через два года своих «путешествий» они заключают контракт с Atco Records и становятся первой азиатской группой, завоевавшей внимание крупного американского лейбла. Loudness превратились в настоящий феномен японской музыки. Многие альбомы группы занимали определённые позиции в хит-параде Billboard. Это был самый настоящий прорыв.

Аналоги и направления



Loudness

Аналоги и направления

Изучая историю японского рока, нельзя не упомянуть ещё парочку коллективов. Группы Seikima II и X Japan стали новым явлением в японской культуре 80-х.

Seikima II вдохновлялись Kiss, из-за чего их имидж был необычным и достаточно провокационным для Японии. Однако именно это сделало музыкантов самыми узнаваемыми метал-исполнителями в пределах своей страны, а вот вне её они, увы, были не так известны. Зато в 1985 году дебютный альбом Akuma ga Kitarite Heavy Metal смог превысить объем в 100 000 продаж, что является невероятной цифрой для японского рынка. Многих японцев привлекали Seikima II, потому что их треки, несмотря на тяжесть, отличались мелодичным метал-звучанием.

Аналоги и направления



Seikima II

Появление X Japan привело к резкому подъёму стиля J-ROCK. Они первыми начали использовать образ западных глэм-метал-групп, помимо отличаясь оригинальным звучанием: музыканты синтезировали метал со звучанием классических инструментов. Суть своего творчества коллектив всегда характеризовал как «психоделическое насилие, преступление визуального шока». Оно очень разнообразно и напоминает Guns & Roses или даже Scorpions, которые как раз-таки сначала завоевали популярность в Японии, а не на западе, и стали одними из ярких представителей феномена Big in Japan. X Japan стали новаторами производного жанра visual-key, в котором акцент делается на внешности исполнителей, а сами треки сочетают в себе элементы самых различных направлений.



X Japan

На этом история развития японского метала не заканчивается. Именно в девяностые мы узнали о тех самых Maximum the Hormone, подаривших нам саундтреки к аниме и интересные шоу, а ещё о Boris. Позже мы смогли увидеть и девушек-металлисток. Первое, что приходит на ум, – вокально-танцевальный коллектив Babymetal, которые практически сразу стали популярными, однако здесь стоит вспомнить о готик-дет-металлистках Exist Trace и пауэр-металлисток-айдолов Alldious.

Из года в год японская музыкальная индустрия расширяется и мы наблюдаем за появлением новых коллективов, которые порой сводят нас с ума своим разнообразным звучанием. Будем продолжать следить за новыми японскими группами, ведь они знают как удивить слушателей и влюбить в себя чуть ли не весь мир.

География рока: Япония

       24.09.2018     14:50    19 812