-
В своё время его неспешные и зловещие мелодии на грани соприкосновения эмбиента и прогрессивного рока даже заслужили у поклонников отдельного названия – карпентеркор.
-
Его первой музыкальной пластинкой стал вышедший в 1979 году саундтрек к фильму Хэллоуин, а из последнего в 2015 и 2016 годах соответственно у Карпентера вышли в свет два альбома, незатейливо названные Lost Themes и Lost Themes II. Как можно понять из названия, обе пластинки содержат инструментальные композиции, которые ни разу не звучали в его фильмах.
Музыку Карпентер сочинял, по его собственным словам, исключительно для удовольствия и прямо у себя дома, на цифровой студии, подаренной ему женой, с помощью своего сына Коди, участника группы Ludrium, и крестника Дэниеля Дэвиса, автора музыки к фильму Я, Франкенштейн.
Как говорит сам Джон: «Лучше всего слушать Lost Themes в компании красивой девушки. А если таковой не имеется, то нужно убавить свет и отдаться музыке и воображаемым фильмам».
-
И это не считая всего остального. Одних только саундтреков Карпентер написал около двух десятков, за которые не раз номинировался в Академии фантастических фильмов, фэнтези и фильмов ужасов США на премию Сатурн (которая справедливо считается отдушиной для гиков, «исправляющей ошибки» жюри Оскара). В 1998 году он таки получил заветную статуэтку за музыку к кинокартине Вампиры, а до того в его кармашке уже лежала награда за лучшие спецэффекты картины Темная звезда и награда имени Джорджа Пэла.
-
Темная звезда, фантастическая чёрная комедия и начало всех начал, дипломная работа Джона Карпентера и его первый полнометражный фильм. Из короткометражки, которую он делал совместно с сокурсником по университету Дэном О’Бэнноном в 1971 году, эта работа выросла в полнометражный фильм, вышедший на экраны в 1974-м. Картина насколько малоизвестная, настолько же и основополагающая для жанра.
А между тем, кроме вышеупомянутого Сатурна, фильм получил ещё и премию Небьюла за лучший драматический сценарий. Возможно потому, что в этом учавствовал Дэн О’Бэннон — тот самый, что позднее написал сценарий к Чужому Ридли Скотта, а также к половине всей серии про Чужих (и Хищника), к Возвращению живых мертвецов, Вспомнить всё и Крикунам.
-
Пожалуй, самая знаменитая картина Карпентера — Хэллоуин, повествующая о серийном убийце Майкле Майерсе, стала родоначальником такого киножанра как «слэшер», а одной из важных составляющих фильма стало музыкальное сопровождение.
Главная тема фильма – это монотонная фортепианная мелодия, которая была написана и исполнена самим режиссером. В титрах также упоминается некий «филармонический оркестр Боулинг Грин», якобы исполняющий музыку к фильму, но в реальности его никогда не существовало. При работе над музыкой в Хэллоуине и некоторых других своих фильмах Джон Карпентер нередко сотрудничал с композитором Дэном Уайманом.
-
Ещё одна его знаменитая картина — Нечто, культовый американский фантастический фильм ужасов 1982 года, экранизация рассказа Джона В. Кэмпбелла-младшего Кто идёт?. Фильм, с которого началась крепкая дружба режиссёра Джона Карпентера и актера Курта Рассела, который впоследствии не раз снимался в его картинах. Трейлер к этому фильму признан лучшим роликом 1982 года, по мотивам ленты был снят музыкальный видеоклип, к 20-летию вышла видеоигра The Thing, а в начале 1990-х в продаже появились комиксы на тему Нечто и даже фигурки нечто-Норриса.
Впервые музыку к картине написал не сам режиссер, а Эннио Морриконе, которого Карпентеру рекомендовали боссы киностудии, однако в итоге режиссер всё равно многое сделал по-своему, пригласив для работы своих друзей – Алана Ховарта и Ларри Хопкинса. И создал один из самых мрачных и узнаваемых саундтреков за всю историю кинематографа.
-
Отдельного упоминания стоит и переиздание в 2017 году Waxwork Records пластинки с музыкой к Нечто.
Оформление пластинки перекликается с местом действия фильма, арктический бело-синий винил помещен в футляр, который имитирует раскалывающийся лед. Старомодный глянцевый гейтфолд-конверт с рельефной ультрафиолетовой печатью идет в комплекте с постером к фильму и буклетом, включающим в себя эксклюзивное интервью с режиссером.

-
Период 1990-х и начала 2000-х годов характерен тем, что Карпентер, как большой поклонник тяжелого рока и метала, все чаще использует в своих саундтреках гитарные партии. В Вампирах мы слышим отличный классический тяжелый блюз, а для записи саундтрека к фильму Призраки Марса Джон Карпентер и вовсе пригласил группу Anthrax, которая исполнила его музыку.
-
В конце 2014 года Карпентер говорил в интервью журналу Rolling Stone о работе над «мрачным блюзовым альбомом»: «Ну, по-существу, любой блюз мрачный. Это же блюз. Здесь есть немного рок-н-ролла, но в основном это блюз, тоскливое дерьмо. Мне нравится, как The Stones используют блюз в своём материале». Но, тем не менее, The Stones это не то, с чем можно сравнить карпентер-блюз. «Это ни на что не похоже. Это уникально. Не знаю, выпустим ли мы запись. Посмотрим». Что ж, увы, но похоже мы всё ещё смотрим.
-
В киноленте 1987 года Князь тьмы одну из эпизодических ролей исполнил музыкант Элис Купер, и в том же году вышел его альбом Raise Your Fist and Yell с песней Prince of Darkness. Отрывок из этой песни звучит в фильме во время одного из убийств.
Режиссер часто снимает в своих фильмах музыкантов, кроме Элиса Купера в его фильмах можно увидеть Айс Кьюба, Исаака Хэйеса и Джона Бон Джови.
-
Большой друг режиссёра Курт Расселл дебютировал на большом экране в фильме Это случилось на Всемирной выставке с Элвисом Пресли в главной роли (Расселу пришлось изображать драку с настоящим Элвисом, точнее, по просьбе Элвиса ударить его по ноге, чтобы появилась причина посещения медицинского пункта для повторной встречи с симпатичной медсестрой). 6 лет спустя в картине Смена привычки Элвис Пресли играет персонажа по имени Джон Карпентер. А спустя еще 10 лет Джон Карпентер (настоящий) снял картину Элвис с Куртом Расселом в главной роли. Что и неудивительно, режиссёр неоднократно признавался, что очень любит Элвиса. Такой вот круговорот Элвисов.
-
Вместе с тем режиссер признается, что он «человек старой закалки, до сих пор слушаю The Beatles и The Stones. Что касается классической музыки, то я люблю Баха. Он, наверное, мой любимый композитор; просто невероятно, когда понимаешь, что он написал многие свои произведения только для того, чтобы настраивать органы в Европе. Что?!? Вот такой результат у этой задачи? Это потрясающе. А еще я люблю Малера и Чайковского, всех классиков».
-
Нападение на 13-й участок — второй фильм режиссера, создание которого вполне бы вписалось в стахановское движение: сценарий Карпентером написан за 8 дней, саундтрек всего за 3, а все съемки заняли меньше 3-х недель.
В итоге фильм стал культовым и считается одним из лучших боевиков 1970-х годов. Его полюбили не только критики, он также оказал заметное влияние и на многих исполнителей электроники и хип-хопа. Например, Afrika Bambaataa, Dead Prez, Bomb the Bass и Tricky использовали заглавную тему фильма в своих сольных композициях.
Сам же Карпентер во время сочинения заглавной темы к фильму вдохновлялся саундтреком к фильму Грязный Гарри Лало Шифрина и хитом Led Zeppelin Immigrant Song. Использование синтезаторных звуков, электронных гулов и драм-машин отличает музыку этого фильма от большей части киномузыки того времени, создавая четко определяемый стиль минималистичного электронного саундтрека, характерного для Карпентера.
И тем удивительнее, что саундтрек не издавался официально более 25 лет. Лишь в 2003-м году французский лейбл Record Makers выпустил первую официальную пластинку с музыкой из фильма.
-
Джон Карпентер — фанат шутеров. Началось с того, что к играм пристрастился его сын, а потом начал играть и он сам. Всерьез и надолго это завертелось с первой части шутера F.E.A.R – режиссер был настолько поражен этой игрой, что даже сделал ей некоторую рекламу и уже в третьей части игры появились ролики, срежиссированные им самим.
Карпентер говорит, что любит игры, в которых «нужно просто стрелять», а RPG ему не нравятся, игры вроде Skyrim, где нужно покупать вещи и разговаривать с людьми, ему не по душе. Лучшая игра на свете по его словам это Borderlands 2.
Его впечатления от игр можно найти в его твиттере. Например, в феврале 2014 года он начал играть в Dead Rising 3 и это оказалась «забавная игра», в которой ему «нравится давить зомби асфальтоукладочным катком».
-
А напоследок вспомним, что культовый режиссер хорош не только сам собой, но еще и тем, что своими работами вдохновляет многих других музыкантов на творчество.
Вот, например, команда Retro Promenade (они же делали трибьют сериалу Twin Peaks Дэвида Линча — музыкальную трилогию The Next Peak) собрала тематическую ретросинт подборку Carpenter. Пластинка включает двадцать оригинальных треков от различных композиторов, включая уже имеющих известность Lazerhawk, Gunship и VHS Glitch. Каждый из треков — оригинальная музыка, вдохновленная фильмами Карпентера. Слушаем и вдохновляемся!