1. Endless, Nameless
Nirvana
Один из величайших альбомов современности, Nevermind таит в себе неожиданную композицию Endless, Nameless. На оригинальном издании пластинки слушателю приходилось проиграть ее до самого конца, затем набраться терпения ‒ чтобы спустя десять минут насладиться скрытым треком. Экспериментальная и хаотическая природа песни берет свое начало от увлечения музыкантов нойзом, которое можно проследить по ранним записям Nirvana. Так что на поклонников этой альтернативной, более необычной стороны творчества группы Endless, Nameless произведет огромное впечатление.
2. Intro (Dream Sequence) / Iron Gland
Alice in Chains
Второй студийный альбом группы Alice in Chains, выпущенный в 1992 году, содержит в себе странный трек под названием Intro (Dream Sequence) / Iron Gland. Зажатая между God Smack и Hate to Feel и не упомянутая в списке в буклете (что делает по сути альбомный трек-лист неточным), эта песня является своеобразным оммажем классической композиции Iron Man от Black Sabbath и культовому фильму ужасов Стэнли Кубрика «Сияние».
3. Damone
Deftones
Являясь, скорее всего, аллюзией на молодежную комедию «Беспечные времена в „Риджмонт-Хай“», тайный трек на альбоме Deftones Around the Fur был запрятан на 32-ю минуту 37-минутного финального трека MX. Damone ‒ так называется эта песня ‒ вознаграждает самых терпеливых и пытливых поклонников группы сполна: здесь вам и виртуозная игра музыкантов, и неповторимый, чистый, но при этом резкий, вокал Чино Морено.
4. Hell Night
Misfits
Легенды хоррор-панка Misfits зарыли свое сокровище Hell Night в конце альбома 1997 года American Psycho. Вдохновленный лучшими и популярнейшими образцами фильмов ужасов, этот трек получил название от одноименной кинокартины 1981 года, повествовавшей о четырех студентах, оказавшихся в заброшенном поместье. American Psycho стал первой записью Misfits с новым солистом Майклом Грэйвсом и получил неоднозначную оценку критиков.
5. Blow on a Jug
Black Sabbath
Крайне эксцентричный (и, слава богу, непродолжительный) скрытый трек Blow on a Jug обнаруживается в конце другой песни The Writ на пластинке Black Sabbath Sabotage, выпущенной в 1975-м. Как рассказывает веб-сайт группы, Оззи Осборн был вне себя от удивления, когда на Голливудском музыкальном фестивале 1970 года выступления таких монстров рока, как Free, Traffic и Sabbath, затмила британская группа Mungo Jerry. Во время исполнения своей песни In the Summertime они использовали в качестве музыкальных инструментов кувшины!
Оззи вспоминает: «Тот чувак из Mungo Jerry играл на гребаных кувшинах, и в тот день им досталась вся слава! Это доказывает, насколько неважно, что думают о тебе другие люди… после шоу Mungo Jerry у нас не осталось никакой надежды повторить их успех. Прикиньте, чувак играл на кувшинах!»
6. A Saucerful of Secrets
Pink Floyd
Сид Барретт попрощался с Pink Floyd в типичной для него нетрадиционной манере. Единственным его вкладом в третий альбом группы A Saucerful of Secrets стала одноименная композиция, которая уже на третьей минуте начинает разваливаться на части. А на месте этого трека сначала рождается причудливо поквакивающий коллаж, а затем ‒ абсолютно новая песня, состоящая лишь из вокала Сида («And what exactly is a dream / And what exactly is a joke?» ‒ вопрошает он) и акустической гитары.
7. Her Majesty
The Beatles
Если бы не чрезвычайно ответственный звукоинженер, никто бы так никогда и не услышал один из ныне самых известных скрытых треков в истории рок-музыки. Пол Маккартни записал 23-секундную композицию Her Majesty с целью включения ее в закрывавшее альбом Abbey Road попурри. Она должна была занять место между Mean Mr. Mustard и Polythene Pam ‒ легко представить, как она туда вписалась бы. Однако Маккартни записанный трек не понравился и он велел Джону Курландеру выбросить его. К счастью, у инженера были и другие ценные указания: ни в коем случае не выкидывать какие-либо материалы The Beatles. Так что он сберег запись и добавил ее в конец чернового варианта пластинки. На следующий день, когда группа прослушивала материал, музыканты решили-таки включить этот по счастливой случайности спасенный трек в финальный вариант альбома.
8. Cosmic Christmas
The Rolling Stones
«Роллинги» сумели далеко зайти, когда попытались выйти из своей блюз-роковой зоны комфорта, на альбоме 1967-года Their Satanic Majesties Request, снабженном причудливыми психоделическими приемами, исключительными в своей необычности текстами и, да, загадочно звучащим скрытым треком. Многие обвиняли The Rolling Stones в копировании концепции работы The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band в целом и в частности идеи скрытой композиции Majesties. В действительности альбом «роллингов» гораздо мрачнее и туманнее, чем запись их соперников, хотя доля правды в указанных выше претензиях все же имеется. В отличие от «битлов», The Rolling Stones спрятали свой трек Cosmic Christmas в конце первой стороны пластинки и не поставили границ его завершения, так что он мог испытывать терпение окрестных собак и играть бесконечно.
9. Train in Vain
The Clash
Это было бы так в духе The Clash – намеренно спрятать свой, возможно, самый выдающийся и заводной трек от глаз общественности. Однако не этими соображениями руководствовались музыканты, когда не включили Train in Vain в трек-лист своего шедеврального альбома London Calling. Напротив, эта наскоро записанная во время 48-часового студийного марафона ближе к концу работы над пластинкой песня должна была выйти отдельным синглом и распространяться в комплекте с журналом British music magazine. Когда данное сотрудничество было неожиданно расторгнуто, группа просто добавила этот трек в альбом, закрыв глаза на то, что обложка для него уже была напечатана.
10. All By Myself
Green Day
Суперуспешный мультиплатиновый диск Green Day Dookie оканчивается чудной 80-секундной акустической песенкой, в которой Билли Джо Армстронг исполняет сочиненные барабанщиком группы Тре Кулом стихи о том, каково это ‒ «быть совсем одному», и то и дело чуть не срывается в истеричный хохот ‒ возможно, потому что дело не только в смешном тексте. Неудивительно, что эта лоу-файная композиция не удостоилась упоминания в перечне песен, однако это не мешает ей оставаться все эти годы одной из любимых песен среди поклонников группы.
11. The Eleventh Untitled Song
R.E.M.
Заключительный скрытый трек с первого изданного на мейджор-лейбле в 1988 году альбома R.E.M. Green упоминается под разными названиями. Не отмеченная в перечне композиций на оригинальном буклете, эта песня обозначается в официальных источниках как «11», однако в iTunes Store ее можно найти под именем Untitled, а поклонники привыкли называть ее The Eleventh Untitled Song.
Сам вокалист группы Майкл Стайп в одном из интервью признался: «В то время считалось крутым ‒ включить в свой альбом скрытый трек в качестве подарка твоим самым преданным фанатам. Вот и мы проделали такой фокус. Песня не имеет названия, поскольку мы сделали вид, будто ее вовсе не существует».
12. I’m Going Crazy
The Smashing Pumpkins
Аранжированная роскошными струнными акустическая баллада Daydream с вокалом бывшей тогда на бас-гитаре в группе Д’арси Рецки лишь притворяется финальной композицией дебютной записи The Smashing Pumpkins Gish. На самом деле спустя 10 секунд после окончания Daydream внимательный слушатель найдет 30-секундный трек под названием I’m Going Crazy, который по большей части представляет собой бесчисленное множество раз повторенное Билли Корганом заклинание «I’m going crazy» поверх жужжащей гитары и гремящего бубна.
13. Classy Plastic Lumber
Modest Mouse
«Ба! Ба! Ба! Ба! Ба!» ‒ выкрикивает несколько раз солист Modest Mouse Айзек Брок в начале Classy Plastic Lumber, прилипчиво-заводной песенки с альбома 2001 года Sad Sappy Sucker. В отличие от большинства скрытых треков, эта композиция расположена не в конце альбома, а на четвертой позиции. Однако из-за того что Lumberне упоминается в списке треков на буклете, все следующие за ней песни оказываются по сути неверно пронумерованными.
14. Life Is for Living
Coldplay
Дебютный альбом Coldplay Parachutes стал безусловным хитом по обе стороны Атлантики в 2000-м и ознаменовал собой начало взлета карьеры британского квартета. Скрытая композиция Life Is for Living является воплощением центральной темы всего последующего творчества группы: живи на полную и постарайся найти того, с кем тебе будет легче прожить эту жизнь. Что ж, этому совету хочется последовать!
15. Diamond Bollocks
Beck
Добравшись до конца последнего трека на лирически-спокойном альбоме Mutations, можно, к своему удивлению, услышать звуки клавесина, барабанный ритм 4/4 и вокальную партию Бека: «У! А! У! А!» ‒ которая знаменует собой начало песни Diamond Bollocks. Эта шестиминутная композиция отличается от прочего материала на пластинке своей многогранностью, непрерывным жонглированием ритмом и стилями (от благообразного фолка к внезапным жужжащим перебивкам, а затем ‒ к напыщенному фанку) и фантасмагорическими стихами, всегда бывшими фирменной маркой Бека. Сейчас этот скрытый и долго остававшийся фактически безымянным трек считается одной из жемчужин дискографии музыканта.