Итак, 15 октября 1981 года в Лос-Анжелесе была основана группа Metallica, занявшая весьма почётное место в истории тяжёлого рока. Её первыми участниками стали ритм-гитарист Джеймс Хэтфилд, ударник, а по совместительству любитель тенниса и знаток живописи Ларс Ульрих и басист Рон Макговни. После недолгой чехарды место соло-гитариста занял рыжеволосый дикарь Дэйв Мастейн, который в то время играл на порядок техничнее других музыкантов группы. Но уже вскоре в составе произошла ещё одна судьбоносная перестановка: вместо Макговни ответственный пост бас-гитариста занял Клифф Бёртон, который утянул группу в свой родной Сан-Франциско.

Впереди было многое: замена неуправляемого Мастейна более покладистым Хэмметом, запись дебютного альбома, гибель Бёртона, приглашение в группу сперва Ньюстеда, а потом Трухильо, резкие смены стиля, тяжба с компанией Napster, концерт в Антарктике и многое другое. Но сегодня мы поговорим только о песнях. Мы постарались создать такую подборку произведений группы Metallica, которая как нельзя лучше отражала бы её творческий путь.

Metal Militia

Kill 'Em All (1983)

Это одна из самых быстрых и агрессивных песен тогда ещё юной, но уже амбициозной группы. Именно с ней, а не с более хитовыми Seek and Destroy или, например, Jump In The Fire у меня ассоциируется первый альбом, сырой и, скажу прямо, достаточно примитивный. Весьма характерно, что сочинил её именно Мастейн, которому не нашлось места в команде уже к моменту записи дебютного лонгплея.

Fade to Black

Ride the Lightning (1984)

Эта песня стала сенсацией. Даже не столько сама песня, сколько её присутствие на альбоме. «Что? У этих парней есть баллада? Какой тогда это, на фиг, трэш?» — так, наверное, рассуждали многие. Словом, для наиболее идейных поклонников этого жанра Fade to Black стала тревожным звоночком, в то время как нормальные любители музыки поняли, что творческие возможности Metallica всё-таки значительно шире, чем казалось поначалу.

Master of Puppets

Master of Puppets (1986)

Собственно, одна из вершин тяжёлой музыки и, по мнению многих, лучший альбом группы Metallica. Эти парни показали, что их напор и агрессия никуда не делись и даже органично дополнились усложнением музыкальной структуры произведений и возросшим исполнительским уровнем музыкантов. Песня Master of Puppets затрагивает острую и животрепещущую тему наркотической зависимости и, кстати говоря, является любимой песней Клиффа Бёртона. Простите, являлась.

...And Justice For All

...And Justice For All (1988)

Заглавная песня снова выступает как отражение альбома в целом. В погоне за усложнением песенной структуры музыканты вышли на ту тонкую грань, которая отделяет трэш и хэви от прогрессив-метала, однако так через неё и не перешли. Испугались или просто не захотели — не так уж важно, а важно то, что после «джастиса» творческое развитие группы пошло в совершенно другом направлении.

Nothing Else Matters

Metallica (The Black Album) (1991)

Песня из тех, что в представлениях не нуждаются. Благодаря ей, «метлу» услышали даже те, кто всю жизнь воротил нос от тяжёлого рока. Вот она — слава! И как бы ни ругали многие любители тяжёлой музыки «Чёрный Альбом» за откровенно коммерческую направленность, я не перестану считать: он звучит офигительно!

Until It Sleeps

Load (1996)

Эпоха Load/Reload, другими словами — «загрузки» и «перезагрузки», разочаровала многих. И дело не только в том, что музыканты сменили имидж — остригли свои длинные патлы и приоделись как пижоны. Музыка стала совсем другой. От трэша не осталось и следа, но и хэви-металом это сложно было назвать. Более медленные песни, частое использование чистого звука, элементы стоунер-рока и даже блюза… однажды я даже слышал, как эти альбомы кто-то назвал блюз-металом. Вывод один: далеко не все и не сразу поняли, что же такое сотворила Metallica.

Until It Sleeps для меня — лучшее олицетворение этой эпохи. Одна из самых мягких по звучанию песен на этой паре альбомов, с глубоко личным текстом и крайне замысловатым видеоклипом. Цепляет…

St. Anger

St. Anger (2003)

Злющая песня, равно как и альбом, вполне соответствующий своему названию. А каким ещё он должен быть, если басиста выгнали, вокалист дерётся с ударником и лечится от алкоголизма, приглашённый психолог пытается заставить музыкантов работать вместе, и всё это время за группой бегают телевизионщики, снимающие документальный фильм? Да, примерно так велась работа над альбомом St. Anger. И снова Metallica пустилась в эксперименты: бесконечное рубилово на гитарах с пониженным на 2 тона строем, ударные, которые звучат, как жестянки, по которым кто-то зачем-то колотит, что-то орёт Хэтфилд, чередуя пассажи в стиле «fuck it all and no regrets» с лирическими фрагментами вполне в духе американской альтернативы того времени, и ни единого гитарного соло! И фаны снова не переварили.

The End of the Line

Death Magnetic (2008)

«Хватит экспериментов, пора возвращаться к корням!» — если эта фраза никем не была сказана, то её непременно стоило бы произнести. По крайней мере, вся шумиха вокруг альбома Death Magnetic сопровождалась разговорами о возвращении «всадников апокалипсиса» к своим корням: трэшу и хэви с жёсткими и разнообразными риффами и техничными соляками. Отзывы в итоге получились противоречивыми: одни не могли нарадоваться на новую пластинку, а других не устраивало то качество записи, то «незапоминающиеся» песни, то эксгумация многосерийного хита Unforgiven. В качестве характерной вещи я выбрал The End of the Line, хотя с тем же успехом мог подобрать любую другую. Здесь есть всё то, о чём я написал чуть выше: и риффы, и соло, и яркие фрагменты, и более блёклые. А ещё примерно на 2:18-2:24 секундах студийной записи Хэтфилд умудрился зарифмовать слова «пиво» и «красиво».

И ведь самое интересное, что никакой это не The End of the Line. Ждем новых шедевров!


Metallica: главные песни

       15.10.2014     00:00    5 068