Еще один способ использовать саундтрек – включить его в повествование, есть даже такой термин – диегистическая музыка. Ее слышит не только зритель, но и персонаж сериала. Герой танцует под какую-то песню у себя на кухне или включает ее в машине, и композиция рассказывает о его личности, настроении, музыкальных вкусах. В свою очередь, полученная информация позволяет зрителю лучше понять действия персонажа и составить мнение о нем.
Хорошо подобранный саундтрек для современных сериалов – не такая уж и большая редкость. Музыкальные супервайзеры ответственно выполняют свою работу, с 2017 года им даже стали вручать Эмми за особые достижения. Сегодня мы затронем лишь одну составляющую сериальной музыки, а именно, песни, которые нравятся героям телешоу.
Внимание! В тексте могут быть спойлеры!
Грегори Хаус (Доктор Хаус)
Джуди Гарленд – Get Happy
В Докторе Хаусе попадалось много отличной музыки, часть которой была встроена в сюжет. Например, главный герой играл на гитаре, подражая Эдди Ван Халену, а Кадди прервала его выступление, чтобы он вернулся к работе. Или в другой серии Хаус играл на пианино с пациентом, что помогло поставить ему верный диагноз. В данном случае музыка – это способ заострить внимание на нестандартном подходе персонажа, который подчас идет вразрез с принятым в медицинской среде. В 15-й серии седьмого сезона, когда Кадди болеет, ей снятся странные сны про Хауса. В одном из них герой поет песню Get Happy . Такой выбор был бы не свойственен ему в реальности, но то, что героиня слышит во сне именно эту композицию, показывает всю суть ее чувств и опасений по поводу Грегори.
Йорки (Черное Зеркало, эпизод Сан-Джуниперо)
Belinda Carlile – Heaven Is The Place on Earth
Сольный хит Белинды Карлайл из The Go-Go’s играет очень важную роль в понимании сюжета этой серии, как и вся остальная музыка, которая в ней звучит. Heaven Is The Place on Earth звучит в самом начале эпизода, когда Йорки впервые появляется в Сан-Джуниперо, а на последних минутах героиня сама включает эту песню в машине. Как и в большинстве других серий Черного Зеркала, зритель не сразу догадывается, в чем реальный смысл происходящего, а эта песня облегчает понимание, так же как и Girlfriend in a Coma The Smiths, звучащая всего несколько секунд. По мере развития сюжета мы понимаем, что Сан-Джуниперо и есть рай, находящийся, правда, не на Земле, а в сознании персонажей.
Элизабет Хармон (Ход королевы)
Shocking Blue – Venus
Шестая серия первого (и единственного) сезона – героиня Ани Тейлор Джой видит по телевизору выступление Shocking Blue с их хитом Venus и пускается в пляс. По ее поведению зрителю несложно догадаться, насколько «низко пала» Бет из-за своих пагубных привычек. Выбор этой песни неслучаен: во-первых, она хорошо отражает дух эпохи, в которую происходит действие, а во-вторых, можно провести параллель между Венерой из песни и Хармон. Обе необычные, даже особенные, и сводят мужчин с ума, причем прекрасно это понимают.
Лорелай Гилмор (Девочки Гилмор)
The Bangles – Eternal Flame
Лорелай Гилмор – женщина, вынужденная рано повзрослеть, но при этом так и не оставившая в прошлом свое подростковое бунтарство и упрямство. Музыка, которую любит и слушает героиня (от Боуи до XTC), более чем соответствует ее психологическому возрасту, равно как и подчас излишний фанатизм. В 13-й серии первого сезона Лорелай покупает билеты на концерт The Bangles, чтобы пойти с дочерью Рори и друзьями. В этом эпизоде музыка послужила причиной сближения ранее непримиримых подростков (Рори и Пэрис), которые впоследствии станут отличными друзьями.
Герои Бумажного дома
Bella Ciao
Народная итальянская песня, которую напевали участники итальянского Сопротивления в годы Второй Мировой, переживает сейчас вторую волну популярности – и все благодаря появлению в испанском сериале Бумажный дом. Композиция проходит красной нитью через все сезоны, подчеркивая свободолюбивый дух главного героя Профессора и его команды. Bella Ciao включена в сюжет: ей подпевают Профессор и Берлин в ночь перед началом первого ограбления, а позднее и все остальные участники «операции», когда им наконец удается добраться до денег.
Дин Винчестер (Сверхъестественное)
Survivor – Eye of the Tiger
Сверхъестественное – вообще один из самых музыкальных сериалов современности. Дин Винчестер славится своей любовью к классическому року, постоянно включает его в машине, а, выдавая себя за агентов ФБР, братья Винчестеры всегда представляются именами известных рок-звезд. В интернете несложно найти плейлисты из любимых треков Дина, а мы вспомним одну из самых известных музыкальных сцен сериала. В шестой серии четвертого сезона Сэм застает Дина за прослушиванием Eye of the Tiger группы Survivor и «подыгрыванием» песне на невидимых барабанах. Действие занимает всего несколько секунд, но на YouTube можно отыскать закадровое видео, где Дженсен Эклз отжигает по полной.
Хэнк Муди (Блудливая Калифорния)
Warren Zevon – Keep Me In Your Heart
После завершения работы над книгой Хэнк Муди пьет виски, курит травку и слушает Уоррена Зивона – такая у него традиция. Понаблюдать за ней зрители могут в последней серии второго сезона, когда писатель заканчивает роман о Лу Эшби. В целом Муди неплохо разбирается в музыке, его дочь играет в группе, а в одной из серий герой вспоминает, как они с беременной Карен отреагировали на смерть Курта Кобейна. Хэнк периодически и сам крутится в музыкальном мире: сначала работая с Эшби, потом – с Аттикусом Фетчем. В сериях также есть камео известных рокеров, например, Мэнсона и Томми Ли.
Джонатан и Уилл Байерсы (Очень странные дела)
The Clash – Should I Stay or Should I Go
Песня The Clash на протяжении первого сезона Очень Странных Дел играет несколько раз. С ее помощью Уилл пытается связаться с мамой, находясь при этом в другом измерении, а позднее Джонатан включает эту песню, чтобы достучаться до сознания брата и узнать, как справиться с монстром, вселившимся в парня. Изначально посвященная разрыву песня в сериале приобретает иное значение: Уилл пытается вернуться домой (остаться), и для этого ему нужна помощь близких, в противном случае он пропадет навеки (уйдет). Говорят, музыкальным супервайзерам пришлось изрядно попотеть, чтобы получить разрешение на использование песни, но их труды окупились сполна. Сериал произвел настоящий фурор, а также был номинирован на Эмми за саундтрек.
Радж Кутраппали (Теория большого взрыва)
Red Hot Chili Peppers – Under the Bridge
В Теории Большого Взрыва музыка является одним из способов добиться комического эффекта. Можно вспомнить несколько подобных эпизодов, например, когда Пенни танцует на кухне под Man! I Feel Like a Woman Шанайи Твейн, и внезапно входит Шелдон, который, конечно, недоволен ее поведением и не желает составить ей компанию. Или эпизод, где Шелдон, Радж и Говард играют в видеоигру Rock Band и исполняют Under The Bridge RHCP, при этом Радж старается подражать Энтони Кидису, что выглядит весьма нелепо.
Роб (Меломанка)
Blondie – Once I Had a Love (A.K.A. The Disco Song)
Было бы удивительно, если бы музыка в сериале, главная героиня которого владеет магазином пластинок, не звучала практически постоянно. Основная идея и фильма нулевых, и тв-ребута заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что под любое событие в жизни можно подобрать подходящий саундтрек. Конечно же, в каждой серии мы найдем множество тому доказательств. Например, в третьей серии Роб в очередной раз размышляет о своих бывших под песню Blondie Once I Had a Love, а сама Дебби Харри внезапно появляется в гостиной героини, чтобы дать ей совет. Все в тему: и песня, и прекрасная Дебби.
Подобных примеров можно привести еще очень много, как из сериалов, так и из фильмов. Герои с экрана слушают и подпевают нашим любимым песням, ходят на концерты наших кумиров, а мы, зрители, чувствуем из-за этого с ними какую-то связь и потому не можем оторваться от просмотра. Это ли не великая сила современного искусства?