Фотоотчет | Anathema в Москве | Yotaspace | 08.06.2017
С головой уйдя в бесконечные стенания об грохочуще-рычащей Anathema девяностых, многие поклонники группы даже и не заметили тех метаморфоз, что музыка ливерпульского семейного подряда претерпела за последние годы. На Оптимисте уже практически не осталось того беззаботного и согревающего наслаждения окружающим миром, заполнявшего собой We’re Here Because We’re Here и постепенно выветривавшегося с каждым новым альбомом (это заметно даже по цветовой гамме их обложек). Братья Кэвана за день до официального релиза привезли в Москву чуть ли не самую мрачную и печальную из своих пластинок – разве что воплощение этих эмоций стало куда как более тонким и изобретательным, чем пару десятилетий назад.
Разогревать Ливерпуль в Москве выпало Петербургу. То есть, Kirov – именно так называется группа саппорта, приехавшая к нам из северной столицы. Музыкально ребята отлично попадают в стилистическую «лыжню» британских гостей – пульсирующие ритмические сбивки, атмосферные гитарные мелодии, а также достаточно благозвучный и «тёплый» вокал. Временами Kirov даже вызывают больше ассоциаций с Porcupine Tree, чем с Anathema, и не сказать, что это плохо. А вот что по-настоящему плохо, так это весьма «специфические» настройки микрофона у фронтмена группы: достаточно сложно разобрать как отдельные слова в лирике песен (еле-еле получается понять, что поются эти песни на русском языке), так и благодарственную речь, произнесённую им в середине сета. Впрочем, подобные технические шероховатости не смущают Yotaspace, успевший заполниться примерно наполовину: «Кировцы» завершают свой сет под благодарные аплодисменты и под целый фоновый плей-лист из композиций Дэвида Боуи.
Kirov
Московское время – двадцать один час ровно. Электронное интро дополняется ровными зрительскими хлопками в 4/4, а сцена постепенно заполняется музыкантами Anathema. Вот вечно сосредоточенный Даниэль Кардосо, вот скромняга Джон Дуглас, вот его неизменно обаятельная сестра Ли. Добрая улыбка зажавшего в руке гриф бас-гитары Джейми, и… стоп, а кто это такой? Неужто неожиданный сессионщик? Признаться, далеко не сразу получается опознать в весьма объёмном мужике в капюшоне лидера группы, Дэнни Кэвана: за время своей работы над The Optimist тот успел обзавестись жирком и бородой, взамен сократив до минимума длину кудрей на голове. Словно автомобильные фары с обложки The Optimist, бьют в глаза зрителям два центральных прожектора, и можно начинать. Винсент, машущий зрителям рукой, появляется на сцене уже под гитарно-клавишное вступление Springfield. Практически инструментальной (лишь иногда Ли повторяет, словно мантру, слова «How did I get here? I don’t belong here») и невероятно прекрасной в своей печали композиции.
Spasibo! Спасибо вам огромное, Москва! Мы понимаем, что многие из вас ещё не знают эти вещи. Кстати, у кого-нибудь есть новый альбом? Он уже онлайн несколько недель, как вы знаете. Да и ладно, так, наверное, и должно было произойти, – пожалуй, самый ненавязчивый тест на выявление «пиратов» за историю московских концертов проводит Винсент после пары сыгранных композиций. Не секрет, что «слив» пластинки вывел Дэнни из равновесия – лидер Anathema весьма доходчиво выразил свои мысли на сей счёт посредством соцсетей. Видно, что целиком вложившись в создание альбома, сейчас он находится не в самой лучшей форме – как физической, так и моральной. Впрочем, уже через несколько композиций Дэнни берёт себя в руки и вовсю втягивается в процесс межпесенной болтовни с публикой. Болтовня получается достаточно живой, бодрой и непринуждённой, с обилием шутеек самого разного уровня (вплоть до неприкрытого рыгания в микрофон), а также некоторым количеством более серьёзных тем. В их числе – рассказ Кэвана-старшего о том, как ему приятно увидеть такую публику после продолжительного концертного «простоя», а также ожидаемое «Давайте по чесноку. Сколько из вас скачало альбом нелегально?» перед композицией Pressure.
Но даже столь животрепещущие вопросы авторского права и честной оплаты трудов музыкантов отходят на второй план, когда ты с головой ныряешь в эти самые труды. Когда сливающиеся в единый плавный и гармоничный поток голоса Винсента и Ли, подкрепляемые партиями гитар и клавишных – то мягкими и лёгкими, то обретающими скорость и мощь – разрываются отточенными и хитроумными рисунками ударных (титаническая The Storm Before The Calm заставляет зрителей буквально оцепенеть, затаив дыхание). Когда звуки барабанной установки Даниэля обретают дополнительный объём и глубину посредством вкраплений перкуссии (в том числе и электронной) Джона. Когда оставшийся в единственном луче света Винсент устраивается за синтезатором и искажённым вокодером голосом начинает петь Closer. Подобные моменты не оставляют ни единой возможности отвлечься на что-нибудь постороннее, отвести взгляд от сцены. Резюмируется всё это великолепие финальным актом Distant Satellites, в котором Винни снимает пиджак, картинно вздымает вверх руки с барабанными палочками… и принимается яростно выбивать дух из немаленького барабана, стоящего перед ним. Даниэль с Джоном откуда-то из тени поддерживают фронтмена и вторят заданному им ритму – тут уж хочешь-не хочешь, а проникнешься этим, казалось бы, простым рисунком из девяти повторяющихся ударов.
Spasibo! Спасибо вам большое! Итак, мы сыграем ещё несколько старых песен из старых добрых времён. Вы знаете альбом Judgement? Мы буквально только что решили сделать это. Это происходит не так часто, но мы же в России, мы просто обязаны сыграть его, — с этими словами Винсент возвещает о том, что олдфагов на этом концерте всё-таки порадуют. Пусть даже и не материалом с альбомов 1993-1998 годов (для этого пару лет назад группа отыграла аж целый тур с привлечением Дункана Паттерсона и Даррена Уайта). Звучит вступительный рифф к… The House of the Rising Sun. Как говорится, мужик сказал – мужик сделал. Пообещал нам старые песни – вот вам и самая что ни на есть старая вещь, старше всех присутствующих в Йотаспейсе.
Впрочем, вернёмся к нашим баранам. Блок из четырёх первых песен с пластинки Judgement благоухающим бальзамом льётся в уши вышеупомянутых олдфагов. Ну а любители более свежего творчества Anathema получают возможность ощутить, какой группа была лет этак восемнадцать назад. Жёсткие риффы, присущие скорее метал-музыке, минимальное влияние клавишных, существенно более прямолинейный вокал Винни и, разумеется, ни малейшего присутствия голоса Ли в песнях. Ну а финальной точкой в сегодняшнем сете становится Untouchable, Part 1, возвращающая госпожу Дуглас на сцену, а ощущение светлой грусти – в музыку Anathema. Очень красивый жест — завершить столь эмоциональное выступление песней, оканчивающейся словами I had to let you go, to find your way back home.
После этого остаётся лишь понаблюдать, как Дэнни презабавно дурачится под ВНЕЗАПНО зазвучавшую фоном «системную» Chop Suey и в превосходном настроении отправиться домой. Каким бы пессимистичным и мрачным ни был недавний «Оптимист», концерты его создателей всё также дарят исключительно положительные и мало с чем сравнимые эмоции.
Anathema
Ищем себя
Сет-лист Anathema
- Springfield
- Leaving It Behind
- Endless Ways
- The Optimist
- Thin Air
- The Lost Song, Part 3
- Can’t Let Go
- Pressure
- The Storm Before the Calm
- A Natural Disaster
- Closer
- Wildfires
- Distant Satellites
Encore:
- Deep (интро из «The House of the Rising Sun»)
- Pitiless
- Forgotten Hopes
- Destiny Is Dead
- Untouchable, Part 1