Фотоотчет | Draconian в Москве | Station Hall | 22.11.2018
В последние дни осени шведский коллектив Draconian пришёлся как нельзя к месту, завораживающий тягучий дум и тёмная готическая романтика создавали в клубе поистине мрачную атмосферу (но это не плохо, а вовсе даже наоборот).
Поздний московский ноябрь — вероятно, лучшее время для концерта Draconian, для музыки, повествующей о переходе зыбкой грани между жизнью и смертью. Формальным же поводом для визита Draconian в Москву в 2018 году стала презентация альбома Sovran. Впрочем, обо всем по порядку.
На сегодняшний день шведский коллектив является, по сути, единоличным лидером направления gothic/doom metal с женским вокалом — и, судя по всему, не собирается на покой, вместе со своими старшими коллегами по цеху Theatre of Tragedy и The Gathering. Напротив, московский концерт продемонстрировал, что Draconian — в силе, а их музыка остается актуальной и трогает зрительские сердца, несмотря на очевидное угасание интереса широких масс к готическому металлу. Но есть и тревожные знаки.
Почему презентация альбома Sovran стала поводом именно формальным? Sovran, четвертый полноформатник шведских металлистов, увидел свет еще в 2015 году, и, понятное дело, уже заслушан российской публикой до цифровых (а кем-то — и до аналоговых!) дыр. Более того: последний раз Draconian были в России как раз в сентябре 2015 года — и именно тот концерт можно было б назвать презентацией на тот момент еще не вышедшего в тираж Sovran (мировая премьера состоялась в конце октября, полтора месяца спустя), и именно тогда российские поклонники впервые услышали треки с нового альбома — Heavy Lies the Crown и Dishearten. На этот раз в сет-лист добавились Stellar Tombs, Pale Tortured Blue и The Wretched Tide — а на экране Station Hall (какое непривычное название для старой-доброй Вольты!) тревожно мерцало окруженное деревьями и созвездиями око — обложка Sovran.
Если питерскую публику разогревала отечественная дум-формация Dominia, то на московском концерте «группа поддержки» у Draconian отсутствовала. Хорошо это или плохо — вопрос риторический, но создавалось ощущение, что зрительный зал оказался не совсем готов к выступлению шведов: разрозненные крики «дра-ко-ни-ан» и «сне-гу-роч-ка» за пять минут до начала шоу звучали как-то несолидно. Зал (увы, заполненный, наверное, где-то наполовину — даже в середине концерта можно было подобраться, не пуская в ход локти, к самой сцене) в целом был настроен меланхолично и созерцательно. Музыка Draconian, безусловно, располагает и к такому ее восприятию, но в целом, как показалось, драйва аудитории все же не хватало.
В чем дело? Не хочется сваливать все на феномен четверга: мол, люди уже устали, а раскрепощающая душу и тело пятница только завтра, до нее дожить еще надо. Вероятно, дело все же в другом. Несмотря на профессионализм музыкантов (он не подлежит сомнению) и их самоотдаче (в ней тоже сомневаться не приходится), Draconian звучат достаточно монотонно. Это не плюс, не минус группы — это ее фишка, ведь, во многом, именно сочетание думовой тягучести с темной готической романтикой обусловило успех группы в далеких нулевых годах.
Но крайне монолитный сет-лист, плотный, ровный звук, средний и медленный темп (взорвавшийся, по сути, только гранд-финалом The Cry Of Silence) композиций — все это не только завораживает зрителя, но и несколько утомляет его. Вероятно, концерт мог бы оставить иные впечатления (читай: стать настоящим откровением и войти в годовой топ даже самого искушенного столичного любителя металла), рискни группа и сыграй Rivers between Us — благо роль сессионного басиста выполнял Daniel Änghede, исполнивший вокальную партию на этом треке. Или прозвучи хоть что-то с альбома The Burning Halo, содержащего самые оригинальные вещи Draconian. Или позволь музыканты чуть больше общения с залом (а не традиционное «привет— спасибо — до свидания)… Но нет: бесконечное нагнетание атмосферы разрешилось лишь катарсичным финалом эпика Death, Come Near Me, и в зал полетели красные розы (это был по-настоящему красивый жест музыкантов). После участники группы встретились с дождавшимися их в зале (и вне его) фанатами, сделав так, чтобы никто обиженным не ушел, даже если заскучал под конец действа.
Повторюсь: обвинение группы в некоторой монотонности, во-первых, крайне субъективно; во-вторых, оно нелепо уже лишь потому, что Draconian, пардон, не павер про эльфов и гоблинов играют, отнюдь. Речь лишь о том, что идеальное исполнение программных вещей — вероятно, далеко не предел шведских металлистов. Очень хочется верить, что грядущий альбом будет не только безупречно стильным, техничным, романтичным — но также и порадует оригинальными музыкальными решениями. Это на самом деле крайне важно, так как в наше время (я позволю себе повториться) готический металл испытывает ощутимый кризис. Draconian держат марку, и безусловно удачный альбом Sovran — яркое тому подтверждение. Более того, группа двигается вперед. Какой металл-коллектив, скажите, может так безболезненно сменить вокалистку — не потеряв ни своего лица, ни своих фанатов? — Туомасу Холопайнену на заметку, да. Кстати, сотрудничество с дивой Heike Langhans — это очень удачный шаг для Draconian, ведь именно эта девушка приблизила к коллективу своего молодого человека, Daniel’я Änghede, одного из нынешних лидеров Crippled Black Phoenix — группы, которая никогда не страдала от отсутствия свежих идей. Кроме того, Daniel и Heike творят свою собственную музыку под брендом ISON — здесь космический эмбьент сочетается с дроном, и сочетание это безусловно оригинальное.
Верность своему стилю, как думается, все же должна сочетаться с поиском новых художественных средств и приемов. С задачей удержать своего слушателя Draconian справляются. Привлечь новых фанатов сейчас (чай, на дворе не 2007-й) — задача объективно более сложная. Это, кстати, тоже продемонстрировал московский концерт: средний возраст посетителей шоу Draconian, наверное, превышал отметку в 30 лет.
Так получается, что именно на шведских металлистов ложится ответственность за актуальный готический дум (эту ношу они гордо делят с легендарными британцами My Dying Bride) — и очень хочется верить, что Draconian справятся.
И через несколько лет московская публика будет встречать своих любимцев более горячо. А пока — готовимся зимовать и ждем новых откровений от Draconian в ближайшее время.