Репортаж | Katatonia в Москве | ZIL Arena | 01.03.2018
То, что московский концерт Katatonia окажется драматичным по своей сути, было очевидно. Судите сами: намеченное на конец декабря шоу отменяется, так как гитарист группы, Roger Öjersson, ломает спину; гиг переносится на март, место выступления в срочном порядке меняется — и к тревоге (забегая вперед, скажем: к обоснованной) поклонников местом действа становится ZIL Arena.
Дальше — больше: группа объявляет о том, что после российских и прибалтийских концертов возьмет бессрочный творческий перерыв, и в самом начале турне кишечный вирус подхватывает все тот же многострадальный Roger Öjersson — и оказывается не в состоянии продолжить тур. Но Katatonia все же едет в Москву — в усеченном составе — в маленький ZIL Arena, с мыслями о скором уходе на покой…
The Great Cold Distance
Общую тональность предстоящего концерта поддержала абсолютно не весенняя погода: 1 марта в Москве выдалось одним из самых холодных дней 2018 года. На этом фоне проблемы со своевременным проходом в клуб приобрели достаточно серьезный масштаб: простоять на морозе в -15 даже десять минут — не самое приятное занятие, а если ожидание растягивается на полчаса и даже более? Организация концерта — самая больная тема этого вечера: в заявленное на афише время, в 20.00, на сцену вышли Egosystema, итальянская группа, которой предстояло «разогревать» публику перед Katatonia. Но «разогрев» увидела, дай бог, половина аудитории: огромная очередь на вход в клуб рассосалась только к девяти часам, а последние зрители попали прямиком на первые песни Katatonia. На этом фоне такие мелочи, как закончившиеся номерки в гардеробе, казались уже сущей мелочью: задубевшие люди были готовы слушать концерт даже в верхней одежде, лишь бы наконец попасть в зал.
Стоит ли говорить, что зал был переполнен? Формально ZIL Arena рассчитан на тысячу посетителей. Рискну предположить, что аудитория собралась примерно в полтора раза больше. Впрочем стоит отметить, что атмосфера в клубе царила в целом дружелюбная и откровенных эксцессов не было. Зал, может быть, был несколько пассивен, что, впрочем, в условиях такой перегруженности помещения оказалось благом: давки на концерте не возникло, никто не слэмился, а немногочисленные длинноволосые фанаты, поддержавшие музыкантов в славном деле хедбэнгинга, группировались в первых рядах, у самой сцены.
Но обо всем по порядку. Пока основная часть аудитории мерзла на улице, боролась за номерки в холле и протискивалась в зал, на сцене выступала группа Egosystema. Если вы впервые слышите это название, не удивляйтесь: ровно за год официальный канал группы на Youtube собрал менее 50 тысячи просмотров, на Last.fm команда может похвастаться целыми 26 слушателями, а Вконтакте за авторством Egosystema можно найти только одну композицию в аудиозаписях. Справедлив ли столь тихий vox populi? С одной стороны, звучание Egosystema далеко от современных трендов: это достаточно эмоциональный прог, с нетривиальными мелодическими решениями и при этом достаточно высоким темпом композиций. Итальянская школа чувствуется буквально во всем — начиная со специфического, южного акцента вокалиста и заканчивая сентиментальными композиционными ходами, заставляющими вспомнить сограждан Egosystema из Novembre или Oblivio или даже Klimt 1918.
Стоит ли говорить, что Egosystema и Katatonia совершенно не похожи — южная экспрессия и северная флегматичность, провокативная эмоциональность прогрессивного рока и сдержанная мощь экстремального металла?.. Поэтому очень живое, даже страстное выступление Egosystema оказалось встречено (как это, увы, часто бывает на клубных концертах) достаточно ровно. В какой-то момент кто-то крикнул из зала: «Разогрев — отстой!». Детина из первых рядов моментально отреагировал, явно довольный завязывающейся дискуссией: «Фак ю!». На том и порешили. Поговорили, называется.
Egosystema
The Deadend Kings
Как это ни забавно, «разогрев» не закончился после выступления Egosystema. На сцене возник молодой человек, который честно признался, что он «не Katatonia» (правда, перепутать было сложно) и позвал на сцену свою девушку, которой, не теряя времени даром, сделал приглашение. Несмотря на комичность эпизода, зал встретил этот внезапный спин-офф Давай поженимся с необычайным участием: кто-то кричал девушке: «Беги!», кто-то улюлюкал; дружно скандировали «горько!». В целом все были рады, когда молодой человек получил согласие и вместе со своей невестой спустился наконец-таки в первые ряды. Иронии добавляет тот факт, что этот эпизод оказался достаточно уместен, так как в то время, как на сцене Зила созидалась новая ячейка общества, за пределами клуба мерзли остатки величественной очереди на концерт.
Самым интригующим вопросом перед началом гига был, конечно же, звук. Как будут звучать старые и новые песни с одной гитарой? Jonas Renkse, вокалист и бессменный лидер группы, отдельно отметил, что, составляя сет-лист, Katatonia подбирала те треки, которые можно сыграть с одной гитарой. В результате поклонники получили менее плотный, менее тяжелый звук, но смогли лучше расслышать ритм-секцию и электронные подложки, которые, во многом, как раз и формируют уникальный саунд поздних альбомов Katatonia.
Стоит отметить и прекрасную работу звукотехников, которые смогли добиться практически идеального (для клубного концерта) звучания вокала: буквально каждый обертон Ренксе был ощутим, что позволяло именно слушать, а не угадывать прекрасно знакомые вокальные партии.
Да, стоит отметить, что посетители ZIL Arena с готовностью поддерживали Ренксе, охотно подхватывая слова любимых песен. Как показалось, теплее всего была встречена композиция Evidence с альбома Viva Emptiness, хотя и на многих песнях с The Great Cold Distance зал отводил не только души, но и глотки, вторя пронзительной лирике Katatonia:
So I found you, found a way all through
The quiet cold of inner darkness
Now that you’re here it becomes so clear
I have waited for you always.
Night is the New Day
Отличное, бодрое выступление легендарной группы, теплый прием переполненного зала — сложно было удержать в голове мысль, что, вероятно, сегодняшний гиг — один из последних концертов Katatonia. Любопытно, что Ренксе не сказал ничего о судьбе группы — впрочем, никто его и не спрашивал, ведь сама мысль о звучащей «лебединой песне» казалась здесь и сейчас неуместной. Концерт Katatonia снова оставил очень теплое послевкусие: несмотря на свой «депрессивный» музыкальный стиль, музыканты смогли рассказать не столько о ментальных проблемах, сколько о пути выхода из них и об эмоциях, сопровождающих любое выздоровление. Этому, конечно же, способствовал и сет-лист, содержащий самые хитовые треки и множество быстрых, «качающих» песен. Особенно мощно в этом плане прозвучала сыгранная на бис Lethean — одна из самых ярких композиций современной Katatonia, слова которой были необычайно уместны в этот безнадежно холодный мартовский день:
How long can winter
Colour your every word?
Московский концерт Katatonia — это яркий пример того, как профессионализм может затмить множество проблем, связанных с самыми различными сферами жизни. Это пример того, как любовь и творческая самоотдача оказываются сильнее множества факторов, над которыми мы, казалось бы, не имеем власти.
И это безмерно важно.
P.S. «Отчаяние — это чувство тех, кто знает, вне всяких сомнений, что готовит будущее. Но никто не может этого знать. Поэтому отчаяние — это не только грех в контексте теологии, но также просто обычная ошибка, потому что никто не знает будущего наверняка. Таким образом, всегда есть надежда», — эта цитата из исследования Патрика Карри «Defending Middle-Earth Tolkien: Myth and Modernity» звучит в одной из песен группы Anathema, бывших коллег Katatonia по «депрессивному» музыкальному цеху. Сохранять надежду и верить в то, что мартовское турне Katatonia не окажется последним — это все, что остается поклонникам легендарной шведской группы. А зиме, равно и любому иному ожиданию, неизбежно придет конец.