Репортаж | Оргия праведников | Yotaspace | 11.09.2016
11 сентября группа Оргия праведников выступила в московском клубе Yotaspace с рок-ораторией Книга Воскресения, основанной на материале двухчастного альбома Для тех, кто видит сны. Вторая часть ДТКВС вышла в начале этого года, первая – в далеком уже 2010, поэтому полной дилогии поклонники группы ждали целых шесть лет, а сейчас наконец дождались и концертного ее исполнения. Концерт получился не рядовой, поэтому приглашаем вас почитать о нем подробнее, а также посмотреть фотографии. Книга Воскресения – так музыканты решили перевести название древнеегипетской Книги мертвых (дословный его перевод – «Главы о выходе к свету дня»). Именно этот текст лег в основу дилогии. Книга мертвых – это сборник гимнов и религиозных текстов, которые помещались в гробницу, чтобы облегчить посмертный путь человека и избавить его от опасностей потустороннего мира. Сама Книга присутствовала на сцене всё время концерта: когда музыканты только появились, Сергей Калугин торжественно вынес ее и бережно поставил на пюпитр. В перерывах между песнями он зачитывал из нее отрывки. Часто в таких отрывках зрители слышали отдельные слова, которые встречались потом и в песнях самого альбома, – таким образом прояснились некоторые аллюзии в лирике. Традиционного конферанса не было: Сергей не шутил, не рассказывал историй, как это обычно бывает. Между песнями свет почти уходил со сцены, освещенным оказывался только читающий солист. Все технические приготовления, если такие были нужны, происходили в непривычном для рок-концертов молчании. Зрители, чувствуя его особенность, терпеливо ждали следующей песни. Концерт начался Королевской свадьбой – единственной песней, не входящей в дилогию. В остальном сет-лист четко укладывался в рамки альбома: не нарушался даже порядок песен, а между первой и второй частью был антракт, который музыканты никак не объявляли, а просто ушли со сцены, взяв с собой Книгу. Зрители сами знали, что их ожидает продолжение в виде второй части альбома. Что удивительно, такая предсказуемость не сделала концерт скучным: цитаты из Книги мертвых, а также притягивающий внимание видеоряд, который на протяжении всего концерта шел на большом экране за спинами музыкантов, как бы обновили представление об альбоме, дополнили его. Видеоряд был действительно удачным решением. По стилистике он напомнил клип на песню Flores de Muertos со второй части дилогии, но содержание его в то же время было более разнообразным. На экране появлялись как «земные» образы (мельтешащие на улицах люди и машины, трамваи, убогие стены старой квартиры в Белое на белом, окна многоэтажек в 78-й), так и высокие, «вечные»: небо с бегущими облаками, восход солнца, наша планета, а в Белое на белом – акварельные пейзажи, так контрастирующие с бедной обстановкой показанных там же комнат (этот контраст есть и в самом тексте песни: «Заря окутывает дом своей багряною порфирой. Художник Массов за кефиром грядет в соседний гастроном»). Да и в самой идее показать посмертный путь человека от земной суеты к божественному спокойствию изначально заложен этот контраст отправной и конечной точки последнего пути, поэтому неудивительно, что таких разных образов было много как в текстах, так и в видео. Некоторые песни просто здорово дополнялись соответствующим видеорядом: огромные поля на The Catcher in the Rye, японские летчики-камикадзе на Вперед и вверх. И эта зрительная нагрузка делала концерт насыщеннее. Правда, смотреть на экран получалось не всегда. Иногда хотелось просто стоять с закрытыми глазами и подпевать, ощущая себя в потоке музыки, который охватывал стоящих даже по периметру зрительского полукруга, а не только в центре его. А ещё было много танцев, потому что под Школу мудрости или Эпитафию II, например, ноги сами начинали приплясывать. Клуб оказался очень просторным, поэтому в некотором отдалении от сцены было достаточно места, чтобы развернуться в танце, чем многие и пользовались. Там же бегали и плясали дети – юные потомки поклонников группы. Под Эпитафию II зрители бегали паровозиком, а на Рыцарей неба организовался слэм. В общем, зрителям удалось оторваться по полной и все, кажется, были довольны: хлопали и прыгали в такт, скандировали «Ор-ги-я!», на Вперед и вверх подпевали чуть ли не громче музыки. Музыкантам, кажется, тоже игралось в удовольствие – на их лицах часто можно было заметить улыбку, а клавишник и флейтист Юрий Русланов тоже время от времени хлопал и прыгал в такт, заводя зал ещё больше. Отдельно стоит сказать про фанатские флешмобы: благодаря им было интересно смотреть не только в сторону сцены, но и в зал. Началось всё с первой же песни: на слова «Розы цветут – красота, красота!» вверх полетели лепестки роз. На The Catcher in the Rye во время слов «И воссиял великий свет» в зале зажглись разноцветные факелы, они же горели на песне Звездной тропой. На Вперед и вверх взлетели бумажные самолетики. Во время песни Черная земля по залу летали воздушные шары («разноцветных шариков радостный конвой»). А в конце концерта фанаты устроили небольшой фейерверк, и от этого ощущение праздника усилилось. Программа, как и альбом, закончилась песней Rex. Сергей Калугин представил всех музыкантов, а также тех, кто помогал группе работать над альбомом и выступать в этот день. Песен на бис не было – наверное, оно и к лучшему, ведь они непременно разрушили бы впечатление от программы. Отдельно писать сет-лист этого концерта нет необходимости: чтобы получить представление о песнях, сыгранных музыкантами, можно просто послушать саму дилогию.