Машина останавливается
За годы своей музыкальной карьеры у Джона Фокса накопилось много альбомов, даже несмотря на то, что он брал пятнадцатилетний перерыв, вернувшись к электронике в 1997 году. С тех пор он активно сотрудничает с большим количеством музыкантов вроде Гарольда Бадда, Робина Гатри, Луиса Гордона и Стива Янсена. Помимо электропопа Фокс выпускает атмосферные и философские эмбиент-альбомы. Но многие считают самым удачным современным периодом его работу в группе John Foxx and the Maths, созданной совместно с очень толковым музыкантом Беном Эдвардсом (Benge).
Группа, с которой сотрудничали видные электронщики типа Гэри Ньюмана, The Soft Moon и Серафима Стир, к 2016 году выпустила три сильных альбома, два из которых («Interplay» и «Evidence») однозначно являются одними из лучших электронных релизов за последние годы. Эти альбомы по большей части вокальные и содержат немного коротких инструменталов. Джон и Benge уже делали инструментальные релизы по отдельности, теперь настала пора John Foxx and the Maths создать инструментальный альбом-саундтрек. Который получил название «The Machine».
Есть такая повесть Эдварда Моргана Фостера «Машина останавливается». Это антиутопия, которая рассказывает о далеко зашедшей зависимости людей от машин. Считается, что повесть предсказала интернет и социальные сети. Как мы видим, в реальности эта зависимость видна невооруженным глазом. Джон Фокс прочитал «Машину» еще школьником и до сих пор ей восхищается.
Альбом «The Machine» был написан в 2015 и 2016 годах. Это саундтрек к одноименной театральной постановке Джулиет Форстер. Но не все композиции были в ней использованы, поэтому альбом несколько отличается от того, что слышали зрители в театре.
В целом, в альбоме есть все те приёмы, за которые мы любим Джона и Benge. Каждый из них прекрасно работает с электронным минимализмом, умеет передавать тонкие, неоднозначные эмоции. Особенно любит этим заниматься Джон.
Фото - Ed Fielding →
В «The Machine» превалируют нарастающее механическое напряжение (например, Ghost In The Machine, Vortex Logic), человеческая растерянность (The Other Mother, Dark Illumination) и машинная отрешенность (Hive Frequency, Animal Mechanical).
Отдельно поговорим о последней трети релиза. Исключая скрежещущую Vortex Logic, мы имеем два возвышенных вокальных трека и финальный инструментал. В Genetic Hymnal свой небесный голос подарила Элизабет Бернхольц aka Gazelle Twin, чьи совместные работы с Фоксом всегда врезаются в память. В Memory Oxide, будто исполненной в церкви, поёт Фокс. Этот трек больше всех похож на его эмбиент работы. А финальная Orphan Waltz передаёт глубокое отчаяние, но не оставляет нас без чувства надежды. Однозначно одна из лучших композиций как John Foxx and the Maths, так и всего творчества Фокса. Он сих пор не перестаёт удивлять такой эмоциональностью, переданной через электронику.
В итоге альбом получился цельным и имеет собственную атмосферу. Несмотря на это, временами кажется, что чего-то слегка не хватает. Скорее всего, в такие моменты самое важное — визуальное представление в театральной постановке, которую музыка только дополняет. Но большая часть «The Machine» вполне самостоятельна и вызывает собственные образы при прослушивании.
Альбом не открывает новые горизонты творчества Джона Фокса, но он содержит в себе те своеобразные черты, благодаря которым Фокс не затерялся в толпе своих подражателей и вдохновлённых им артистов. А с помощью Бена Эдвардса результат вышел ещё более ярким.