Oomph! ровно 30 лет. За это время группа склепала 13 альбомов, назанимала кучу первых мест в чартах и стала еще одним столпом жанра Neue Deutsche Haerte.
Можно бесконечно шутить о многих вещах из их послужного списка. Сложно не развить тему связи двух песен — Sex (альбом «Sperm», 1994) и Sex hat keine Macht (альбом «Wahrheit oder Pflicht», 2004). Шутки были и о перепрыгивании с лейбла на лейбл, и о композиции Kleinstadtboy с альбома «Des Wahnsinns fette Beute» (2012). Это настолько мощный троллинг маскулинных поклонников жесткого металла, что жир из динамиков течет.
Фанбаза уже тысячу раз спорила, что лучше — раннее звучание Oomph! до альбома «Plastic» (1999) или обновленное. Когда после LP «Glaube Liebe Tod» наметилась четкая романтизация в композициях, то возмущения со стороны старых поклонников стало еще больше.
Но новых любителей такого звучания прибавилось просто море. Переходы из одного состояния в другое — здоровый процесс, ребята не останавливаются, а растут и изменяются. Бэнд, как человек, либо эволюционируют, либо костенеет и мертвеет.
Еще посмотрите на их сплоченность. 30 лет группа работает единым составом: Dero Goi (вокал, ударные), Andreas Crap (гитара, клавишные, программирование) и Robert Flux (соло-гитара, бас-гитара, программирование, сэмплы, бэк-вокал). Остальные музыканты приглашались только для живых выступлений.
В LP «Ritual» 2019 года Oomph! объединили ярость и негодование из до-«Plastic»-периода с новыми возможностями. С отточенным вокалом Деро, навыками Крэпа и Флюкса, в собственной студии. А еще и с контрактом лейбла Napalm Records на столе.
Деро в интервью рассказывал, что «тема нового альбома – о разных оттенках жестокости и злоупотребления. Эти злоупотребления затрагивают все человеческое общество: секс, политику и религию». Для затравки перед альбомом группа выкатила сингл «Kein Liebeslied» с явным намеком, какой энергией пропитан «Ritual».
Первое прослушивание показывает, что сложно вычленить отделить одну композицию от другой из-за общего однообразия электронных элементов.
Чудес нового звучания тут нет. Этого может не хватить, если вы любите Oomph! со времен «Wahrheit oder Pflicht» или «Glaube Liebe Tod». Но не судите «Ritual» только по этому. Группа не в игрушки пришла играть. Лирика и вокал здесь занимают первое место, под них подтянули и остальное. Это — жестокий темный альбом с жесткими темами: война, религия, ненависть, современное положение Европы.
Особенный лирический адок в TRRR – FCKN – HTLR — уродливой изнанке тоталитаризма. По поводу этой композиции построено уже много конспирологические теории. Правда, основаны они в основном на неумении переводить немецкие тексты или на собственном желании увидеть то, чего на самом деле нет.
Сразу после жуткой TRRR – FCKN – HTLR идет возвышенный Phönix aus der Asche. Не обманывайтесь тем, что в традициях группы ставить хотя бы одну любовную песню в альбом. Может быть это и так, но любовная тема тут – только фон истории о сожжении на костре (а не наоборот).
Вся эта жуть облепляется типично немецкими гитарами, то рублеными в фарш, то с раскатистыми рифами. Электронные сэмплы не вычурны, они классно дополняют драматургию текстов.
Oomph! выдали острый продукт. Если вспомнить нашумевший недавно клип Rammstein Deutschland, появится ощущение, что титаны тяжелой немецкой музыки прямо сейчас переосмысляют судьбы мира и собственной страны, и себя в этой босховской картине. Круто же.