Благодаря приятелю-хиппи название Рада и Терновник маячило на границе моего подсознания со времен ранней юности. Но лишь с приходом эпохи интернета удалось узнать, что группа была создана летом 1991 года и формально может считаться советской.

Оказалось, что за эту дюжину с лишним лет Терновник прошел собственный путь, оставаясь верным традициям андеграунда и фолковым музыкальным предпочтениям своей загадочной фронтвумен Радиславы Анчевской. На рубеже 10-х годов группа записала свой едва ли не лучший диск Укок, посвященный экологическим проблемам Алтайского края, а спустя еще три года представила новый альбом, с которым в музыкальном смысле шагнула еще на одну ступеньку вверх.

Сестры, несмотря на фольклорную ориентацию, содержит лишь одну народную песню. Дороженька с плотным сопровождением гитары и баса звучит мрачно и раздольно, задавая тон всему альбому. Тут нет ни двойных бочек, ни гитарных запилов, ни гармонических вывертов — это очень атмосферная музыка, сродни песнопениям шаманов, которая погружает в транс. И над всем этим парит экзальтированный вокал Рады, которая выдает невероятные мелодические ходы и, кажется, использует все пять октав своего вокального диапазона.

Возможно, именно так должен был звучать саундтрек к кинохиту Викинг, а не тот слащавый набор псевдоклассической киномузыки «как в Голливуде», на котором остановили свой выбор алчные продюсеры. Хотя лично мне Cестры видятся идеальным музыкальным сопровождением для экранизации поэмы «Иерусалим освобожденный» знаменитого Торквато Тассо, посвященной крестовым походам. Произведения настолько масштабного, что за без малого пять веков его так никто и не взялся полностью перевести на русский язык. Но это уже совершенно другая история.

Несмотря на фолковую основу, сказочные сюжеты, народные инструменты (которые на сцене отлично имитирует электрическая скрипка Дмитрия Шишкина) и гнетущую атмосферу — Сестры переливаются невероятным количеством оттенков. Альбом производит впечатление цельного произведения, хотя, кажется, никакой концепции тут нет. Так, Рада и Терновник, наверное, впервые в своей истории заступает в нишу прог-рока.

Притом, что по качеству звучания Сестры не уступают ни конкурентам из Evanescence или Within Temptaion, ни последним записям того же Брайна Уилсона. Рада и Терновник вряд ли получает то, чего заслуживает на самом деле. Их сольник в Питере в октябре прошлого года собрал полторы сотни людей. Но группа по-прежнему не намерена изменять своему андеграундному статусу.