Прорваться в 90-е годы группе Slayer было сложно. После череды плохо воспринятых альбомов, напоминавших о пропащем (по большей части) десятилетии, трэш-команда атаковала сцену «злым» релизом God Hates Us All. Альбом был написан на тогдашнем пике грува, популяризовавшего металл в те годы, но обладал убедительностью, за которую поклонники и любили Slayer. Christ Illusion подтвердил это предположение, собрав, впрочем, тонну негативных комментариев за богохульную обложку. Дааа, старый Slayer вернулся! А, и кто бы мог забыть те выступления «большой четверки»?



Фото - Иван Балашов

В метал-группе обычно 5 участников производят много шума… а девять? Еще больше! На рубеже веков труппа в масках из Айовы достигала самых жестких крайностей. Интуитивное происхождение низкопробных скользящих риффов в сочетании с ударами по педали бас-барабана, сравнимой с педалью газа, от Джои Джордисона для усиления ощущения «долбежки» вкупе с выдающимся лающим и расслабленным чистым вокалом Кори Тейлора вывели группу в лидирующие метал-команды современности. Их живые выступления просто нельзя пропускать, ведь они стали бенчмарком для всех тех групп, кто пришел после их самостоятельного восхождения. Вопрос: «Кто же будет следующей Metallica» всегда висел в воздухе, и Slipknot как нельзя лучшед оказали, что именно они – отличный ответ на этот вопрос.



Фото - Мария Поспелова

После бума металкора дэткор стал его логическим продолжением. Реакция на металкоровые брейкдауны была слишком положительной, чтобы так просто от них отказаться, и новые группы искали неизведанные ранее глубины тяжелого звучания через пониженный строй гитар и останавливающие сердце глушения струн, перемежающиеся со взрывами звука. Suicide Silence стали одними из основателей стиля, поспособствовав собственному продвижению воплями на высоких нотах и ревущими гортанными звуками, чередующимися с вокальными «атаками». Бравада группы также добавила новых характеристик к экстремальному металлу, и даже после трагической гибели Митча Лакера группа продолжила творчество.



Фото - Иван Балашов

Когда System of a Down появились в поле зрения в конце 90-х с одноименным релизом, кто тогда мог предсказать, что ожидает армяно-американскую команду? Их бесшабашные, энергичные песни звучали сухо, проносясь сквозь стену молниеносных ритмов и оживленных барабанных партий. Ангст фронтмена Сержа Танкяна особенно ощущался через истеричные вопли, в которых он выкрикивал все чувства от нынешнего состояния мира, притом применение Сержем чистого пения «в нос» и более бессмысленной лирики становилось все маниакальнее. Такая динамика позволила System of a Down ненадолго взобраться на вершину мира металла, однако их популярность осталась высокой, дав группе второй шанс после долгожданного реюниона.



Фото - Илья Дунаев

Конечно, интернет привел к падению продаж альбомов, но без этого, возможно, Black Dahlia Murder не стали бы флагманской дэт-метал группой XXI века. Группа подписала контракт с Metal Blade после того, как она была обнаружена на просторах MySpace, и здесь музыканты смогли развернуться в своем мелодическом, с ломаными ритмами, творчестве. В своих текстах Тревор Стрнад всегда задевал щекотливые темы, транслируя свое неуемное воображение через яростные вопли, чередуемые с вставками горлового пения для большего контраста.



Фото - Иван Балашов

Одна из самых значимых команд XXI века сделала карьеру и попрощалась с ней в 2017 году. The Dillinger Escape Plan оставили после себя наследие сценического хаоса, и в этой части с ними впоследствии будут соперничать избранные. С той же силой, с какой сверкали стробоскопы на шоу TDEP, вызывая эпилептические припадки, группа сочетала звуковые неровности с «заглючившей» электроникой, вплетенной в символы безумного времени и более трендовые вставки в духе классических Calculating Infinity и Ire Works.



Фото - Анна Бром

Преувеличивая и так очевидное, можно сказать, что Tool не слишком много внесли в XXI век по части объемов творчества, но им не нужно издавать альбомы каждые 2-3 года, чтобы оставаться актуальными. Tool всегда действуют так, как хочется им, а не кому-то другому, и берут столько времени, сколько считают необходимым для создания альбома, о котором будут говорить долгие годы и даже десятилетия. Lateralus в особенности можно назвать определяющим альбомом современности, с кажущейся легкостью маневрирующим по лабиринтам концептов и аранжировок, принимаемых так же легко, как и большинство стандартных рок-композиций. Пусть это и будет свидетельством способностей группы по всем фронтам.



Фото - Consequence of Sound 

После выхода Ascendency популярность Trivium резко возросла. Проще всего было бы и дальше выпустить похожий релиз, чтобы извлечь максимум выгоды на волны успеха предыдущего, однако Trivium в своих амбициях намного выше этого. Они отошли от своей формулы победы, склонившись в сторону трэша в следующем релизе, снова давая своим фанатам потрясающее свежее звучание. Этот тренд продолжился с исследованием новых элементов в каждом релизе благодаря поиску новаторского подхода к каждому своему шагу, так же, как это делают значительно повлиявшие на Мэтта Хифи Metallica.



Фото - Trivium 

Watain

/

Насколько искренне злым был блэк-метал в 90-х годах, настолько прозрачность интернета нивелировала мистичность жанра… пока не появились Watain. Репутация шведской секты быстро привлекла к себе общемировое внимание, поскольку группа традиционно обливала толпу ведрами свиной крови и украшала сцену костями и черепами мертвых животных. Их шоу пропиталось зловонием смерти и дополнялось пылающими вилами, установленными на сцене, пока они проповедовали свое сатанинское евангелие. Благодаря Sworn to the Dark группа была провозглашена новыми Dissection и возглавила новый виток блэк-метала 2000-х.



Фото - Watain 

Многие дэткор-группы играли брейкдаун за брейкдауном, но только не Whitechapel. Они с самого начала были на шаг впереди, ориентируясь на переосмысление жанра. Три гитары и «взаимодействие» между ними в музыке — вот что отличало их от подражателей, позволяя достигать гармонии, оставляя одну гитару отыгрывать сокрушительный ритм. Приправляя биты мелодии и атмосферную атональность, Whitechapel поддерживали свежесть звучания, в то время как Фил Боузман наказывал слушателей своим экстремальным вокалом, который быстро стал одним из самых подражаемых на сцене.



Фото - Whitechapel 

Хоть это и забавно, вспоминать дни былой славы хэви-метала, его появление на мировой сцене и последующее мировое господство, 80-е начались почти 40 лет назад. Ностальгия предлагает так много, но если ты не живешь сегодняшним днем, ты многое упускаешь! У металла совершенно новое обличье в новой эпохе, в то время как многие старые флагманы жанра продолжают расширять границы и показательно оставаться на пике своей мощи.

Да, верно, этот список 50 главных метал-групп XXI века не ограничен лишь теми, кто создал команду или издал свой первый релиз в 2000-х, это перечень групп, которые развивали жанр, привносили в него новое, подняли на новые высоты или сохранили старые; как первопроходец следит за всеми, кто повторяет его путь.