Дмитрий Карасюк – «Чайф. Рок-н-ролл – это мы! (Семейная сага)»

Дмитрий Карасюк уже стал главным историком свердловского рока, когда выпустил в 2016 году двухтомник о нём. Это было фундаментальнейшее исследование, которое в равной степени могло и закрыть вопрос об общей истории течения, и стать трамплином к дальнейшему развитию. К счастью для всех, Карасюк работу продолжил, опубликовав в 2017 году биографию группы Чайф.

Подзаголовок «Семейная сага» книга носит не случайно. История Чайфов – это действительно история создания и развития большой семьи, в центре которой фигуры её основателей – Владимира Шахрина и Владимира Бегунова. И их собственные семьи, их создание и жизнь, рождение детей и их взросление оказали на развитие группы не меньшее влияние, чем рок-тусовка, сложные политические события эпохи перемен и волна актуальной мировой музыки. История, как водится, начинается с самого детства и продолжается до наших дней – чтобы рассказать историю друзей, которые делали своё дело просто потому, что любили его. За группой Чайф не числится громких скандалов, драматичных поворотов судьбы (которая всё равно бывала и сурова), но числится множество собранных стадионов и подлинно народных песен. И такой результат стал возможен только благодаря семейному и дружескому сотрудничеству музыкантов и администраторов Чайфа, их друзей и близких.

Цитата:

Банальной кажется фраза, что некая рок-группа «напоминает семью». Но «Чайфу» нет дела, что кому может показаться.  Одногруппники, встречающиеся вместе только на репетициях и концертах и тщательно скрывающие свою личную жизнь от коллег, — это не про «чайфов».

Зачем читать: чтобы убедиться, что рок-н-ролл представляет из себя не только секс и наркотики.

Антон Чернин – «Наша Музыка» & «Другая история»

Строго говоря, этот двухтомник не является чем-то новым. В середине-конце нулевых его уже издавали – как большой текстовый постскриптум лучшей в истории «Нашего радио» программы – «Летописи» Антона Чернина, Андрея Куренкова и Людмилы Стрельцовой.

Более всего такой формат напоминает классику отечественной рок-литературы «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Но различий между книгами все-таки немало. Во-первых, чисто хронологически труд Кушнира был ограничен 1991 годом, во-вторых, феномен магнитоальбома не всегда позволял Кушниру говорить о многих альбомах, записанных уже после выхода рока из подполья. В-третьих, в этом двухтомнике несколько шире представлена речь самих героев передачи. Ну и важнейшее отличие – это, конечно, более широкий контекст эпохи, в котором происходит действие каждой главы. Каждая из них начинается с рассказа о том, чем славен и знаменит был тот или иной год отечественной и мировой истории, и потом автор неоднократно возвращается к разговору о том, чем отечественная история славна и знаменита.

Цитата:

Изучение истории в школе обычно начинают с так называемого доисторического периода. Тогда люди, кажется, ходили в шкурах и охотились, кажется, на динозавров с помощью, кажется, каменного топора. Почему «кажется»? Потому что доисторический период отличается как раз отсутствием письменных источников и, следовательно, достоверных сведений.

Зачем читать: чтобы в полной мере осознать, что рок-музыканты были сотворцами нашей истории.

Александр Кушнир – «Кормильцев. Космос как воспоминание»

Последняя книга в этой подборке – биография. Великий рок-историк Александр Кушнир возвращается к одной из своих любимейших тем – рассказать некую важную историю через жизнеописание выдающегося человека. Вслед за историей жизни Сергея Курёхина пришла очередь Ильи Кормильцева.

Великий поэт, мозг (сердце – Бутусов) группы Наутилус Помпилиус, создатель трип-хоп-легенды «Чужие» и главный редактор «Ультра.Культуры» – все эти этапы жизни Кормильцева тщательно воспроизведены Кушниром, частью – с привлечением старого материала воспоминаний Ильи и близких времен «100 магнитоальбомов…» и биографии Наутилуса. Но более всего книга покоряет не какими-то фактами и подробностями, а стилем и эмоциональной подачей. Как и в случае с Курёхиным, перед нами предстаёт практически легендарный герой. При желании можно даже найти параллели в сюжете: детство и юность, столкновение с рок-н-роллом, долгая и бурная жизнь в нём, драматический разрыв, контркультурная радикальная политика, драматическая смерть от неизлечимой болезни. То, что Курёхин был музыкант, а Кормильцев поэт, становится не так принципиально. Потому что жизнь героя сама по себе всегда является огромным, почти невыносимым подвигом. Который неблагодарная толпа очень часто не оценивает. И эту трагедию книга о Кормильцеве передаёт особенно пронзительно и остро.

Цитата:

Над головой у Ильи пел хор нелегальных ангелов и неслышно звучали небесные фанфары. Так будущий издатель, переводчик и общественный деятель начал свой путь навстречу новым огням. Теперь главное было – успеть.

Зачем читать: чтобы поразиться тому, что этот человек жил среди нас и боролся за какую-то высшую свободу до конца.