Предыстория
Группа провела большую часть 2002 года в студии за записью Absolution в Лондоне и Лос-Анджелесе под руководством Пола Рива. Мэттью Беллами говорил, что группа приняла «сознательное решение собираться в комнате и просто играть музыку», как можно дольше откладывая запись, поскольку, по их мнению, они слишком торопились с записью предыдущих альбомов.
Поначалу музыканты планировали записать альбом с большим оркестром, но война в Ираке повлияла на планы группы. «Мы начали записываться с оркестром, — говорил Мэттью Беллами, — прямо как Queen — 98 бэк-вокалистов, 32 музыканта и все такое. Мы записали так две песни и чуть не сошли с ума. И решили вернуться к основам. Переписали часть материала с оркестром, смягчив ее немного. И теперь это звучит гораздо тяжелее, чем я себе вначале представлял. Если говорить более глобально, то мир сильно изменился за последние год-полтора. Мы не политическая группа, но мы не можем оставаться в стороне от всего этого. Я думаю, во многих песнях есть нечто апокалиптическое. Когда мы записывали альбом, началась эта война, и мы работали, наблюдая за происходящим. Если попытаться описать альбом, то он о первобытном страхе и недоверии к власти. О моментах сильного страха и немного обо всех этих разговорах о конце света».
«Работа отобразит то, как всеобщий страх и недоверие разрастаются и набирают силу по всей планете, — рассказывал Мэтт. — Мы споем о неподдельном страхе и о предчувствии конца света».
Релиз
15 сентября состоялся релиз альбома в Японии. Absolution был выпущен 23 сентября 2003 года на CD и двойном виниле. Это был первый альбом группы, изданный на лейбле A&E Records. 29 сентября пластинка была презентована в Великобритании, а 23 марта 2004 года — в США. В августе 2009 года Absolution был перевыпущен на виниловых пластинках.
Обложка
Удивительная обложка была результатом первого опыта сотрудничества Muse со Стормом Торгерсоном — создателем почти всех легендарных обложек к альбомам Pink Floyd, известным также своими работами для The Mars Volta, Питера Гэбриэла и Led Zeppelin. Его творения отличаются грандиозностью, детализацией и почти всегда сюрреалистичностью. Концепцию обложки Muse случайно нашли в эскизах Сторма на его веб-сайте, затем они обратились к нему с вопросом, не мог бы он воплотить эту идею в реальности. Съемка проводилась фотографом Робертом Труманом в каменоломне в Эссексе с разными моделями, включая детей, так что тени на фотографиях были настоящими.
На обложке третьего студийного альбома Muse Absolution изображён человек с противогазом в руках, смотрящий в небо; над ним пролетают загадочные существа, отбрасывающие тени.
Вот что сам Сторм говорит об этой работе: «Барабанщик Muse Доминик Ховард заметил на моём сайте один набросок и подумал, что эту концепцию можно усовершенствовать и использовать для обложки их альбома. Мы увиделись с ним и договорились, что устроим настоящие съемки: на земле буду видны тени людей, якобы сброшенных летательным аппаратом, или каких-то таинственных существ, парящих в небе, а некий человек будет стоять внизу и с удивлением наблюдать за происходящим. Это будет такое пришествие загадочных созданий, о происхождении которых мы не можем судить, потому что видим лишь тени, в то время как человек на картинке видит их самих. Он глубоко взволнован этим невероятным зрелищем и испытывает своего рода катарсис.
Ещё одной моей идеей, которая, как я надеялся, понравится и группе, был симметричный рисунок, создаваемый этими тенями. Однако я не хотел, чтобы это было что-то вроде узора на обоях. Для меня эти летящие тени были существами из мира детских историй Мориса Сендака, иллюстрации которого всегда захватывали моё воображение. Кроме того, важно было выбрать подходящую поверхность земли и продумать детали: выбоины, гальку, полосы и т.д., то есть создать подходящий фон для теней. Мне показалось, что меловой карьер вполне годится для этого.
Итак, придерживаясь реалистичного подхода, мы приступили к делу. Фигуры были вырезаны из картона и закреплены на высоких шестах в меловом карьере близ Лондона. Мы фотографировали их при ярком солнечном свете, чтобы отбрасываемые тени были отчётливыми. Однако из-за типичной британской погоды — непредсказуемой, но по большей части пасмурной — нам пришлось переснимать всё трижды. Так что, когда всё это закончилось, я чувствовал настоящее избавление».
А вот что говорит об этой обложке Мэттью Беллами: «Этот парень с противогазом в руках смотрит вверх и понимает, что настал Судный день. То ли это пришельцы спускаются с неба, то ли избранные покидают землю, и он думает: почему я не один из них? Я иногда предпочитаю вторую точку зрения».
Синглы
С альбома Absolution было выпущено шесть синглов, первым из которых стал Stockholm Syndrome (Стокгольмский синдром — необъяснимая симпатия заложника к террористу) и был выпущен 7 июля 2003 года. Песня была доступна только для загрузки через официальный веб-сайт Muse. Для съёмки клипа использовалась тепловая камера. Альтернативный же клип был выпущен для США: на видео изображено выступление группы на фиктивном ток-шоу. В марте 2005 года журнал Q поместил Stockholm Syndrome на 44-е место в списке 100 величайших гитарных хитов планеты. На концерте композиция часто играется вместе с Plug In Baby, поскольку обе песни имеют схожее звучание и темпы. 8 мая 2008 года сингл вышел в составе контента для Guitar Hero III: Legends of Rock.
Сингл Time Is Running Out был выпущен 8 сентября 2003 года в Великобритании и 6 апреля в США. Сингл занял 9 строчку чарта Billboard Modern Rock Tracks. Time Is Running Out стала первой композицией группы, которая попала в Top-10 в Англии. На песню был снят клип, где видео изображает большое число военных чиновников, сидящих за круглым столом и синхронно выполняющих свою работу в такт песне. Они не обращают внимание на Muse, играющих посреди этого сборища. В конечном счете чиновники начинают танцевать на столе, сходя с ума.
Сингл Hysteria — третий сингл группы Muse, выпущенный 1 декабря 2003 года. Сингл достиг 17 строки в британском чарте и 9 — в чарте Billboard Modern Rock Tracks. Обложка сингла была выбрана по итогам конкурса, победителем которого стал Адам Фолкус, а изображение, занявшее второе место, стало обложкой DVD. Песня регулярно исполнялась во время Absolution-тура и позднее, включая концерты на стадионе Уэмбли 16 и 17 июня 2007 года и тур в поддержку альбома The Resistance. Клип, снятый с участием Джастина Теру, снят в виде короткого фильма, повествующего о чувствах человека, обнаружившего, что женщина, в которую он был влюблен, — проститутка. Клип выпущен в нескольких вариантах. Телеканал TNT использовал Hysteria в рекламе духов Guerlain’s Insolence. Кроме рекламы, Hysteria использовалась вместе с Blackout, другой песней с Absolution, в фильме Millions. Hysteria также использовалась как контент для игры «Rock Band».
17 мая 2004 года Muse выпустили четвёртую песню из альбома Sing for Absolution, которая стала синглом Absolution. Барабанщик группы Доминик Говард так говорит об этой песне: «Это композиция о том, как писать музыку и тексты. Эта песня может быть своего рода отпущением грехов, но не в религиозном смысле. Это может означать то, что вы найдете какой-то абсолют или что-то положительное, посмотрите на вещи под другим углом. Бывает, что если поместить что-то нам неприятное в определённый контекст, то это что-то обретает совсем другой смысл. Так и с этой песней».
Apocalypse Please, также известная как Emergency, — пятый сингл группы Muse с их третьего альбома. Концертная (live) версия песни была выпущена как сингл только для загрузки через официальный веб-сайт Muse 23 августа 2004 года. 70% доходов были пожертвованы Oxfam — организации, борющейся с нищетой, голодом и социальной несправедливостью. Изначально композиция была записана с оркестром, но затем её «упростили», посчитав, что оркестр — это «слишком». В одном из интервью продюссер Рич Кости (Rich Costey) говорил, что они хотели, чтобы песня звучала как можно более нелепо и была настолько эпичной, насколько это вообще возможно.
Butterflies and Hurricanes — заключительный сингл альбома Absolution. Отличительная черта песни — длинное фортепианное соло в стиле Рахманинова. Была посвящена отцу Доминика Ховарда Биллу Ховарду, который умер вскоре после выступления Muse на фестивале Гластонбери.
Есть несколько версий Butterflies and Hurricanes. Группа создала новую аранжировку во время тура Absolution с удлинённым проигрышем для баса, дающим Мэтту возможность перейти от гитары к фортепиано и обратно.
Butterflies and Hurricanes была впервые исполнена в Амстердаме 3 сентября 2003 года. Клип представляет собой обработку съёмок концертного исполнения песни во время тура.
Песня звучит в компьютерной игре Need for Speed: Most Wanted и трейлере фильма«Need for Speed: Жажда скорости». Также её можно услышать в компьютерной игре Formula one 05.
Название и тематику песни группа взяла, вдохновившись так называемым «эффектом бабочки» из теории хаоса. Суть её заключается в том, что даже самое маленькое изменение, такое, как взмах крыльев бабочки, способно вызвать цепную реакцию и оказать существенное влияние на события будущего. Мэттью Беллами так говорит о сингле: «Эта песня о надежде, о попытке найти в себе силы, чтобы найти выход из любой ситуации. Я пытался найти тяжёлый классический стиль игры на фортепиано, чтобы с ним могли поработать басы и барабаны. Это должен был быть механический парадидл, который к середине должен был рассыпаться во что-то таинственное и романтичное».
Достижения
— В 2006 году Absolution занял 21-е место в списке 100 лучших британских альбомов.
— Журнал Q в феврале 2008 года поместил его на 23 место среди 100 лучших британских альбомов.
— В 2009 Kerrang! присудил ему 2-е место в списке 100 лучших альбомов 21 века.
Сочетание бросающегося в глаза оформления и душераздирающей музыки привело Absolution после его релиза под лейблами Taste Media и EastWest прямо к номеру один в британских чартах. Спустя пару недель он вышел на всех остальных территориях и достиг первого места во Франции и Исландии, второго в Голландии и Бельгии, третьего в Швейцарии, четвертого в Италии, пятого в Австрии и Норвегии и попал в Топ-20 Испании, Германии, Австралии и Финляндии. Альбом Absolution стал первым альбомом Muse, который попал в американские чарты, достигнув там №1 в Billboard Top Heatseekers и №107 в Billboard 200. За первую неделю в Британии было продано 71.000 копий, и это было абсолютным рекордом Muse по скорости продаж, хотя группа не была этим вполне удовлетворена. Они продали 71.000 копий за первую неделю, замечали они, но альбом Дайдо (Dido) разошелся таким же тиражом за первый день.
Альбом был хорошо встречен критиками. Журнал Q и The Guardian дали ему оценку 4 из 5, в отличие от трёх из пяти звёзд от Allmusic и Rolling Stone. Как и в предыдущих альбомах, многие критики пытались найти в Absolution следы Radiohead и вокала Тома Йорка. Первоначальные копии CD содержали внутреннюю ошибку: треки Interlude и Hysteria были перепутаны местами. Также группой был снят получасовой документальный фильм о записи альбома The Making of Absolution.