Репортаж | Steven Wilson в Питере | Космонавт | 13.02.2016



13 февраля в клубе Космонавт Санкт-Петербурга состоялся один из самых лучших концертов этого сезона. Стивен Уилсон - один из самых значимых творцов прог-рока вместе с командой впервые посетил Северную столицу, чтобы выдать шоу, какого площадки города не видели очень давно.

Смотреть фотоотчет →

Надо сказать, что концерт стал особенным ещё и потому, что из-за задержки на финской таможне фура с оборудованием задержалась ни много ни мало часов на десять, а потому устанавливать технику команда начала, когда уже стали запускать в зал первых зрителей. Казалось, что проверили только микрофоны, на саундчек совершенно не было времени, но на качество звука это не повлияло никак. После подвигов звукорежиссёра этого выступления слышать от других команд что-то в духе "звук плохой, потому что времени не было настроить аппаратуру" просто нелепы. Поклонники музыканта оказались на редкость стойкими - в связи с постоянной отсрочкой начала концерта возле клуба образовалась приличная очередь. Нужно отдать должное организаторам - поклонникам был предоставлен горячий чай (не лето всё же). Зрители послушно ждали "open door" и наблюдали, как разгружают аппаратуру. Дружеская атмосфера и, самое главное, понимание ситуации не испортили впечатление. Что же - какой музыкант, такие и фанаты. Перед тем, как анонсировать даты концертов, Стивен заявил, что это будет тур в поддержку его нового альбома Hand. Cannot. Erase. Сказано - сделано. Первая часть концерта в Питере состояла исключительно из композиций крайнего релиза. Как уже нередко писалось, критики оценили этот альбом довольно высоко, его сравнивают с альбомом Thе Wall для поколения Фейсбука. Его значимость сложно переоценить, ведь он в полной мере выражает настроение окружающей действительности. Пора начинать! Уилсон вышел в футболке с надписью ABBA, босиком; тепло поблагодарил публику за столь долгое ожидание и сетовал на проблемы с таможней. Если Вы не знакомы с творчеством музыканта и случайно попали на концерт, но на первый взгляд бы удивились: высокий худой молодой человек в очках с длинными волосами - Стивен больше похож на программиста, чем на рок-музыканта. Никакой кожаной куртки, цепей и эпатажа. Но это лишь на первый взгляд. В записи альбома музыканта принимала участие израильская певица Нинетт Тайеб, голос которой можно было слышать в записи нескольких треков. До Петербурга она не добралась, а потому женские партии прозвучали в записи, правда некоторые моменты всё же взял на себя исполнить Стивен. Нужно отметить и визуальный ряд, которым сопровождался весь концерт. На задней панели сцены транслировались клипы, соответствующие исполняемым песням. Сам Стивен говорил про свой последний альбом, что это очень концептуальная вещь, которая рассказывает историю одной девушки, живущей в современном мире. В перерывах между композициями музыкант много разговаривает, шутит, делится своими мыслями. Может показаться невероятным, что, в общем-то, приветливый и открытый человек может писать такую подчас депрессивную и меланхоличную музыку. Перед одной из композиций Стивен интересуется у зала: "Понимает ли кто-то либо здесь поэзию меланхолии?" - и тут сам для себя отвечает: "Очевидно, раз столько людей пришли на мой концерт". "Сейчас будет звучать, возможно, одна из самых печальных песен", - говорит Уилсон, и зрители слышат первые аккорды Routine. Песня, если так можно выразиться, бьёт в самое сердце, выворачивает душу и заставляет чувствовать себя беззащитным перед накалом эмоций, безнадёжности и безмерной тоски. Действительно, тема отчуждённости и обречённости даётся Стивену Уилсону мастерски. Что касается исполнения композиций, то здесь с полной уверенностью можно сказать, что концерт прошёл идеально. Неудивительно, ведь у Стивена в команде самые настоящие профессионалы своего дела. Дэвид Килминстер (гитара), Крейг Бланделл (ударные), Адам Хольцман (клавиши) и Николас Беггс (бас) работают вместе практически год и за это время успели настолько сыграться, что не верится, что их творческому союзу всего десять месяцев. Первая часть концерта закончилась под звуки Ascendant Here On. Музыканты удалились на небольшой перерыв. На часах 23:45 - до закрытия метро осталось пятнадцать минут, но практически никто не двинулся с места. Редкий музыкант может заставить полный зал забыть о том сколько времени на часах, но в магнетизме выступления Уилсона никто не сомневается. Вторая часть концерта в большей степени была посвящена творчеству Porcupine Tree. Из творчества группы были исполнены психоделические Dark Matter, Lazarus, Don't Hate Me, Sleep Together. Также не был обделён вниманием и новый релиз музыканта - 4 ½, который был презентован композициями My Book of Regrets и Vermillioncore. Песни, сыгранные на бис заслуживают отдельного внимания. Стивен не раз говорил во время концерта о том, какое влияние на его творчество оказал Дэвид Боуи. А потому, чтобы почтить память великого музыканта, Уилсон исполнил в его честь две композиции. Одна, песня из альбома Porcupine Tree Deadwing, называется так же, как последний сингл музыканта - Lazarus. Вторая - кавер на Space Oddity. При исполнении этих композиций нельзя оставаться равнодушными, и зал дружно хлопает и подпевает, ведь строчки каждой из них все знают практически наизусть. Далее звучат The Sound of Muzak и The Raven That Refused to Sing. Последняя песня, по мнению самого Уилсона, - одна из лучших композиций, когда-либо написанная им. После звучат продолжительные аплодисменты, а Стивен многократно на практически чистом русском говорит: "Спасибо" - и обещает в следующий тур выкроить денёк, чтобы побольше побыть в Петербурге. Трехчасовой концерт пролетел как одно мгновение. Стивен настолько завладел вниманием зала, что казалось: если отвлечься от сцены хотя бы на мгновение, то упустишь что-то очень важное. Три часа полнейшего погружения в мир мистера Уилсона, три часа невероятно качественной музыки. Наверное, если бы концерт продлился ещё дольше, то никто бы и не шелохнулся, чтобы покинуть зал. После такого концерта нужно многое переосмыслить, "переварить" если хотите. Многие зрители, выходя из клуба молчали, но не потому, что было нечего сказать, а потому, что хотелось сохранить в себе и унести с собой частичку этой прекрасной атмосферы выступления музыкантов. Что же, пожалуй, что это самый лучший концерт на моей памяти. Будем надеяться, что организаторы ещё не раз порадуют поклонников и привезут к нам этого гения прог-рока.

Смотреть фотоотчет →



Комментарии