Стивен Уилсон – один из главных героев прог-рока двух последних десятилетий, если вообще не главный. Он постоянно в действии: сочиняет, записывает, продюсирует, ездит по миру с концертами. В этом году уже увидел свет альбом проекта Blackfield, в котором Стивен играет ключевую роль, теперь настало время и для его сольного лонгплея.

За несколько месяцев до долгожданного релиза Уилсон изрядно напугал поклонников, пообещав выпустить поп-альбом. Забегая вперёд, скажу, что поп-треков на пластинке от силы 2 (Permanating в большей степени и Song of I – в меньшей), но оба выходили как синглы, поэтому на кнопку play я жал с некоторой опаской.

Оказалось, зря боялся. С первых же тактов стало понятно, что это всё тот же Стивен Уилсон с узнаваемыми гармониями и особым меланхолическим настроением. Структура композиций действительно упростилась, хотя бы в сравнении с концептуальным полотном Hand. Cannot. Erase, не говоря уже о более ранних вещах. Звук стал легче и прозрачнее. Но ничуть не хуже: даже самые суровые критики отмечают возросшее мастерство Уилсона-продюсера. Даже те треки, которые не несут в себе почти никаких новых открытий, пронизывают до мозга костей, полностью соответствуя названию пластинки. Большую роль в этом, например, в песне Pariah, играет уже знакомая по предыдущим релизам певица Нинетт Тайеб. Её вокал не назовёшь гениальным, но хриплые нотки в голосе прекрасно дополняют вокал Уилсона.

Есть в этом альбоме и своеобразный водораздел, делящий пластинку на две части. Вряд ли задумка была таковой, но я мысленно провожу черту через песню Refuge. Это самая настоящая музыкальная драма с мощнейшей кульминацией и наступающим вслед за ней катарсисом. Стоит нам побыть немного в тишине и осмыслить услышанное, как музыка зовёт нас дальше и порядочно ошарашивает. Ведь именно сейчас звучит та самая поп-песня Permanating с характерным ритмом в духе «тыц-тыц». Танцевали когда-нибудь под Уилсона? Если нет, то ловите момент, вряд ли он снова представится! Вообще многие ругают этот альбом за некую простоту и легковесность, но в в чём его точно нельзя упрекнуть – это в однообразии. Мы только что слышали, как на смену монументальному прогу приходит радиоформатный поп-роковый хит, а теперь станем свидетелями того, как после акустической Blank Tapes звучит разудалый гитарный номер People Who Eat Darkness. Мне он напомнил хорошо известную поклонникам Уилсона и Porcupine Tree песню Four Chords That Made a Million. Главное – пореже упоминать Porcupine Tree в присутствии Уилсона, он этого не любит.

Наряду с Refuge планку true-прога в этом альбоме держит композиция Detonation. Эта чрезвычайно разноплановая вещь длится почти 9 с половиной минут; за это время мы успеваем и меланхолично залипнуть под электронный бит, и потрясти хаерами под драйвовый хард-рок, и не только! Не делась никуда фантазия у нашего рок-архитектора, всё при нём! Правда, финал альбома оказался предсказуем: Song of Unborn – типичный медляк, которых в творчестве Уилсона и вообще в прогрессивном роке предостаточно.

В целом же, хоть альбом To the Bone и не стал каким-то откровением, заставляющим взглянуть на мир по-новому, впечатление он оставляет сильное и способен изрядно загрузить чувствительную натуру. Слушать его фоном точно не получится. Но не волнуйтесь, дорогие товарищи, это пройдёт.