Rock Cult: Итак, расскажите, пожалуйста о книге.

Серж Брусов: Книга посвящена эпохе расцвета молодежных субкультур 2000-х в России, называется она «Верни мне мой 2007-й». И хотя эта фраза стала очень расхожей в последнее время – свою лепту внесли и YouTube канал «Вписка», и обычные пользователи сети, – название произведения было готово еще до того, как это стало мейнстримом.

Rock Cult: Кем же была придумана эта легендарная фраза?

Серж Брусов: Тут есть несколько версий. Кто-то думает, что ее автором стал Д.А. Медведев, кто-то — что она всплыла случайно и осталась в сознании огромного числа людей благодаря народному энтузиазму – это же один из первых по-настоящему популярных мемов. Но на самом деле фраза обязана своей особой популярностью паблику «Верни мне мой 2007-й», конкретно – Виталию Костилину. В 2014-м году я выложил на просторы интернета, скажем так, сборник рассказов о моей юности, тусовках, ситуации в стране, – чем жили, кого любили. Это мой взгляд изнутри, прямой эфир из того времени. Я не писал о том, чего не знал, не пытался выдумывать, приукрашивать. А началось всё очень тривиально: был жив Livejournal, я вел записи, которые пользовались успехом. Со временем этот дневник трансформировался в книгу – книгу-воспоминание, книгу-исследование. И я дал ей название «Верни мне мой 2007-й» – в шутку. И вот куда эта шутка меня привела.

Rock Cult: Каким было ваше место в существующей в те времена субкультуре?

Серж Брусов: Я бы не сказал, что у меня было свое особое место: я не был, как это сейчас модно говорить, инфлюенсером и никогда не стремился к этому. Я жил своей жизнью, внимательно наблюдал за происходящим. Большую часть свободного времени проводил в компании эмо. Челку я, правда, не носил, но вот мой стиль одежды весьма соответствовал общему тренду: зауженные джинсы, скейтерские кеды, проклепанный ремень. В компании таких же неформальных молодых людей я слушал музыку, ходил на концерты, катался на доске. Словом, вел обычную молодежную субкультурную жизнь. Ну, и писал книгу.

Rock Cult: Как вы думаете, как так получилось, что слово «эмо» чаще всего ассоциируется с черно-розовыми челками и прочим? Что в основном слушал «эмарь» в 2007-м?

Серж Брусов: То, о чем вы говорите, было уже позднее, в 2008, 2009 годах. Вся эта черно-розовая история, конечно же, началась и раньше, но после 2007-го как-то особенно выстрелила. Я помню забавный момент, как на концертных афишах My Chemical Romance неожиданно появился слоган: «Лучшая эмо-группа планеты». Сама афиша, естественно, тоже была оформлена в черно-розовых тонах. Что же касается музыки, наши музыканты, как мне кажется, тогда особенно пристально смотрели на запад: в начале «нулевых» гремели Nu-Metal банды вроде Limp Bizkit, Korn, Slipknot, ранний Linkin Park. Группы типа Amatory, Jane Air, 7000$ ориентировались на них, но это сугубо моя догадка. Позже все как-то ушло в сторону эмо-панка: The Used, Taking Back Sunday, My Chemical Romance.

Rock Cult: В таком случае, откуда была такая непреодолимая тяга продемонстрировать свой внутренний мир, псевдофилософствовать и рассказать всем, как тебе грустно?

Серж Брусов: Мне кажется, что псевдофилософией особенно рьяно увлекались готы, но чуть ранее. Возможно, они несколько «приелись», вышли из моды, появилась потребность в чем-то новом, и поэтому эмо так легко вошли в нашу жизнь. Что же касается происходящего – 2007-й предкризисный год, экономическое развитие идет неплохими темпами, никакого особого негатива вокруг нет (просто сравните себя тогда и сейчас). Появилось свободное время, силы подумать о том, кто же мы есть и что нам нравится – капнуть глубже в себя. Отсюда это желание поразмышлять и рассказать, что же ты там внутри обнаружил.



Фото - https://vk.com/ 

Rock Cult: С кем вы общались?

Серж Брусов: С людьми из субкультур – панками, эмо. Кстати, рэперов тогда было немного.

Rock Cult: А чем занимались?

Серж Брусов: Я был студентом 2 курса, жил в общаге, и, в основном, тусовался на «Пушке» все выходные. «Пушка» в то время – это примерно, как сейчас «Горка» или «Яма» на Китай-городе: огромная масса молодых людей, живущая общими интересами. Неформальное общение, свои «коды». В 2007 моя причастность к происходящему внутри субкультурных групп была максимальна.

Rock Cult: Почему же все вспоминают именно 2007-й год?

Серж Брусов: Этот вопрос мне часто задают. Особенно после релиза книги в группах Эксмо. Трудно ответить основательно в рамках интервью, но, если кратко: 2008 и 2009 – это годы общего спада движения, 2005 и 2006 – годы подъема, поэтому логично предположить, что 2007-й стал своего рода пиком всего.

Rock Cult: Что вас объединяло с вашими друзьями? Была ли какая-то общая идея?

Серж Брусов: В первую очередь – музыкальные вкусы. Мы вместе ходили на концерты, делились записями, обсуждали новые треки. Мы жили в общем культурном поле, это всегда объединяет. Что же касается идеи, я бы не сказал, что она была одинаковой для всех. Вспомните ребят, которые называли себя «тру эмо». Даже если бы я постарался, то вряд ли бы смог соответствовать их идеалам, уж больно расплывчатыми они были. Но идеология у них имелась, своя, особая, и сводилась она к стремлению «жить без фальши, показывать настоящие эмоции».

Rock Cult: Как они понимали, кто «тру», а кто – нет?

Серж Брусов: У меня нет ответа, и, я уверен, у них тоже не было. Тогда тру от не-тру отличался только временем прихода в тусовку. Кто раньше пришел, тот и труёвее.

Rock Cult: А показное желание убить себя и прочий тлен откуда взялись?

Серж Брусов: Лично я не ощущал никогда этого тлена, которым основательно были сдобрены странички во Вконтакте, LiveInternet (часто же мы там зависали) и LiveJournal ребят с Пушкинской площади. Тлен существовал только в интернете. В реальной жизни все просто тусовались, общались и пили «Виноградный день».

Rock Cult: Те, кто были с вами на Пушке, это какие-то ребята с окраин Москвы или наоборот, ребята из обеспеченных семей?

Серж Брусов: Не сказал бы, что состав тусовки был однородным. Конечно, были люди с окраин Москвы. Они приезжали потусоваться в центр так же, как сейчас приезжают на тот же Китай-Город. Были ребята и из обеспеченных семей – один из эпизодов моей книги как раз происходит дома у такого товарища. Но, в основном – средний класс. В 2007-м мы были абсолютно аполитичны и далеки от понтов в сегодняшнем смысле. Все обсуждали только то, что происходило в их жизни. Вся книга – истории с «Пушки».

Rock Cult: Как вам сегодняшнее происходящее, если сравнивать с событиями 12-тилетней давности?

Серж Брусов: Что отличает то время от сегодняшнего – сейчас нет какого-то чувства опасности. В 2007-м, приходя на концерт, обязательно кто-нибудь спрашивал, будут ли скины концерт накрывать. Адреналин! Но сегодня этого нет, может, это и хорошо, но ощущения от досуга уже не те.

Rock Cult: И когда же для вас всё это закончилось?

Серж Брусов: Году в 2008-м я стал меньше ходить на концерты.

Rock Cult: Ваша книга основана на реальных событиях, или же это художественное произведение?

Серж Брусов: Это мои посты из ЖЖ, просто олитературенные, облагороженные и связанные в одну художественную историю, которая происходила на фоне 2007-го. Повествование ведется от первого лица, рассказчик – я.

Rock Cult: Какое место уделено музыке?

Серж Брусов: Музыка проходит красной линией через всю книгу. Если помните, в постах Livejournal можно было указывать то, что ты слушаешь. В структуре книги это отражено: в начале каждой главы указана композиция, которую герой слушает, когда пишет. Ну, и про концерты есть: Москве в тот год сильно везло – Linkin Park, Muse, My Chemical Romance. Про эмо-елки и фестивали, которые собирали отечественные команды и куда реально было попасть за 300 рублей, тоже можно найти. Ближе к концу книги появляются герои в футболках Tokio Hotel. Понятно, что это поп-проект, герои моей книги Tokio Hotel не слушают.

Rock Cult:А культурный аспект угасания культуры вы описывали?

Серж Брусов: Да. И то, что происходит на фоне – это всё, что меня окружало, поэтому достаточно хорошо описано. Я не знаю, можно ли назвать «Верни мне мой 2007-й» полноценным романом. Скорее это повесть, состоящая из историй, объединенных одной сюжетной линией. Есть жизнь главного героя, книга строится вокруг нее. Деформация музыкального жанра идет на фоне, герои ее наблюдают, но не то чтобы профессионально анализируют, просто в разговорах высказывают то или иное мнение касательно происходящего. За этим интересно наблюдать.

Rock Cult: Что же вас сподвигло создать литературное произведение для тех, кто испытывает приступы ностальгии?

Серж Брусов: Собственный приступ ностальгии, после того, как я набрел на паблик «Верни мне мой 2007-й». В начале книги я подробно описал, как она задумывалась и создавалась, как я вел «ЖЖ», как открыл его спустя несколько лет после последней записи и внезапно для самого себя решил вернуться в то время – зафиксировать момент абсолютного счастья и свободы, рассказать правду. В 2014-м году книга впервые появилась на просторах интернета в формате рукописи, пошли отзывы, люди вокруг начали спрашивать о возможной публикации на бумаге. Чуть позже я написал в издательство «Эксмо». К слову, не сказал бы, что моя книга только для ностальгирующих. Могу смело рекомендовать ее к прочтению всем, кто хочет узнать, какой была субкультурная жизнь Москвы в «нулевых» и прочувствовать дух того времени.