Группа Браво в ближайшие дни празднует день рождения. За долгие годы существования коллектив пережил смены составов и направлений. Однако дух бунтарства в музыкантах Браво не иссяк. Об этом нам рассказал Евгений Хавтан .
Rock Cult: Можете вспомнить становление себя как музыканта? Как вы пришли к рок-н-роллу?
Евгений Хавтан : Ну, я неоднократно говорил в интервью, что я ни к чему не приходил, это сложилось естественным образом. Мне нравятся, и нравились, 50-е, 60-е, отчасти 70-е годы за свою натуральность. Я имею в виду то, что музыка была как законы, теоремы. С этих законов и теорем все и началось. И все началось не только в музыке 50-х, 60-х годов. Мода, например, также сформировалась в то время, кино, интересные открытия в культуре произошли в это время. Поэтому оно мне симпатично. И как-то так сложилось, что это однозначно мое. Кто-то слушает метал, кто-то любит техно, а мне нравится то, что мне нравится.
Rock Cult: Как отреагировало ваше окружение, друзья, родители, преподаватели в институте, когда вы вдруг обзавелись таким интересным увлечением?
Евгений Хавтан : Мне, откровенно говоря, было все равно, что думают обо мне родители, тем более преподаватели. Потому что я был сам по себе, и все мои друзья, с которыми я начинал общаться в 70-х, имели одно общее сходство в том, что они были не похожи на тех, кто был вокруг нас. Время 70-х это достаточно серое и неинтересное время, оно мне напоминает сегодня, потому что все унифицированы. Все слушают примерно одну и ту же музыку, если по категориям разделить, одеваются из одних и тех же магазинов и выглядят абсолютно одинаково. На мой взгляд, это скучно. Может поэтому группа была непохожей на остальных, да и сейчас мы играем не то, что все играют.
Rock Cult: Помните свою первую серьезную гитару?
Евгений Хавтан : Японская гитара Aria Pro II. Стоила она 1500 рублей, по тем временам это бешеные деньги совершенно. Это были все деньги, которые мне подарили на свадьбу. Я даже не знаю, откуда её привезли, это был жуткий дефицит, но на ней я записывал наш первый магнито-альбом. Хотя, я её продал очень давно.
Rock Cult: Как вы слушаете музыку? На плеере, на виниле, кассетах?
Евгений Хавтан : На виниле я слушаю то, что со мной навсегда, то есть классику, и то, что я люблю однозначно. Я просто понимаю, что это моя музыка и слушаю её с винила. Касаемо новой музыки, её в Youtube очень много. Из понравившегося мне, например, совсем недавно вышел релиз Дэна Ауэрбаха из группы Black Keys. Я это группу знаю, поэтому скачал себе этот альбом, на носителе пока не купил. Что касается новых альбомов, мне достаточно пару тактов прослушать, чтобы понять, моя это музыка или нет. Я могу делать это дома, когда есть время, в интернете, с этим тоже нет проблем. В интернете столько всего, что нужно обладать каким-то вкусом, всё-таки, чтобы выбрать что-то, что тебе нравится. Мне достаточно два такта послушать, чтобы понять, моё это или не моё. Это даже от жанра не зависит, это может быть и джаз, и инди, и электронная музыка.
Rock Cult: Недавно разговаривал с Уотти Бьюкеном из группы Exploited, который довольно агрессивный и закоренелый панк. Однако он заявил, что одной из его любимых групп является группа The Cure, которой агрессивной не повернется назвать язык, она мягкая и меланхоличная. У вас есть какие-то музыкальные предпочтения, которые могли бы так же удивить?
Евгений Хавтан : Ну это же не значит, что он должен слушать уперто какую-то исключительно старую панк-музыку. Такие агрессивные люди, как показала практика, когда я стараюсь узнать о музыканте побольше, слушают нечто совершенно иное, нежели играют. Дейву Гролу нравятся Beatles, хотя это не гранж вообще ни разу. Агрессивные люди очень добрые душе. У меня тоже много всего есть в плеере, что нельзя со мной сходу ассоциировать: Beck, Beirut, электронщик Джеймс Блэйк, Джонни Марр, Retuses, джаз сороковых годов, Sex Pistols, кстати.
Rock Cult: В начале этого года стало известно о смерти таких людей как Дэвид Боуи и Лемми Килминстер из Motorhead. Что вы ощутили, узнав о их уходе?
Евгений Хавтан : Ну конечно мне жалко, это же были люди живые. Мне всегда печально, когда люди умирают, а тем более музыканты такого уровня. Помимо них еще много кто умер, как-то мы вообще год начинаем не очень радостно. Это большие имена, вряд ли кто-то сможет занять их места. Я с уважением отношусь к поколению новых артистов, но по сравнению с двумя этими именами они все малы. Потому что Боуи и Лемми создавали законы, по которым развивался рок-н-ролл. Если Лемми я не могу назвать «своим» артистом, то Боуи — это тот музыкант, который мне всегда очень нравился, абсолютный экспериментатор, все альбомы у него разные, и он мне очень нравился тем, что он не боялся экспериментировать.
Rock Cult: Что касается экспериментов, как вы поняли, что Браво больше, чем просто рок-группа, и вам хочется сделать нечто большее?
Евгений Хавтан : После записи альбомов Московский Бит и Стиляга из Москвы, я понял, что эта тема исчерпана, и я возвращаться к ней более не хочу. Потому после них появился альбом На перекрестках весны, которому будет в этом году 20 лет. По этому поводу мы даем концерт 7-го марта в Ray Just Arena . И этот альбом был совершенно другой, потому что невозможно петь по тридцать лет одни и те же песни. Я, конечно, с уважением отношусь к музыкантам, которые могут это делать, но я всегда стараюсь программу составлять из того, что мы делаем сегодня, показывать новое творчество, это тоже важно. А без старых хитов не обходится никогда.
Rock Cult: Какие у группы Браво планы на будущее?
Евгений Хавтан : Я не знаю, ничего не могу планировать. Мы несколько месяцев назад выпустили новый альбом Навсегда, посмотрим, как его примут. После записи песни сами по себе начинают жить, тут ничего сделать нельзя. А после того, когда будет понятно, каким получился альбом, у меня уже есть новые песни, будем двигаться дальше. Каким будет новый альбом – не знаю, я никогда не прогнозирую. Потому что пока альбом не будет записан, трудно представить, каким он получится. Но то, что он будет, в этом я абсолютно уверен.
Rock Cult: Появляется ли у вас новый слушатель в наше время безразличия к музыке?
Евгений Хавтан : Новый слушатель уже появился, потому что те, кто ходил на наши концерты в 70-е, это совершенно другие люди, нежели те, кто ходит на нас сейчас. В цифрах мне трудно сказать, больше новых слушателей или меньше. Но я не думаю, что это важно. Намного важнее не количество, а то, что этим людям интересно наше творчество. А сто их или тысяча, мне неважно, мне все равно будет приятно перед ними выступить. Я никогда не измерял успех музыки в количестве скачиваний или просмотров на Youtube. Я не считаю коммерческие показатели успехом и качеством. А парни с гитарами никуда не денутся. Они сегодня также появляются и играют так же, как и я когда-то начинал.