The Wizard

Дебютный альбом Black Sabbath 1970 года. Первым треком идёт песня, которая называется Black Sabbath. Очень страшное музыкальное произведение, на мой взгляд: медленная, крадущаяся, словно пауки из старой доброй передачи «Форт Боярд», мелодия, под которую Оззи Озборн поёт так, как будто в студии, где записывали его вокал, прямо во время работы случился зомби-апокалипсис. Представляю, какой шок испытывали слушатели в те времена… Тем же, кто сумел выдержать это шестиминутное звуковое сопровождение к несуществующему фильму ужасов, достанется приз в виде ряда песен Black Sabbath, в которых, по-моему, явно слышатся блюзовые корни. Начинает его песня The Wizard, в которой активно используется губная гармошка… Не ожидали от Black Sabbath такого, да? А если я скажу, что их гитарист Тони Айомми некоторое время играл в группе Jethro Tull, что было запечатлено в музыкальном фильме The Rolling Stones Rock’n’Roll Circus?

Planet Caravan

В том же 1970 году у Black Sabbath выходит альбом Paranoid, в который вошли главные хиты группы: Paranoid, War Pigs и Iron Man. Но он, на мой взгляд, ценен не только этим фактом, но и присутствием психоделичной и даже в какой-то степени космической песни Planet Caravan, резко отличающейся от остального содержания альбома. Наверное, при её прослушивании вознинкет вопрос, кто же её исполняет. Вы сильно удивитесь, но это Оззи Озборн, который пел во вращающийся громкоговоритель – поэтому его голос так трудно узнать. Лично я при первом прослушивании Planet Caravan вообще подумала, что это кто-то другой из группы спел в вокодер шутки ради.

Fluff

Вот уж какая композиция из творчества Black Sabbath метит в номинацию «Записали по приколу ради публике укола», так это инструментал Fluff из альбома Sabbath Bloody Sabbath 1973 года. С помощью него можно отлично, как говорится на Интернет-сленге, троллить приверженцев мнения о роке вроде «рок – это от дьявола!». Диктую рецепт: находим ненавистника рока (самым лучшим вариантом будет истинный ценитель классической музыки), ставим ему Fluff, ждём реакции на это произведение и, когда участник эксперимента скажет, мол, какая прекрасная мелодия, говорим ему, что это произведение вдохновителей металлистов всех мастей Black Sabbath! PROFIT – не PROFIT, а за сию акцию, я уверена, вас не побьют точно. В крайнем случае можно сослаться на Википедию или более надёжный ресурс, где есть информация об альбомах. Кстати, если верить Википедии, произведение Fluff получило своё название от прозвища британского диджея Алана Фримена, который был в те времена одним из немногих смельчаков, ставивших песни Black Sabbath в эфир.

Sabbra Cadabra

Fluff вполне бы могла вписаться в радиоэфир как в роли фона какой-нибудь передачи, так и в качестве одной из композиций из плейлиста радио «Relax FM» – благо, хронометраж позволяет, чего не скажешь о большой части композиций, ставших классикой рока. Я намекаю на прогрессив-рок, золотой период которого пришёлся на временной промежуток примерно с конца 60-х по середину 70-х – как раз тогда Black Sabbath записали свои наиболее значимые для рока альбомы. Кстати, они тогда успели пересечься с самими Led Zeppelin, которые зашли к ним во время работы над композицией Sabbra Cadabra. В ней Джон Бонэм очень хотел сыграть на ударных, но вместо этого две великие группы записали совместный джем-сейшен. К сожалению, он до нас до сих пор не дошёл, а вот Sabbra Cadabra, в которой клавишные партии сыграл Рик Уэйкман, вошла в альбом Sabbath Bloody Sabbath. А ещё она на нём идёт сразу после выше упомянутой Fluff.

E5150

Ну что, встряхнулись? То-то. Одна из моих самых любимых песен Black Sabbath, кстати… Вообще про Black Sabbath времён, когда их вокалистом был Оззи Озборн, можно долго и много рассказывать, но я сейчас сделаю резкий скачок сразу к альбому Mob Rules – второму в дискографии Black Sabbath, на котором спел Ронни Джеймс Дио. На всех композициях, кроме инструментальной E5150, которая, как мне кажется, могла бы послужить прекрасным материалом (или просто вдохновением) для музыкантов, специализирующихся на электронной музыке. Да что там – вы бы разве подумали, услышав этот трек в первый раз, что он вышел в свет (внимание, спойлер!) в 1981 году? Тогда у новой волны с синти-попом ещё всё было впереди.

Disturbing the Priest

Прежде чем заговорить о следующей песне, успокою тех, кто вдруг испугался, что я Ронни Дио ни во что не ставлю, раз из двух первых альбомов Black Sabbath с его участием я выбрала инструменталку: к Дио обязательно вернусь чуть позже. А сейчас на очереди песня Disturbing the Priest из альбома Born Again 1983 года, на котором спел… придержите свои челюсти… Йен Гиллан. Да, тот самый, который из Deep Purple и ещё исполнял арии Иисуса Христа в мюзикле Jesus Christ Superstar. Сама признаюсь, что на первом прослушивании Born Again мне не понравился совершенно, поскольку в пении Гиллана я не слышала той дьявольщины, с которой так часто ассоциируют Black Sabbath. Открылась она мне только на втором прослушивании, когда я постаралась-таки забыть о том, где же я раньше слышала вокал Йена. Наиболее ярко чертовщина, как мне кажется, выражена в песне Disturbing the Priest, структура которой напоминает самые что ни на есть настоящие американские горки, причём в аду.

In Memory

Если вас не напугала начавшаяся на рубеже 70-х и 80-х годов чехарда с вокалистами у Black Sabbath, то я готова представить вам ещё одного – Гленна Хьюза (ага, тоже из Deep Purple). Если вы хорошо относитесь к наиболее… слащавому, что ли, виду рока, который был популярен где-то в середине 80-ых годов (типа того, что играла группа Cinderella в то же время), то, думаю, вам придётся по вкусу альбом Seventh Star 1986 года. Справедливости ради стоит отметить, что он, как и, кстати, его предшественник Born Again, изначально не должен был выходить под маркой «Black Sabbath» – прилепить её решили… правильно, Warner Bros., надеясь на получение большей прибыли. Впрочем, чего это я о грустном – послушайте лучше заключительную песню Seventh Star «In Memory…».

Headless Cross

При прослушивании Seventh Star мне вспоминались альбомы Deep Purple, на которых пел Джо Линн Тёрнер (кто не понял намёка, послушайте, например, песню Love Conquers All). А вот на первой же песне из следующего альбома Black Sabbath The Eternal Idol мне в полном смысле снесло крышу от вокала, который, к моему великому счастью, я смогла услышать ещё на целых четырёх альбомах группы. Я имею в виду Тони Мартина, внешне похожего на сатирика Джорджа Карлина (за подкол не принимать – сами в Google посмотрите) и обладающего, по-моему, чертовски красивым голосом. Я долго думала, какую песню с вокалом Тони представить вам, поскольку вариантов у меня было столько, что хватило бы на отдельный длиннопост. Если кому станет интересно, могу его написать (только в комментариях не забудьте тогда свистнуть), а пока ограничусь песней Headless Cross из одноименного альбома 1989 года. Её выпустили синглом, на неё сняли клип, вполне достойный творчества Black Sabbath, поскольку намёков на тёмную сторону хватает. Эту песню хоть сейчас в музыкальное сопровождение к любому боевику можно вставить, но что толку – всем было и в 1989 году всё равно, а сейчас и подавно всё равно. Это я к названию своего текущего поста говорю.

After All (The Dead)

Так, я обещала вам Ронни Дио? Будет вам Ронни Дио образца 1992 года, когда он присоединился к Black Sabbath для записи альбома, который получил название Dehumanizer. На мой взгляд, самый удачный альбом группы из тех, где участвовал Дио, и один из самых удачных в её карьере в принципе. Лучшего саундтрека к пресловутому концу света, которым нас пугали уж не помню сколько раз, не найти. Если кто из любителей настоящего металла дожил до сего момента, то, уверена, получит истинное удовольствие от песни After All (The Dead). И не забудьте сделать «козу», как нас учил Дио, и потрясти «хаиром»!

Zeitgeist

А сейчас, дорогие товарищи, настала очередь ностальгической слезы… Впрочем, обо всём по порядку. Несмотря на многочисленные перемены в составе группы Black Sabbath, у подавляющего большинства тех, кто её знает, она ассоциируется с Оззи Озборном, в гораздо меньшей степени — с Ронни Дио, а остальных вокалистов либо не знают, либо не помнят. Немудрено, что многие очень ждали воссоединения Black Sabbath в их «золотом» составе с последующей записью нового альбома. И, знаете, дождались-таки! Правда, с оговоркой, что первое воссоединение случилось ещё в 1999 году, но зато в начале 2010-х за вторым воссоединением последовала запись альбома (правда, без участия Билла Уорда) — им стала работа 13. Стоит ли говорить, какая реакция его ожидала? Хотя, честно признаться, лично у меня альбом далеко не в фаворитах — ну не то уже всё равно, начало 70-х не вернёшь. Но одну песню я для себя отметила… нет, не «God is Dead?», не угадали. Я имею в виду напоминающий битловскую And I Love Her медляк Zeitgeist (кстати, что в переводе с немецкого означает «дух времени»), которым я закончу свой пост. Можете пригласить свою вторую половинку на медленный танец или, на худой конец, просто потосковать о былых временах, когда трава была зеленее, небо — голубее, а рок-группы — круче.