Предыстория

Эпоха расцвета новой волны и синти-попа, пришедшаяся на первую половину 1980-х, довольно быстро сошла на нет. Вновь поднял голову гитарный рок — как стадионный (благодаря U2 и многим другим участникам фестиваля Live Aid), так и независимый (The Smiths, например).

Под влиянием модных тенденций того времени многие коллективы-«волновики» стали вводить в свою музыку соответствующие элементы — фирменные гитарные запилы, характерные для больших арен, женский бэк-вокал и т.д. (Ultravox и A Flock of Seagulls — яркие примеры). В большинстве случаев это были лишь тщетные попытки вернуть благосклонность такой непостоянной госпожи удачи: всевозможные попытки смены стиля и корректировки курса не спасали от распада и/или забвения.

Впрочем, обратный вариант, пресловутая «верность традициям», гарантировать могла разве что более-менее сносное и спокойное существование в виде нишевого проекта для самых преданных поклонников (как в случае с The Human League и Heaven 17). Depeche Mode были ещё не настолько стары, пресыщены славой или бедны идеями, чтобы добровольно согласиться на подобный вариант.

Не сказать, чтобы в стане «депешей» в ту пору царили благодать и единение. Даже наоборот — осень 1985-го, время выхода ненавидимого Аланом Уайлдером внеальбомного сингла It’s Called a Heart и сборника хитов The Singles 81>85, ознаменовалась рядом конфликтов внутри коллектива. В 1990-м году Дэйв Гэан признался в интервью «Melody Maker»: «Если и был момент, когда группа готова была развалиться, то это был конец 1985 года. С группой творилось не пойми что, мы ругались постоянно, причём серьёзно. Мы не знали, в каком направлении следовать после Some Great Reward, и решили немного сбавить темп».

В общем, понимание необходимости движения было, и это главное. Заимствовать традиционные атрибуты рок-группы, уподобляясь многим своим коллегам, «депеши» не хотели. Они вообще всегда были себе на уме. Расширять, обогащать свою музыку не за счёт завываний гитар, грохота ударных, девчачьих подпевок и тому подобной поверхностной мишуры, но благодаря экспериментам, грамотному использованию новых технологий, неутомимому поиску интересных звуков и изящных решений, а также тщательной проработке композиций — монументом такого подхода Depeche Mode к своему творчеству и стал Black Celebration.

Black Celebration: факты об альбоме и песнях

  • В карьере Depeche Mode была своя «берлинская трилогия» — три студийных альбома, часть работы над которыми проходила в Hansa Tonstudio. Black Celebration был последним из этой троицы.
  • Black Celebration можно считать последней пластинкой группы, в работе над которой активно участвовал глава Mute Records Дэниэл Миллер. Во время студийных сессий между продюсером и музыкантами стали возникать разногласия, свидетельствовавшие о том, что Depeche Mode набрались сил и уже не нуждались в плотной опеке со стороны отца-благодетеля. Да и организационные дела лейбла теперь отнимали у Дэна намного больше времени. Так или иначе, роль Миллера именно в творческой процессе уже во время записи следующего диска, Music for the Masses, заметно уменьшилась, а затем отношения между ним и «депешами» окончательно преобразовались в чисто деловые.
  • Тем не менее звукоинженер Гарет Джонс говорил, что влияние Миллера на итоговую мрачноватую атмосферу пластинки было определяющим. Дэниэл в ту пору находился под влиянием фильмов режиссёра Вернера Херцога, а потому решил, что всей команде надо «жить альбомом», так что работа велась сосредоточенно, почти без выходных. «Конечно, не каждый день мы записывали много материала, но постоянно поддерживали нужную атмосферу. И ещё было ощущение какой-то дикой, навязчивой клаустрофобии, отлично сочетавшееся с настроением альбома».
  • Когда демо-версии новых песен Мартина Гора были представлены нескольким британским промоутерам, те заявили, что на сингл ни одна вещь не потянет. Главного композитора группы это очень задело, и неделю он провёл вдалеке от всех, в окрестностях Гамбурга.
  • Black Celebration оказался первым альбомом, который Depeche Mode записывали на 48 дорожках.
  • Название альбома, как уверял Дэйв Гаан, не имеет ничего общего с чёрной магией. Скорее, оно о людях, которым нечего праздновать в своей жизни.
  • Во время работы над диском Depeche Mode имели самый, как они признавали, опасный опыт сэмплирования за всю карьеру. 5 ноября, в День Гая Фокса, Миллер, Джонс и музыканты решили засэмплировать фейерверк и устроили на ближайшей автостоянке небольшое представление. К счастью, никто не пострадал.
  • Композиция Fly on the Windscreen уже издавалась ранее как би-сайд к синглу It’s Called a Heart. Алан Уайлдер желал, чтобы именно FOTW вышла на стороне А, но его просьбам не вняли. Однако остальные участники согласились с Аланом в том, что композицию нужно переработать и включить в альбом (она фигурирует там под названием Fly on the Windscreen – Final).
  • «Каждый звук должен быть уникальным, и нельзя использовать один и тот же дважды», — так сформулировал тогдашний творческий принцип Depeche Mode Энди Флетчер. Алан Уайлдер подтвердил это, заявив, что, например, в композиции It Doesn’t Matter Two на каждую ноту был использован свой отдельный сэмпл хорала.
  • Продолжая речь о звуках: ритм хит-сингла Stripped отбивает пониженный на пол-октавы сэмпл работающего на холостой передаче мотоцикла. В начале Fly on the Windscreen – Final звучит дрель, а в Here is the House — два сэмпла ударов по струнам акустической гитары (один — сверху вниз, другой — снизу вверх).
  • На Black Celebration сразу в пяти песнях (A Question of Lust, Sometimes, It Doesn’t Matter Two, World Full of Nothing и бонус-трек CD-изданий Black Day) вокалистом выступил Мартин Гор, просто потому, что группа решила — его голос больше подходит для нежных и медленных песен.
  • Как выяснилось позже, не все рецензенты популярных изданий различали пение Дэйва и Мартина. Обозреватель Дэвид Квонтик из NME в своём отзыве на сингл A Question of Lust написал, дескать, «Дэйв Гаан доказал, что его голос может быть разным».
  • Композицию New Dress Мартин написал как укор в адрес СМИ, игнорирующих действительно важные проблемы, но никогда не забывающих отметить, что «у принцессы Дианы новое платье».
  • Именно в этот период началось сотрудничество Depeche Mode и Антона Корбейна — голландец выступил режиссёром клипа на A Question of Time.

Black Celebration: отзывы участников записи

  • Дэниэл Миллер: «Из всех альбомов, над которыми я работал с Depeche Mode, этот определённо дался мне сложнее всего».
  • Алан Уайлдер: «Сведены треки очень странно… но я люблю эту пластинку, потому что она мрачная и сложная».
  • Энди Флетчер: «Полагаю, это одна из лучших подборок песен Мартина. Песни все до одной замечательные, и ни одну не назовёшь коммерческой или простой любовной — нет, там просто замечательные музыка и тексты».
  • Гарет Джонс: «По-моему, это очень особенная запись».
  • Мартин Гор: «Для меня Black Celebration ознаменовал одну из самых важных перемен в Depeche Mode».