В самом начале

Группа Franz Ferdinand сформировалась в 2001 году. Осознав, что в домашних условиях отточить мастерство им не позволят соседи, музыканты пошли другим путём. Они облюбовали заброшенные здания города Глазго (сначала склад, а затем суд), позволявшие, помимо репетиций, давать бесплатные концерты для всех желающих.

Сарафанное радио – явление серьёзное. Не стоит его недооценивать. Благодарные люди (в нашем случае зрители и слушатели) так постарались распространить молву о талантливой шотландской группе, что информация достигла ушей господ из Лондона. Весомую роль в увеличении популярности группы сыграли также выступления на разогреве у Hot Hot Heat и Interpol.

В 2003 году несколько лейблов предложили FF контракт. Музыканты осчастливили своим согласием Domino Records. Дело в долгий ящик решено было не откладывать: EP под названием Darts of Pleasure появился в продаже уже 8 сентября 2003-го, а группа, тем временем, уже писала альбом.

Для работы над дебютным студийным диском Алекс Капранос & Co сменили место дислокации. Они отправились в шведский Мальмё, под руководство продюсера Тора Йохансона, имевшего в своём активе труд вместе с The Cardigans. Основной задачей Тора было не перегрузить живую и энергичную музыку FF аранжировками. И с ней он справился блестяще.

Получившийся на выходе альбом состоял из 11 композиций и имел сравнительно небольшую продолжительность (38:49). Несмотря на это, из пластинки вышло целых пять синглов (считая упомянутый Darts of Pleasure). Особенно из них выделяются Take Me Out (песня о людях, влюблённых друг в друга, но отказывающихся это признать) и имеющая гомоэротический подтекст Michael (сам Капранос рассказывает, что на создание этого хита его вдохновил рассказ друзей о вечеринке с обилием алкоголя и разврата).

Видно, что FF отнюдь не чуждо искусство 1920-х в целом и советская эстетика в частности. Это проявляется как в оформлении Take Me Out, так и в клипе на неё (выполненном в стиле агиток и пропагандистких картин СССР).

Приём дебютного альбома FF оказался поистине восторженным. Комплименты расточались один за другим.

Средний рейтинг диска на Metacritic составляет 87/100. Таким образом, первый альбом FF входит в сотню лучших на портале.

NME отметил, что диск FF являет собой самый свежий и будоражащий пример отстаивания самобытности перед уродливым оскалом Pop Idol, ню-метала и американских подражателей британского рока. Издание поставило «францев» в один ряд с The Beatles, The Who, The Rolling Stones, Roxy Music, Sex Pistols, Wire, Duran Duran и Blur — все эти команды и их творчество вызрели в недрах английских арт-колледжей. Итоговая оценка – 9/10.

Этот релиз принёс своим создателям Mercury Prize, попал в сборник 1001 Albums You Must Hear Before You Die. За 10 лет продано более 3,6 миллиона копий альбома. Его успех позволил Franz Ferdinand стать участниками крупнейших музыкальных фестивалей – Гластонбери, Рединга, Лидса. Отдельные песни засветились в компьютерных и видеоиграх (в FIFA 2005, NHL 2005 и Gran Turismo 4).

С 2004 года Franz Ferdinand – одна из самых любимых групп во всём мире, выступлений которой всегда ждут с интересом. Есть, конечно, критики, утверждающие, что уровня дебютника коллектив в своих записях более не достиг и в основном почивает на лаврах. Даже если и допустить, что это так (что вовсе не бесспорно) – чего в этом плохого? Записать альбом-шедевр – задача не из лёгких, многие исполнители её достичь не могут. «Францы» такую вдохновенную работу выдали сходу – так честь им и хвала. А все обзывательства типа «группа одного альбома» – не от большого ума, ибо не счесть на нашей планете коллективов, которые желали бы стать «группой хотя бы одного альбома», но и это не получается.

Впрочем, сегодня лучше воздержаться от дискуссий о дальнейшем творческом пути Franz Ferdinand и просто ещё раз насладиться их дебютной работой, попутно поразившись, как быстро летит время, раз прорыв к славе одной из самых значительных групп 2000-х, имевший место вроде бы недавно, произошёл уже больше 15 лет назад.