Русский рок живет прошлым (и наживается на нем)

Вся система ценностей русского рока построена на культе мертвых музыкантов. Цой, Летов, Кормильцев — это не просто важные персонажи, которые заложили основы и дали возможность развиваться дальше. Это лучшие представители жанра, на которых, в принципе, можно было заканчивать.

И дело не только в памяти. Память о прошлом это не плохо. Плохо, когда это единственный и безальтернативный эталон, отклонение от которого (привет, Noize MC, Слот и Звери) считается, как и в любом культе, осквернением божественного. Для рок-музыки, которая с 60-х годов основывается на постоянном развитии и трансформации, такой подход непременно ведет к гниению.

Иногда даже кажется, что русскому року очень нужно, чтобы кто-то в его составе обязательно умер. Подумайте, к какой идиллической картине привела, например, смерть Михаила Горшенева в июле 2013 года. Её результат до сих пор вылезает на поверхность праздничными концертами Князева и Кукрыниксов, штампованием книжек от Балунова, специальными программами и судебными спорами за музыкальное наследство, которое фанаты с радостью зачислили в сокровищницу тех самых культов.

Но дело не только в умерших. Прошлым живет вообще все, что происходит внутри системы. Именно поэтому братья Самойловы судятся друг с другом уже 5 лет и лепят на афиши фразу «хиты Агаты Кристи», а Сергей Бобунец полтора года ездил с прощальным концертами, чтобы тут же начать сольный проект под своим именем (как будто кто-то вообще знал остальных музыкантов Смысловых галлюцинаций).

Русский рок слил протест

У русского рока могла появиться отличная история о том, как он способствовал разрушению авторитарного режима, а потом гордо двигал страну в сторону свободной демократии. Но получилось не совсем так. Самое смешное и парадоксальное, что те самые культовые персонажи из прошлого пункта вроде Цоя и Летова были спущены с вершины социально значимых песен и превратились в трехаккордный предмет гордости любителей-гитаристов.

Весь этот кризис, видимо, начался в 1996 году во время Ельцинской кампании «Голосуй, или проиграешь», когда рокеры поголовно, от Алисы до Бутусова и от Агаты Кристи до Чайфа, за деньги стали выступать на агитационных концертах президента.

Капитализм пришел в индустрию и жестоко подавил все представления о чистой и правдивой музыке для свободной молодежи. Примерно в то же время начали появляться (и активно входить в систему русского рока) те, от кого уже никогда не будут ждать никакого протеста: Би-2, Сплин, Земфира.

Понятно, что танки на Нашествии — тема раздутая и не такая страшная, как могло бы показаться. Но тема характерная. Настолько же, насколько характерна фраза депутата Тверской области и члена Единой России на пресс-конференции Нашествия-2017: «После участия в этом фестивале молодежь с удовольствием планирует идти в армию… русская армия, русский рок, вооруженные силы!»

Русский рок считают особенным только потому, что он русский

Мысль о превосходстве русского народа над всем миром начала развиваться еще в XV веке с теории Третьего Рима и не обошла рок-музыку, несмотря на весь её интернационализм, нонконформизм и прочие свободолюбивые характеристики.

Искушенный музыкальный слушатель понимает, что Цой и Летов безжалостно воровали идеи, мелодии и даже тексты у западных групп. И в этом нет ничего плохого, вся история развития рок-музыки строилась на попытках либо играть так же, как твои любимые группы, либо делать все совершенно наоборот. Этот цикличный процесс, на самом деле, отражает суть развития цивилизации вообще. Именно поэтому рок почти 50 лет был самым популярным музыкальным направлением — он прекрасно отражал жизнь западного общества: Вьетнамскую войну, отрицание философии хиппи, протест панк-рока, отчаянную депрессию гранжа, смешанную эклектику альтернативы.

К русскому року эта преемственность не имеет никакого отношения. В первую очередь потому, что он появился слишком поздно. А во вторую очередь, потому что открыто признавать свою тесную связь с чужой цивилизацией кажется нам унизительным и недостойным великого государства. Неслучайно никто из русского рока, при всем богатстве и обилии групп, не стал топовым исполнителем на мировом уровне. Хотя песни на английском языке есть в арсенале каждого третьего музыканта.

Потому что хорошие тексты (главная особенность русского рока) - бред и неправда

Лирика постоянно выставляется любителями русского рока как главное достоинство и гордость жанра. Отсюда и все эти фейковые истории про то, что тексты Александра Васильева хотят включить в школьную программу. Вроде как русский рок продолжает традиции русской литературы, самой важной стороны нашего культурного развития.

Но ведь на самом деле все вообще ни разу не так. За 30 лет русский рок разросся до таких масштабов, что говорить о каком-то абсолютном превалировании текстов над музыкой глупо. Более того, большая часть трендовых групп пишет плохие и часто абсолютно бессмысленные тексты. Жанр не ограничен Гребенщиковым и пресловутым Васильевым. К сожалению.

Вот 5 примеров, взятых из хитов характерных представителей направления.

Пожалуйста, не умирай,
Или мне придется тоже.
Ты, конечно, сразу в рай,
А я не думаю, что тоже.

Земфира "Хочешь?"

Возможно, все было не так,
Но это уже не важно.
У меня еще есть коньяк,
И почти не грозит опасность.

Смысловые Галлюцинации "Всё в порядке"

А потом, стоя на балконе,
Я буду смотреть на прохожих.
На девчонок,
На девчонок,
И немного на парней.

Чайф "Оранжевое настроение"

Знаю, что несет меня,
Все срывая, все бросая.
Нет, лучше пусти меня,
От себя отрывая.

Кукрыниксы "Не беда"

Но как-то раз с утра, я выпал из окна.
Я счастлив был с тобой, прощай моя жена.
А ночь придет опять, но ты не будешь спать,
А сядешь в уголок и будешь вспоминать.

Ногу Свело "Лилипутская любовь"


Фото - Мария Поспелова

Большинство фанатов русского рока - говнари

Можно сколько угодно приводить примеры исключений, но все рок-фестивали в России делятся сейчас на модные тусовки для хипстеров и сборища говнарей. Первые к русскому року относятся плохо и как минимум его не слушают. Вторые собирают рекордные 200 тысяч на Нашествии.

Главный фестиваль России прекрасен, у него отличная инфраструктура, географическое расположение и даже звук редко подводит. Но он никогда не станет мультижанровой платформой и видом качественного досуга (именно к этому стремятся сейчас организаторы), пока там будут грязные туалеты и пьяные толпы панков, знающие о культуре панк-рока столько же, сколько о ней знают вейперы на концертах Оксимирона.

Этот материал — не истина и не позиция редакции, а софистический эксперимент. Русский рок можно и любить. За что, читайте тут: