Факты

  1. Родившись в семье саксофониста-любителя, Джон с детства впитывал в себя музыку. Сам он начал играть на фортепиано, когда ему было всего 5 лет. За орган Лорд впервые сел, когда ему было 11.

  2. Удивительно, но несмотря на то, что музыка с юных лет была у Джона, что называется, «в крови», он даже не попытался получить музыкальное образование. Вместо этого он хотел стать профессиональным актёром и поступил в лондонскую Центральную школу сценической речи и драматического искусства, закончив её в 1964 году.

  3. Классическая музыка, джаз, ритм-энд-блюз – примерно в таком порядке формировались музыкальные вкусы Джона Лорда. При этом увлечения не сменяли, а лишь дополняли друг друга.

  4. В 1960-е годы Лорд успел поиграть во множестве групп, однако самым продолжительным было сотрудничество с The Artwoods, группой Арта Вуда, старшего брата Ронни из Rolling Stones. С самим Ронни Джон тоже успел пересечься в составе одного из коллективов. Уже тогда он пытался внести в ритм-энд-блюз элементы классической музыки, но его порывы не встречали должного энтузиазма у соратников.

  5. Как получилось, что Джон Лорд стал одним из основателей Deep Purple? В этот проект, получивший название Roundabout, его вовлёк сосед по квартире, некий Крис Кёртис, который, судя по всему, в мечтах видел себя великим вокалистом и искал группу, которая смогла бы ему аккомпанировать. Сам Кёртис довольно быстро слился, но зато остался набранный состав, в котором, помимо Лорда, уже были Ник Симпер и Ричи Блэкмор. Вскоре появился ударник Бобби Вудман, которого почти сразу же сменил Иэн Пейс. А его в свою очередь привёл новый вокалист Род Эванс. Весной 1968 года произошла судьбоносная смена названия. Так началась великая история Deep Purple.

  6. В первые годы существования группы, когда она играла нечто близкое к прог-року, влияние Лорда было определяющим. Он не стеснялся создавать аранжировки в классическом стиле, в которых его клавиши на равных соперничали бы с гитарой Блэкмора. Его образцом для подражания в это время была группа Vanilla Fudge, примечательная как раз своим органным звучанием.

  7. Но, конечно, пиком влияния Лорда в Deep Purple и его, возможно, главным достижением стала запись альбома Concerto For Group and Orchestra. В его основу легло выступление группы в Royal Albert Hall с филармоническим оркестром под управлением Малкольма Арнольда. Это сейчас такими вещами никого не удивишь, а в 1969 году подобный альянс был в новинку и вызвал немало скептических ухмылок. Да и многие филармонические музыканты не горели желанием аккомпанировать каким-то волосатым рокерам. Но, как ни странно, первый блин вышел вовсе не комом и, более того, стал классикой рока.

  8. Вполне нормальный и жизнерадостный человек в жизни, на сцене Лорд создал суровый и загадочный образ человека, мрачно наблюдающего за происходящим из угла сцены, курящего во время концерта и время от времени разражающегося виртуозным пассажем. Кстати говоря, Лорд был едва ли не единственным участником группы, к чьему мнению прислушивался Ричи Блэкмор, другой мрачный герой хард-рока.

  9. После того, как с приходом Иэна Гиллана и Роджера Гловера группа взяла резкий крен в сторону тяжёлого рока, простор для самовыражения у Лорда заметно сузился. Но его классические устремления нашли отдушину в сольном творчестве. Большое место в нём заняло, например, сотрудничество с Мюнхенским камерным оркестром под руководством Эбенгарда Шёнера.

  10. Самым близким другом Лорда в Deep Purple был ударник Иэн Пейс. Забавно, но они даже женились на сёстрах-близняшках. «Причём каждый из нас уверен, что он-то и выбрал самую лучшую», — прокомментировал герой материала.

  11. Когда в 1976 году Deep Purple приказали долго жить (к счастью, не навсегда), Лорд собрал проект Paice Ashton Lord с участием ударника «пурпурных» и певца и клавишника Тони Эштона. Проект отметился единственным альбомом под названием Malice in Wonderland (1977), а уже год спустя Лорд и Пейс присоединились к Whitesnake.

  12. В группе Дэвида Ковердейла Лорд проработал довольно долго, вплоть до возрождения Deep Purple в 1984-м, однако его роль в ней была не особенно велика. Whitesnake была типичной «тяжёлой» гитарной группой, и задача Джона ограничивалась, по сути, созданием музыкального фона для двух гитаристов.

  13. После возрождения Deep Purple Лорд оставался важной частью группы, хоть никогда и не стремился вылезать на передний план. Например, именно по его настоянию в 1992 году группа распрощалась с блэкморовским протеже Джо Линном Тёрнером и вернула Гиллана. Правда, этот поворот событий в итоге привёл к уходу Блэкмора, на этот раз окончательному.

  14. В 1998 году увидела свет, возможно, самая важная для самого Лорда сольная работа – альбом Pictured Within, посвящённый матери музыканта, умершей в августе 1995-го.

  15. Когда альбому Concerto For Group and Orchestra стукнул тридцатник, Лорд воспользовался случаем и отыграл юбилейный концерт. Забавно, что некогда утерянную партируру буквально на слух восстановил датский музыкант Моджо де Гуй.

  16. 2002 год стал временем прощания Джона Лорда с Deep Purple. Музыкант покинул группу, сославшись на травму колена. Последний концерт Лорда в составе «тёмно-пурпурных» состоялся 19 сентября 2002 года в Ипсвиче.

  17. После ухода из Deep Purple Джон Лорд сосредоточился в основном на классической музыке, однако успел и поиграть старый добрый ритм-энд-блюз в составе проекта The Hoochie Coochie Men, и поучаствовать в записи посмертного альбома Джорджа Харрисона Brainwashed (2002), и вернуться к тяжёлому року в благотворительном проекте Иэна Гиллана и Тони Айомми под названием WhoCares наряду с другими знаменитыми музыкантами.

  18. Одним из амбициозных планов Лорда был совместный проект с другим великим клавишником – Риком Уэйкманом. Музыканты планировали записать альбом, но, к несчастью, не успели.

  19. Онкология свела в могилу многих. Джона Лорда она настигла в 2011 году – ему пришлось прервать гастроли и взяться за лечение. Увы, рак победил. 16 июля 2012 года Джона Лорда не стало.

  20. Друзья и соратники Лорда по Deep Purple посвятили неординарному музыканту и человеку песню Uncommon Man с альбома Now What?! (2013).