Интересные факты о Марке Эдварде Смите

  • Марк Эдвард Смит являлся лидером и единственным бессменным участником группы The Fall. Можно сказать, он и был The Fall. Группа целиком и полностью выражала его устремления, ради чего Смит не стеснялся решительной кадровой политики. С момента образования The Fall в 1976 году состав коллектива менялся 58 раз. Как известно, нет предела совершенству.

  • Сам Смит при этом, опровергал обвинения в тиранстве и заявлял, что в первые годы существования группы считался остальными едва ли не балластом. Но те времена давно прошли, и в итоге роль Смита как олицетворения The Fall никем не оспаривался. Сам Марк говорил по этому поводу: «Даже если группа будет включать меня и вашу бабушку за барабанами бонго, это уже будет The Fall».

  • Когда Марк Смит был ещё молод, добр и гуманен, он нередко давал музыкантам, провинившимся в его глазах, шанс исправиться. Рекордсменом в этом отношении стал барабанщик Карл Бёрнс — он возвращался в группу 9 раз. Однако, после катастрофических американских гастролей 1998 года, когда Смит устроил на сцене потасовку с коллегами и лишился в результате этого инцидента нескольких многолетних соратников, Марк более не восстанавливал людей в группе.

  • До начала музыкальной карьеры Смит успел поработать только в одном месте — он был служащим манчестерских доков. О работе он вспоминал с теплотой, так как ему удавалось общаться с людьми разных профессий и разных национальностей.

  • Марк Смит присутствовал на легендарном манчестерском концерте Sex Pistols, организованном участниками Buzzcocks и состоявшимся 4 июня 1976 года. Среди посетителей сего мероприятия были также Моррисси и будущие участники Joy Division/New Order. Смит признавал, что Sex Pistols оказали влияние на его решение попробовать себя в музыке, но не в том смысле, какой подразумевают обычно. Просто, решил Марк, уж если сцена терпит таких персонажей, как Sex Pistols и, в частности, Джонни Роттен, то ему и подавно найдётся там место.

  • The Fall частенько относили к панк-року, однако о последнем Марк Смит всегда отзывался с крайним пренебрежением.

  • Написавший бесчисленное множество песен Смит отказывался предоставлять издателям тексты для печатания буклетов к альбомам. Марк объяснял это несколькими причинами. Во-первых, ему не хотелось, чтобы текст был отделён от музыки и нравилось, чтобы слушатель сам пытался понять и раскрыть для себя смыслы (тут не имеет значения, являетесь ли вы носителем английского языка — даже англичанам тексты Смита порой кажутся «китайской грамотой»). Во-вторых, для Марка было важно звучание слов, которое на бумаге не передашь. В-третьих, Смит любил изменять свои тексты, порой спонтанно, перед началом выступления.

  • По словам самого Смита, в юные годы он обладал паронормальными способностями, которых лишился из-за чрезмерного употребления алкоголя. Тем не менее, известны некоторые песни The Fall, содержащие пророческие элементы: Powder Keg (о теракте в Манчестере, который вскоре действительно состоялся), Terry Waite Sez (предвосхитивший похищение на Ближнем Востоке посланника архиепископа Кентерберийского).

  • Употребление алкоголя привело и к другим пагубным последствиям для Смита. Ему стало казаться, что его постоянно подслушивают, и все вокруг злословят на его счёт. Тут уже помог доктор, прочистивший Смиту уши. Марк, по его признанию, стал слышать гораздо лучше, и осознал, что разговоры окружающих к нему совершенно не относятся.

  • Смит, в отличие от многих своих коллег по музыкальному ремеслу, в своё время поддержал Фолклендскую войну и весьма нелестно отозвался об аргентинцах, припечатав их выражением «худшие нацисты из всех, когда-либо существовавших на Земле».

  • Для Марка Смита в принципе был характерен консерватизм британского работяги, выражающийся в недоверии к среднему классу. Смит говорил, что лучше уж монархия, нежели господство среднего класса (тогда как некоторые его современники сочиняли песни типа The Queen Is Dead). Помимо прочего, известность получили негативные высказывания Марка о католичестве и Папе Римском, а также неприятие музыкантом чрезмерных, по его мнению, государственных трат на содержание пенсионеров.

  • Среди основных влияний Смит отмечал Кэптэна Бифхарта, Can, The Velvet Underground. В школе Марку нравились T. Rex. Тепло музыкант отзывался о Jethro Tull, а первой купленной им пластинкой был альбом Paranoid группы Black Sabbath.

  • К популярным группам вроде The Beatles и The Rolling Stones у Смита с младых ногтей отношение было скептическим. Ранних «роллингов» он впоследствии полюбил, но в основном высказывался о популярных исполнителях с презрением. Во многом причина этому лежит в изначально невысоком социальном положении Смита, не особо изменившемся со временем. Не терпевший фальши ни в чём, Марк после почти 40 лет музыкальной карьеры так и оставался неразрывно связан с рабочим классом. А потому его возмущало, когда музыканты, являвшиеся выпускниками художественных колледжей и происходившие из хороших семей, цепляли на себя маски борцов против системы, буревестников и социалистов. По этой причине доставалось на орехи от Марка, например, The Clash и Siouxsie and the Banshees.

  • Одной из навязчивых идей Смита являлись мысли, что многие вокруг ему подражают и воруют его идеи. По этому поводу Марк отпускал шпильки в адрес The Teardrop Explodes, Echo and the Bunnymen и даже Queen с Дэвидом Боуи.

  • Вот ряд коллективов, о творчестве или участниках которых Марк Смит отзывался положительно: Felt, Supergrass, Oasis, The Cramps, The Gun Club, Joy Division, некоторое время Public Image Ltd.

  • Марк Смит не терпел любых проявлений «рок-звёздности» в музыкантах своей группы, одевался просто, неброско, полагая это одним из средств единения со зрителями и вообще людьми на улице.