Море



Фото - РИА Новости 

Мумий Тролль – самая морская группа страны. Частота упоминания слов «якорь», «чайки» и «тельняшки» в их текстах стремится к бесконечности, музыка словно качает на тихоокеанских волнах, а названия альбомов задают соответствующий настрой – «Морская», «Икра», «Пиратские копии», «SOS Матросу»… Верите, что один из них даже написан был в каюте парусного корабля?

И правильно делаете, что верите. Фраза «держаться на плаву» в отношении «троллей» может употребляться не только в переносном значении – однажды группа провела 14 месяцев в кругосветном плавании вместе с экипажем самого большого в мире парусника «Седов». Путешествие оказалось плодотворным: был написан альбом «SOS Матросу», снят одноименный документальный фильм и клип на песню «Четвёртый троллейбус» во время остановки во Владивостоке, и, конечно, проведено множество концертов в разных странах и городах.

Морская тематика, несомненно, фундамент творчества группы и их стихия. «Компасы, матpосы, гитаpа и слезы…» — вот набор для создания легендарной песни, который результативно работает уже много лет.

Восток

«Шок» приехал в Японию! Хеллоу!»

Так начиналась одна из первых (вероятно, несохранившаяся) магнитофонных записей группы Мумий Тролль. Тогда у них еще не было ни известности, ни перспективы зарубежных гастролей, ни даже нынешнего цепкого названия. «Шок» — так именовала себя группа, которая с самого начала своего существования вдохновлялась Японией и мечтала дать концерт в такой близкой, но недоступной стране.

Прошло больше 35 лет, и многое изменилось. Япония перестала быть несбыточной мечтой, но всё еще остаётся источником вдохновения и впечатлений. Илья Лагутенко не раз упоминал, что его восхищает страна восходящего солнца, её ритм, культура, самодисциплина жителей. Под впечатлениями от Японии был написан альбом «Меамуры» и, мы уверены, не только он.

Сейчас Мумий Тролль выступает своеобразным мостом, через который проходит культурный обмен двух стран. Так, Илья Лагутенко организовал первый в России концерт группы DASEIN в жанре Visual Key, показал стране фильм We Are X об основателях японского рока – группе X Japan, и по сей день сотрудничает со многими молодыми исполнителями в рамках создания фестиваля V-ROX во Владивостоке. Кроме того, музыкант знакомит соотечественников с актуальной японской культурой, кинематографом и современным искусством.

В свою очередь, японцы преданно любят Мумий Тролль со времен их первого фестивального выступления в городе Хакодатэ в 1999 году – зацепил драйв группы и проникновенное исполнение песни «Девочка» на японском языке. В 2016 году Мумий Тролль уже выступил на крупнейшем японском рок-фестивале Visual Japan Summit, в котором ранее принимали участие только японские группы; а в 2017 дал аншлаговый сольный концерт в Токио. «Если в Японии однажды произвести впечатление, тебя не забывают», — считает Лагутенко.

Да, увлечение восточной культурой было в некотором смысле предопределено для группы, ведь её дом, город Владивосток, территориально ближе к Азии, чем к Европе. Но это и делает Мумий Тролль такими нестандартными. У кого еще встретишь обложку альбома, созданную в китайской деревне Дафен, где живут художники, копирующие произведения искусства? Речь об альбоме «Пиратские копии», на заглавную песню которого, кстати, был снят клип в Сингапуре.

Хотя в новых песнях и поётся, что «шепчет северо-запад», а «восток молчит», на этом, мы уверены, интеграция со странами Азии не заканчивается!

Символизм

Тексты Мумий Тролля всегда проходят где-то по границе сознания: пренебрежение правилами согласования слов, неологизмы, рваные предложения… На удивление, это не затрудняет восприятие, а напротив, делает его доступным на чувственном уровне.

Обрамлением для лингвистической вакханалии мумийтроллевских текстов становятся названия альбомов: «Новая луна апреля», «Делай Ю-Ю», «Точно Ртуть Алоэ»… Боюсь, большинство из них так и останутся для слушателей загадкой, но кое-какие тайны нам всё-таки открываются (и даже не с тысячного рубля!).

«Редкие земли» – девятый студийный альбом группы Мумий Тролль, представляющий собой сборник неизданных ранее песен. А ещё «Редкие земли» – это роман русского писателя Василия Аксёнова, который ушёл из жизни за год до выпуска пластинки. Такое совпадение в названиях неслучайно. Василий Аксёнов – любимый писатель Ильи Лагутенко, с которым они явно имели некоторую эфемерную связь, доступную только невероятно талантливым людям.

Для музыканта словосочетание «Редкие земли» приобрело особое символическое значение, связанное ещё и с более ранним альбомом «Точно Ртуть Алоэ». Он создавался в 90-е годы, во время расцвета теневой экономики. Лагутенко признаётся, что лично знает пару десятков человек, заработавших в те времена состояние на продаже красной ртути – отсюда и название альбома, «Ртуть Алоэ» = алая ртуть. На удивительно тонких ассоциациях передаётся атмосфера того периода, не правда ли? В свою очередь, ртуть – один из самых редкоземельных металлов. И здесь цепочка замыкается, ассоциативный ряд приобретает свою завершённость, и название «Редкие земли» из дани уважения писателю превращается в тонкую игру символов.

Эксперименты и открытость

Каждый новый альбом Мумий Тролля отличается от предыдущего – это уже непреложная истина. А уж если сравнивать «Морскую» (1997) и «ВОСТОК Х СЕВЕРОЗАПАД» (2018), то и вовсе можно подумать, что звучат разные группы: беззаботность сменилась вдумчивостью, а гитарные рифы – электронными вставками.

Электронная музыка интересовала солиста Мумий Тролль еще с 2010-х годов, он видел в ней самобытность и будущее музыкальной индустрии. Так, Илья Лагутенко организовал несколько проектов с популярными электронщиками:

  • КЕТА – совместный проект с музыкантом из Риги Андреем Антонцом, также известным как Andrei Oid. Ребята выпустили 4 трека, которые можно охарактеризовать как меланхоличное техно, с типичными для Ильи сюрреалистичными текстами, но в непривычной аранжировке.
  • Супергруппа Горностай выпустила полноценный альбом из 14 треков. Проект замечателен тем, что музыканты, участвовавшие в записи (а среди них пермский дуэт Mars Needs Lovers, американец Норман Блок, Александр Гагарин из «Сансары» и другие) никогда не собирались вместе – все материалы участники присылали друг другу. Получилось снова что-то интересное – откровенное, волшебное, непохожее.
  • Мини-альбом «Космический рейс» был создан вместе с электронной группой AERONAUTICA. В него вошли переделанные версии песен Мумий Тролля, переосмысленные и действительно отправляющие сознание бороздить космические просторы.

Вероятно, в результате этих экспериментов Илья решает оставить и самому Мумий Троллю космическое звучание. Для этого в группу приглашают композитора, продюсера и электронного музыканта Александра Холенко (DZA). Это было по любви – Саша вырос на музыке Мумий Тролля, поэтому вписался в группу быстро и органично. С ним были записаны альбомы «SOS Матросу», «Пиратские копии» и «ВОСТОК Х СЕВЕРОЗАПАД» — в каждом последующем всё больше и больше электронной составляющей.

С появлением в группе Саши старые песни в программах «Вечерний чай» и «Морская.20» зазвучали свежо, но более зрело. Новые музыкальные ряды накладываются на текст, написанный юным приморским романтиком, как жизненный опыт бороздами ложится на сердце, и получается нечто невероятно красивое и удивительно трогательное, еще более близкое, чем 20 лет назад. Ведь Мумий Тролль – это не просто группа, это целая эпоха, это поколение, которое растёт и переосмысливает песни вместе с коллективом, поддерживая каждый их шаг.

Несмотря на весь спектр тем, из которых берёт начало творчество Мумий Тролль, главным источником вдохновения остаются слушатели, самые разные и самые преданные – без них любое творчество было бы несовершенным.