Подготовка к записи

Жизнь Duran Duran в 1983 году была похожа на сказку. Не будучи в числе основоположников движения «новых романтиков», коллектив из Бирмингема неожиданно стал самым коммерчески успешным его представителем. Именно Duran Duran, так уж получилось, стали главной группой «второго британского вторжения» на американский континент. У многих их коллег по британской новой волне отношения с Соединёнными Штатами и тамошней публикой не сложились (например, у Spandau Ballet или Ultravox), но Duran Duran покорили всех. Две успешные пластинки и ряд хит-синглов, красочные и кинематографичные клипы, море разливное поклонников и, что самое главное, поклонниц; Принцесса Уэльская Диана называет Duran Duran своей любимой группой. Казалось, это сон наяву.

Но успех нужно было развивать, а потому лейбл поставил музыкантам условие — подготовить альбом к Рождеству. Запись должна идти в тайне, пластинка станет подарком фанатам. Сложность заключалась в том, что в марте 1983 года группа ещё не сочинила ни одной песни для грядущего альбома. А ведь медлить с этим было нельзя — времени на сведение композиций в случае простоя с их написанием оставалось бы всё меньше и меньше.

На помощь музыканты призвали звукорежиссёра и продюсера Йена Литтла, уже поработавшего с командой над синглом «Is There Something I Should Know?». Изначально Йен не питал особо тёплых чувств к группе и её творчеству, но участники группы убедили его взяться за дело, пообещав полную свободу действий.

Запись альбома

Поскольку доходы Duran Duran после успеха альбома Rio серьёзно выросли, а налоги в Британии тогда были высоки, то музыканты решили, по примеру многих рок-звёзд, поработать за пределами родной страны. В результате новый альбом записывался в четырёх разных местах.

Сочинение песен и подготовка первых демо-записей прошли неподалёку от французских Канн с марта по май 1983 года. Группа вместе с Йеном Литтлом поселилась в старинном замке, возле которого припарковали микроавтобус, являвшийся на самом деле передвижной 24-дорожечной звукозаписывающей студией. Микрофоны и музыкальные инструменты было решено разместить в самом большом зале замка из-за наилучшей акустики.

Так как нехватку песен надо было решать оперативно, Литтл предложил три способа решения.
Первый способ — построение композиции на основе какого-либо элемента уже известной песни. Так, Union Of The Snake «выросла» из ритма (точнее, партии бочки) хита Дэвида Боуи Let’s Dance.

Второй способ — импровизация аккордов и басовых партий под ритм-машину.

Третий способ — наигрывание небольших (15-20 секунд по длительности) аккордовых или басовых фрагментов и возможное их последующее соединение, образующее основу композиции.

Именно в таких трудах прошёл «французский» этап записи альбома.

Продолжилась студийная эпопея на острове Монтсеррат в конце мая. К работе на этом этапе подключился ещё один, более опытный продюсер — Алекс Садкин, привнёсший некоторые новые идеи и благодаря свежему взгляду исправивший отдельные огрехи прежних нароботок.

В июле коллектив вернулся в Англию на короткое время. Этот отрезок примечателен, главным образом, концертом на стадионе «Вилла Парк», который почтили своим присутствием Принц Чарльз и Принцесса Диана. К слову, Ирландская республиканская армия планировала заложить на стадионе бомбу, но, к счастью, теракт сорвался. Однако, в тиши творческой лаборатории группа и на Туманном Альбионе продолжала готовить альбом.

Затем последовало возвращение на Монтсеррат. Руководство лейбла неожиданно приняло решение передать всю полноту власти над записью одному Садкину. Такая позиция стала для всех шоком — Йен Литтл прошёл с музыкантами длинный путь, фактически с нуля создав материал для пластинки, от которой ждали серьёзной коммерческой отдачи. Да и сам Алекс Садкин не был в восторге от подобных инициатив сверху. С большим трудом группе удалось уговорить боссов EMI не раскалывать сложившуюся команду, поскольку далеко не все трудности записи были преодолены.

Например, Саймон Ле Бон, не будучи одарённым от природы вокалистом, то и дело завышал или занижал свою партию. В итоге, вокал для песен альбома порой приходилось буквально собирать из отдельных фрагментов — строк и даже слов. Кроме того, приходилось «украшать» голос вокалиста различными эффектами и затушевывать совсем уж неустранимые погрешности.

Ещё была история со студийным магнитофоном, отказывавшимся правильно писать гитару Энди Тэйлора. Пришлось заказывать в США новый.

Несмотря на все преграды, во время второго визита на Монтсеррат были записаны все треки песен, оставалось лишь наложить партии вокала, синтезаторов и саксофона. Этим, по мысли Садкина и Литтла, должен был заняться Фил Торнелли, работавший тогда в Австралии. Но лейбл категорически воспротивился идее тратить ежедневно по 900 фунтов на проживание группы на зелёном континенте, а потому в EMI попробовали решить задачу малой кровью — стали подсылать к продюсерам неопытных и недорогих ассистентов. Первого из таких Садкин и Литтл уволили по причине совершенной некомпетентности и, как следствие, бесполезности. Второй оказался чересчур ленивым и также не содержался в студии. Третий помощник, рассеянный и постоянно ошибавшийся, тоже быстро доконал дуэт продюсеров, и в один прекрасный день после очередного ляпа ассистента Садкин и Литтл вывалили тому на голову мусор из ведра, которое заранее заботливо закрепили над головой парня. Тот сверкая пятками убежал из студии.

Только после этого инцидента боссы EMI сдались и согласились на путешествие Duran Duran и продюсеров в Австралию. В конце концов, при помощи Фила Торнелли все партии были дописаны, и альбом оказался готов.

Релиз альбома и последующая судьба

Пластинка, получившая название Seven and the Ragged Tiger, увидела свет 21 ноября 1983 года. Как говорил Ле Бон, «семёрка» в названии — это пять участников группы плюс два руководителя записи. The Ragged Tiger — это успех. Семёрка в погоне за успехом. Вот что это значило.

Уже в Австралии, в пустынях за пределами Сиднея группа сняла первый видеоклип — на песню Union of the Snake. За сутки до отправки сингла в офис EMI, Саймон Ле Бон и клавишник Ник Роудс целую ночь корпели над сочинением, записью и микшированием би-сайда Secret Oktober. В итоге клип на песню вышел на целую неделю раньше начала её ротации на радио, так что категоричное название знаменитой песни The Buggles (Video Killed the Radio Star, по совместительству первый клип, показанный на MTV), похоже, очень быстро превращалось в правду.

Двумя другими синглами стали композиции New Moon On Monday (январь 1984) и The Reflex, ремикшированный Найлом Роджерсом (апрель 1984).

Сам Seven and the Ragged Tiger стал первым и единственным чарттоппером Duran Duran в Великобритании, обретшим при этом платиновый статус уже через неделю после релиза. В чартах США высшей позицией альбома стала восьмая, он достиг платинового статуса в январе 1984 года, а ныне является дважды платиновым.

Мировой тур в поддержку Seven and the Ragged Tiger проходил на больших открытых площадках. Это был апогей «дюраномании», зафиксированный на документальном фильме Sing Blue Silver. В ходе тура был записан концертный альбом Arena.

Вместе с тем, в стилистическом разнообразии альбома в ретроспективе можно обнаружить признаки приближающегося распада классического состава Duran Duran. Пройдёт немного времени, и Ле Бон, Роудс, а также барабанщик Роджер Тэйлор организуют сайд-проект Arcadia, атмосферное, слоистое звучание которого будет напоминать композицию Tiger Tiger. Энди и Джон Тэйлоры, объединившись с Робертом Палмером и участниками Chic в супергруппу The Power Station, наоборот, пойдут по пути гитарного рок-саунда, представленного на Seven and the Ragged Tiger композицией Of Crime and Passion.

«Типичный рок-н-ролльщик» (по определению Йена Литтла), гитарист Энди Тэйлор так и не вернётся в группу после работы в The Power Station и уйдёт в самостоятельное плавание. Он запишет свой сольник Thunder (1987 г.) при участии экс-гитариста Sex Pistols Стива Джонса. Такой вот получился симбиоз героя панк-эпохи и героя новой волны.

Оставит группу и «обычный домашний паренёк» (характеристика, опять же, Йена Литтла) Роджер Тэйлор. Воссоединение Энди и Роджера с коллегами произойдёт уже в XXI веке (в случае гитариста оно окажется не особенно продолжительным).

Но в 1983-84 гг. о грядущих изменениях в составе Duran Duran ещё никто не знал. Альбом Seven and the Ragged Tiger задокументировал творчество коллектива на пике возможностей и таланта его участников. Когда музыканты были молоды и вместе, они могли записывать блистательную и вдохновенную поп-музыку. И чем больше времени проходит, тем всё более недостижимыми и непостижимыми кажутся шедевры эпохи новой волны, к числу которых принадлежит и Seven and the Ragged Tiger.