Посторонним В [или нет?]

В музыке редко пишут про супермолодых исполнителей. Конечно, не из-за возраста. Речь о тех, у кого еще мало песен и концертов, но кто уже подает надежды и огонек уникальности и самобытности. Да и мало с кем отмечается внезапная симпатия и ощущение намека на заметное место в музыкальной индустрии. Такой для меня стала группа Посторонние. С ними случился неожиданный и радостный коннект. Любовь с первого взгляда? Скорее нет, потому как их музыка это неочевидное, сложное искусство. В которое многие из нас наверняка влюбятся медленно и постепенно. Спойлер: эта музыка не вставляет сразу, как, например, сумасшедшие Fever 333 на российских фестивалях. Но когда на сцене Посторонние, становится интересно, что ж там такое, включается мозг и задействуется каждое чувство. Непривычно для мозгов, пресыщенных грандиозными шоу.

Посторонние – это три парня на сцене, потрясающий визуал на стене с кадрами из всевозможных и незнакомых фильмов. Нарочито спокойный и одновременно напористый вокал в совокупности с развязностью и радостной синти-поповостью.
Так после одного зимнего питерского концерта мы поговорили с ребятами о музыке и кино, о том, кто они в обычной жизни.



Фото - Ксения Ячменева

Слева направо:
Дмитрий – автор текстов, читатель этих же текстов. Он максимально серьезен и отрешен от публики, скрываясь под очками и пробираясь в толпе, как змей. В жизни потрясающий киноман, режиссер и преподаватель в киношколе.

Стас – улыбчивый король сэмплов, человек с непонятными светящимися штуками, издающими звук. На сцене наблюдать за его работой сплошное удовольствие – все эти кнопочки, драм-машина… в жизни занят чем-то подобным программированию.

Александр – на сцене лирично читает тексты, в жизни программист. Он музицирует уже много лет, играет в другой группе. Саша голос группы не только на сцене, но и в жизни – очень разговорчивый!

На первый взгляд [слух] музыка Посторонних обливает претенциозностью Оксимирона, подобной уверенностью в своих текстах, что на грани с агрессией. Странные танцы, поэзия, которая стала чуть главнее музыки, напоминает Дельфина. Синты и пластиковая мелодичность понравятся фанатам Depeche Mode.

Для знакомства с концепцией группы, звуком и картинкой посмотрите клип Триллер. Как и песни, видеоработы группы насыщены отсылками к великим произведениям киноискусства (в частности Триллер – большой привет А. Хичкоку). Творчество Посторонних коллажированно: как слова наматываются на музыкальную пленку, так и кадры (почти моменты сновидений) складываются в видео.

О концертах

На концертах у каждого своя роль. Стас максимально погружен в свои электрические штуки, улыбается и радостно пританцовывает. Дима максимально серьезен и напорист, в очках, чтобы не выдать всего себя. Он одновременно пугает и приковывает к себе завороженные взгляды. Стокгольмский синдром? Саша стреляет словами в публику, совершенной открытый каждому.
Концерты группы становятся удивительным экспириенсом для пришедших: ты абсолютно не понимаешь, что хочешь делать. Ты хочешь танцевать, но сложные тексты заставляют себя слушать. Окей.. вслушиваешься в тексты, но на стене мелькают отрывки из кинофильмов. Усиленно вспоминая каждый из них, признаешься сам себе, что ты унылый киноман на 3/10 по шкале Кинопоиска, и вновь хочешь просто танцевать.

Останови мгновенье, столь прекрасное…

В итоге получается современная ретро-дискотека, синти-рейв и кинолекция в одном флаконе, поэтический вечер и танцы в бликах старых кинолент. После такой дискотеки хочется завалиться в свое коммунальное кресло, включить Балабанова (ведь при нем еще жив был кинематограф) и погрузиться в большие раздумья о жизни.

Один из самых забавных концертов группы случился внезапно: в трамвае. Ребята снимали клип Делёз и играли прямо в трамвае, рассекающем рабочий Петербург. Вы только представьте: заносы на поворотах, заинтересованные взгляды кондуктора и попутчиков.

О музыке

За музыку по большей части ответственный Стас, потрясающий меломан и мультиинструменталист. У него также есть сольный проект с электронной музыкой. Он в ней явно как рыба в воде: до невозможности круто нажимает на свои виртуальные кнопки, которые рождают реальную музыку. Стас сам записывает сэмплы для каждой мелодии, от чего Посторонние звучат еще самобытнее. Согласитесь, сейчас очень ценятся старательные музыканты, чье творчество не просто набор классических приемов для приятной уху песни.

Стас большой фанат Depeche Mode, что, конечно, ощущается. Но ровно так же ощущается влияние американской абстрактной хип-хоп культуры. Посторонние признаются, что им сложно встраиваться в рамки одного жанра, будь то рок или хип-хоп. Может и неспроста у них такое название? Посторонние в каждом отдельном жанре, экспериментаторы и наблюдатели музыкальной индустрии в целом.

Вам интересно, что у других людей звучит в наушниках? Ниже плейлист от ребят, в котором вполне могут быть ваши новые любимчики или давно забытые хорошие песни и музыканты.

О текстах

Дабы не заниматься декодингом, начну с истории, которую рассказал Ярослав, друг группы:

Иду я, значит, однажды по городу N, никого не трогаю. На горизонте вырисовывается силуэт в аляпистой юбке со всеми известной фразой «Позолоти ручку, сынок». Так чем я позолочу, я музыкант… И давай тетке зачитывать какой-то из текстов группы Посторонние. В итоге бедняга ошеломленно попятилась назад. Вот как бывает, посторонние силы отмели потусторонних!

Это всё, конечно, шуточки, но и правда, особенно с первого прослушивания, ни черта не понимаешь, о чем песни. Что ж это такое? Ребята согласились, что их музыка до безумия кинематографична, их любовь к киноискусству вылилась и в музыку. Я спросила, а все-таки, как этот набор слов появляется в голове?

Дима: А вы полистайте инстаграм-аккаунты современных девушек с их разнообразными цитатами. Сколько же там наберется слов, умных цитат и мимолетно брошенных каламбуров. Так, посидел в телефоне полчаса и собрал текст.

Вот и думайте теперь, правда это или нет:

Денег много, старый билет, страхи, сны, браки.
Счастливые годы, подарки мужа, лак, тюбик Балет.

Каждая из песен становится будто бы раскадровкой к фильму. Вот только это фильм о настоящей жизни, истории из реального времени. Удивительные акценты расставляют парцелляции – получаются острые и заметные фразы, которые ты с трудом запомнишь. Но каждая песня отчетливо визуализируется в голове и с быстротой проектора пролетит перед глазами. Парцелляции — классная находка для кинематографичной музыки: точки ускоряют все действия, позволяют петь без раздумия над каждой рифмой, при том оставляют совершенно невероятный флёр поэтичности.



Фото - Ксения Ячменева

Так шлягером группы уже стала песня ЭЛ-181.

Роккульт: Есть ли смысл в названии песни? Забавно, что в тексте электричка бесконечно отправляется в космос, а настоящий маршрут 181 отправляется на Дно (город в Ленинградской области).
Посторонние: Да, случайно как-то вышло. Сели подумали об электричке. Число 181 само собой пришло в голову, звучало красиво в контексте, петь удобно. А уже потом узнали про реальный маршрут. Просто забавное совпадение…

О кино

Классный вышел разговор с ребятами, встретились обсудить музыку, а закончили за кино. В песнях Посторонних можно встретить множество известных миру кино имен: Долин, Делёз, Балабанов (о, знакомое имя), Грейс Келли. Вспомним, что на концертах за спиной ребят проносятся сотни кадров из кинофильмов. Знаете, что замечательно? Что в Посторонних нет ни капли снобизма, который, по правде говоря, присущ многим петербуржцам. Троица может бесконечно обсуждать фильмы, какие-то неизвестные обывателю имена режиссеров, но они не посмотрят косо на тебя за незнание какой-либо картины. Честно говоря, я с открытым ртом запоминала что-то типа Шапито-шоу и Ленинградские ковбои едут в Америку, а парни с большой любовью просвещали мой мозг. И кстати, они без вопросов раскрывают всю подборку фильмов из их настенной демонстрации, чего бы никогда не сделали натуральные петербуржцы.
Пользуясь случаем, Дима передает привет одному режиссеру:

Сергей Лобан! Снимайте, пожалуйста, что-нибудь еще!

Раз уж так много вышло разговоров о фильмах, мы просто не могли обойти стороной рубрику Советы киноманов. Для вас ребята собрали топ любимых фильмов, знание которых добавит вам бонусов в среде кинокритиков, а также просто подарит несколько часов эстетического наслаждения.

Пополняем кинозапасы с Посторонними

  • Пробуждение жизни (2001, Ричард Линклейтер)

  • Видеодром (1983, Дэвид Кроненберг)

  • Неистовый (1988, Роман Полански)

  • Асфальт (2015, Самюэль Беншетри)

  • Небесные жёны луговых мари (2012, Алексей Федорченко)

  • Синий Бархат (1986, Дэвид Линч)

  • Таинственный поезд (1989, Джим Джармуш)

  • Украденные поцелуи (1968, Франсуа Трюффо)

  • Маленький солдат (1963, Жан Люк Годар)

  • Человек без прошлого (2002, Аки Каурисмяки)