Список 2003 года

Сначала посмотрим на список и обсудим первую пятёрку альбомов:

  1. The Beatles — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)
  2. The Beach Boys — Pet Sounds (1966)
  3. The Beatles — Revolver (1966)
  4. Bob Dylan — Highway 61 Revisited (1965)
  5. The Beatles — Rubber Soul (1965)
  6. Marvin Gaye — What’s Going On (1971)
  7. The Rolling Stones — Exile on Main Street (1972)
  8. The Clash — London Calling (1980)
  9. Bob Dylan — Blonde on Blonde (1966)
  10. The Beatles — The White Album (1968)
  11. Elvis Presley — The Sun Sessions (1999)
  12. Miles Davis — Kind of Blue (1959)
  13. The Velvet Underground and Nico — The Velvet Underground (1967)
  14. The Beatles — Abbey Road (1969)
  15. The Jimi Hendrix Experience — Are You Experienced? (1967)
  16. Bob Dylan — Blood on the Tracks (1975)
  17. Nirvana — Nevermind (1991)
  18. Bruce Springsteen — Born to Run (1975)
  19. Van Morrison — Astral Weeks (1968)
  20. Michael Jackson — Thriller (1982)
  21. Chuck Berry — The Great Twenty-Eight (1982)
  22. Robert Johnson — The Complete Recordings (1990)
  23. John Lennon — Plastic Ono Band (1970)
  24. Stevie Wonder — Innervisons (1973)
  25. James Brown — Live at the Apollo (1963)

Здесь вы можете ознакомиться с полным списком.



Фото - Happy Mag 

Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band

The Beatles

Возглавил список один из первых концептуальных альбомов в истории музыки — Сержант Пеппер, и занял он это место вполне справедливо. Эпохальное творение битлов оказало огромное влияние на дальнейшее развитие рока, да и музыки в целом. Уделю нескольким композициям особое внимание. Психоделическая Lucy in the Sky with Diamonds, на написание которой Леннона вдохновил рисунок его сына и сказка Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес», может похвастаться, к примеру, партиями электрооргана (Lowrey organ). Одной из интересных деталей «тёплой» композиции When I’m Sixty-Four являются неожиданные для жанра кларнеты. Трогательная баллада She’s Leaving Home описывает взгляд двух разных поколений на одну и ту же проблему, представленную в песне. Ну и напоследок стоит упомянуть гипнотический, потусторонний шедевр A Day In The Life, сплавленный из двух недоработанных песен Леннона и Маккартни.

Pet Sounds

The Beach Boys

На втором месте снова расположился концептуальный альбом (собственно, именно он подарил Маккартни идею для создания Сержанта Пеппера). Альбом, который на первый взгляд кажется лёгким и незамысловатым, таит в себе тексты на серьёзные темы. Особенно выделяются несколько композиций. Wouldn’t It Be Nice рассказывает историю первой любви и раскрывает подростковые ожидания и фрустрацию, нарастающую из-за невозможности контролировать свою жизнь. Новаторская God Only Knows, находящаяся на грани барокко-поп музыки и экспериментальной поп-музыки, приправленная психоделическим роком, затрагивает духовную тематику. Это было серьёзным шагом для группы, ведь в то время нужно было быть очень смелым, чтобы принять решение выпустить сингл, содержащий в себе религиозные темы, даже если ничего революционного и опрометчивого в тексте нет. You Still Believe In Me рассказывает о герое, который пытается разобраться в самом себе, но при этом понимает, что он не достоин своей второй половинки из-за своего безответственного поведения.

Revolver

The Beatles

Дальше идёт битловский Revolver. Седьмой альбом группы ознаменовал начало новой эпохи в музыке. Данному творению приписывают революционный характер, и с этим трудно не согласиться. Помимо экспериментов в звукозаписи, тексты песен также были подвержены крупным изменениям. Социальная Taxman затрагивает тему высоких налогов в Великобритании. Love You To стала одним из первых представителей, зарождающегося рага-рока. Новаторская Eleanor Rigby, в звучании которой упор ставился на струнные инструменты, когда-то заставила многих слушателей изменить свой подход к музыке Битлз (многие называют данную композицию апогеем «стихотворного искусства» в творчестве битлов). Яркая и даже, можно сказать, детская Yellow Sumarine, при записи которой сами музыканты ударились в детство, навевает лёгкие и радостные мотивы. А нежная баллада Here, There and Everywhere, вдохновлённая тем самым альбомом группы The Beach Boys Pet Sounds, разбавляет этот парад новаторских песен своим мелодичным звучанием.

Highway 61 Revisited

Bob Dylan

Альбом открывается легендарным треком Like a Rolling Stone, сочетающим в себе фолк и рок. Критики охарактеризовали голос Дилана в этой композиции как «молодой, рычащий и вместе с этим циничный». Песня затрагивает тематику классового разграничения и рассказывает о падении женщины из высшего общества до самых низов социальной иерархии. В Tombstone Blues мы становимся свидетелями целого парада исторических личностей: Бетховен, Ма Рейни, Пол Ревир, Джек Потрошитель, Белль Стар, Далила и т.д. Этим приёмом Дилан хотел показать весь абсурд «устройства» современной Америки. В таинственной Ballad of a Thin Man мы узнаём о некоем мистере Джонсе, который на протяжении всей композиции попадает в необъяснимые ситуации. Критик Энди Гилл описал трек следующим образом: «…разнос незадачливого буржуа, вторгшегося в хипстерский мир уродов и чудаков, в котором теперь обитал Дилан». Также как и Револьверу альбому приписали революционный характер.

Rubber Soul

The Beatles

Резиновая/пластиковая душа или пластиковый соул (Маккартни вдохновился термином, введённым темнокожим музыкантом, посмеивающимся над тем, что белый музыкант попробовал исполнять «чёрную» музыку (а этим «белым музыкантом» был Миг Джаггер)). Если Love You To с Револьвера можно назвать одним из первых представителей рага-рока, то Norwegian Wood (This Bird Has Flown) с данного альбома можно назвать композицией, положившей начало развитию этого жанра. На альбоме присутствует нежная баллада Michelle, написанная Полом Маккартни. Отличительная особенность композиции — наличие в тексте фраз на французском языке. Другая баллада на этом альбоме, очень близкая по звучанию к Michelle, – это  Girl, написанная Ленноном. В первоначальной версии песни присутствовала партия гитары Харрисона с эффектом фузз, но в окончательный вариант она не вошла. Ещё хочу отметить In My Life, записанную в духе барокко, которая затрагивает воспоминания Леннона о своём детстве. И закончу список композицией Nowhere Man, в которой отсутствовала любовная тематика (напомню, альбом вышел в 1965 году, когда почти все песни группы был посвящены этой теме), и раскрывались философские мысли Леннона.

Итог списка 2003 года

А теперь в общем и целом. Что меня не устроило, так это, во-первых, место альбома Pink Floyd The Dark Side Of The Moon (43), думаю, нет необходимости говорить об огромнейшем значении данного альбома в истории музыки. Во-вторых, место одноимённого альбома группы The Doors (42), вклад которого переоценить просто невозможно. В-третьих, место альбома группы Эрика Клэптона Derek and the Dominos Layla and Other Assorted Love Songs (115), возможно, он не такой известный, как вышеперечисленные работы, но альбом отдаёт дань уважения блюзу, который уже был забыт поколением рока, а также является лучшей работой Клэптона. В-четвёртых, место альбома Black Sabbath Paranoid (130), который, как мне кажется, оказал наибольшее влияние на становление хэви-метал.

А теперь совсем кратко: «Несколько альбомов, которые заслуживали оказаться на более высоких позициях»:

  • Talking Heads — Talking Heads: 77 (290)
  • Дэвид Боуи — Station to Station (323)
  • Depeche Mode — Violator (342)
  • The Doors – L.A. Woman (362)
  • The Beatles — A Hard Day’s Night (388)
  • Пол Маккартни и Wings — Band on the Run (418)
  • Джордж Харрисон — All Things Must Pass (437)
  • Metallica — Master of Puppets (167)

Ещё мне показалось странным наличие в списке альбома Closer группы Joy Division, но при этом отсутствие альбома Unknown Pleasures, ставшего «лицом» пост-панка. Но всё же не будем затрагивать тему альбомов, не вошедших в список, иначе статья станет невероятно длинной (а может и бесконечной)

Список 2020 года

Теперь поговорим о статье 2020 года. Ниже приведены первые 25 альбомов списка, взятого с официального сайта Rolling Stone.

Итак, сделайте глубокий вдох. Теперь выдох.

  1. Marvin Gaye — What’s Going On (1971)
  2. The Beach Boys — Pet Sounds (1966)
  3. Joni Mitchell — Blue (1971)
  4. Stevie Wonder — Songs in the Key of Life (1976)
  5. The Beatles — Abbey Road (1969)
  6. Nirvana — Nevermind (1991)
  7. Fleetwood Mac — Rumours (1977)
  8. Prince and the Revolution — Purple Rain (1984)
  9. Bob Dylan — Blood on the Tracks (1975)
  10. Lauryn Hill — The Miseducation of Lauryn Hill (1998)
  11. The Beatles — Revolver (1966)
  12. Michael Jackson — Thriller (1982)
  13. Aretha Franklin — I Never Loved a Man the Way I Love You (1967)
  14. The Rolling Stones — Exile on Main Street (1972)
  15. Public Enemy — It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back (1988)
  16. The Clash — London Calling (1979)
  17. Kanye West — My Beautiful Dark Twisted Fantasy (2010)
  18. Bob Dylan — Highway 61 Revisited (1965)
  19. Kendrick Lamar — To Pimp a Butterfly (2015)
  20. Radiohead — Kid A (2000)
  21. Bruce Springsteen — Born to Run (1975)
  22. The Notorious B.I.G. — Ready to Die (1994)
  23. The Velvet Underground — The Velvet Underground and Nico (1967)
  24. The Beatles — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)
  25. Carole King — Tapestry (1971)

Здесь вы можете ознакомится с полным перечнем.
Это даже не переработанный список, он абсолютно новый. Главная его характеристика — большое количество альбомов XXI века. К составлению списка были привлечены такие музыканты как: Тейлор Свифт, Билли Айлиш, Бейонсе, Адам Клейтон и Эдж из U2 и т.д.

Как и в случае с прошлым списком поговорим о первой пятёрке альбомов.



Фото - New Frame 

What's Going On

Marvin Gaye

На первом месте оказался альбом Марвина Гэя What’s Going On. Самый влиятельный представитель соула, характеризующийся наличием концепта и затрагиванием важных тем, таких как война во Вьетнаме, нищета и наркомания. Главный трек альбома — What’s Going On, рассказывает о позиции главного героя (вьетнамского ветерана), желающего прекратить войну и выступающего за выведение войск из Вьетнама. Альбом получился очень гармоничным, Марвин старался сделать его более близким для жителей гетто, благодаря чему, слушая данное творение, вы можете не только слышать, но и видеть ужасы, происходящие в жизнях этих людей. Альбом, безусловно, оказал огромное влияние на музыку, а именно на развитие соула, но так как мы говорим о «величайшем альбоме всех времён» вынуждена не согласиться с выбором «экспертов» Rolling Stone. Сержант Пеппер не просто оказал огромное влияние, он изменил подход к музыке. Многие люди стали воспринимать рок как искусство, требующее к себе особого внимания (в данном случае, чтобы понять идею, нужно было прослушать треки в определённом порядке, а не по выбору, как некоторые делали это раньше). В общем, изменение лидера списка получилось неоправданным.

Pet Sounds

The Beach Boys

Одним из немногих альбомов, не изменивших свои позиции, оказался Pet Sounds. Это кажется удивительным, ведь список изменился до неузнаваемости (сами понимаете, теперь в первой двадцатке находится альбом Канье Уэста). Повторяться не буду, лишь добавлю, что без него мы бы не услышали Revolver и Sgt. Pepper.

Blue

Joni Mitchell

На третьем месте расположился альбом Джони Митчелл Blue. Альбом отразил в себе личные переживания Митчелл, связанные с расставанием, и чувства, которые испытала певица, путешествуя по «тропе хиппи». Джонни Митчелл, безусловно, талантливая исполнительница и потрясающий сонграйтер, а апогеем её профессионализма стал фолк-альбом Blue (на альбом также сильно повлиял джаз). Соглашусь с тем, что это один из величайших альбомов всех времён, но всё же он занял место Револьвера, ставшего революцией в мире музыки.

Songs in the Key of Life

Stevie Wonder

Первый двойной альбом в карьере Уандера принёс ему небывалый успех. Уандер будучи перфекционистом, проводил долгие часы в студии, работая над данным творением. Он «не ел и не спал, в то время как другие изо всех сил старались не отставать». Альбом был очень тепло принят критиками и охарактеризован как «экскурсия по широкому спектру музыкальных стилей, а также по жизни и чувствам артиста». Данная работа Уандера раскрывает темы первой любви, социальной несправедливости, веры и детских воспоминаний. Songs in the Key of Life является смесью соула, фанка, R&B и джаз-фьюжена. Он действительно оказал огромное влияние на развитие данных жанров.

В первом списке на четвертом месте стоял альбом Дилана Highway 61 Revisited, вышедший в эру Битлз, но при этом «заявивший о себе» и не оставшийся в их тени. В итоге оба альбома обрели статус культовых, но всё же Дилан одним из первых стал писать действительно серьёзные тексты на проблемы, волновавшие общество, а вклад его альбома переоценить просто невозможно. В общем, решать вам, но я бы отдала свой голос Highway 61 Revisited.

Abbey Road

The Beatles

Последняя совместная работа группы (Let It Be был записан до Abbey Road) вскоре обрела статус «самого известного альбома битлов». Несмотря на напряжение, присутствовавшее на протяжении всей записи, Abbey Road получился грандиозным и не таким разношёрстным, как White Album. Многие критики посчитали альбом простым. Для кого-то он слишком простой, а для кого-то — «свободный от претенциозности, глубоких смыслов или символизма». Так или иначе, группа собралась в последний раз, чтобы записать один из главных шедевров своей карьеры, и у битлов это получилось.

В предыдущем списке на этом месте стоял Rubber Soul, но так как название списка гласит «500 величайших альбомов всех времён», Abbey Road «в своём величии» всё-таки превосходит Rubber Soul.

Кратко о главном

А теперь постараюсь в максимально корректной форме выразить своё возмущение. Идея нового списка ясна: обновить статью, показать, что новые исполнители — двигатель прогресса. Это всё понятно, но если вы называете свой список «500 величайших альбомов всех времён», будьте любезны отдать дань уважения альбомам, без которых современная музыка не была бы такой, какая она есть сейчас. Считаю безумием тот факт, что альбом Канье Уэста, судя по списку, считается «более великим», чем Сержант Пеппер (а я напомню, что теперь этот альбом занимает 24-ое место).

На 30-ом месте расположился альбом Джими Хендрикса Are You Experienced, на 32-м альбом Бейонсе Lemonade, на 35-м альбом битлов Rubber Soul, на 40-м Ziggy Stardust Дэвида Боуи, на 50-м альбом Jay-Z The Blueprint, Station to Station Дэвида Боуи поднялся с 323-го до 52-го, альбом Pink Floyd The Dark Side of the Moon на 55-м, альбом Eric B. And Rakim Paid in Full на 61-м, My Bloody Valentine со своим альбомом Loveless на 73-м, Канье Вест с The College Dropout на 74-м, альбом The Who Who’s Next на 77-м (в первом списке я вообще не могла его найти), Элвис Пресли с The Sun Session на 78-м, Never Mind the Bollocks… группы Sex Pistols на 80-м, одноимённый альбом Бейонсе на 81-м, альбом Джона Леннона Plastic Ono Band на 85-м, одноимённый альбом The Doors на 86-м, Hunky Dory Дэвида Боуи на 88-м, альбом Дрейка Take Care на 95-м, Master of Puppets Металлики на 97-м, альбом Тейлор Свифт Red на 99-м.

Вывод

А вывод прост: ни один список не сможет удовлетворить меломанов по всему миру. Несмотря на авторитетность Rolling Stone, в этот раз они совершили нечто, неподдающееся объяснению. Можно было составить список «Лучших альбомов XXI века» или что-то вроде этого, но мешать действительно великие альбомы с современными, которые ещё не успели обрести статус «культовых» очень странно и даже глупо. Нет смысла возмущаться и негодовать по этому поводу, поэтому не советую воспринимать всё это близко к сердцу.