История создания
Альбом записывался тем составом «мэйден», который принято считать классическим: Брюс Дикинсон (вокал), Дэйв Мюррей (гитара), Адриан Смит (гитара), Стив Харрис (бас-гитара) и Нико МакБрэйн (ударные). Руководил записью известный продюсер Мартин Бёрч. Думается, стабильность состава сыграла в успехе альбома не последнюю роль: Powerslave стал первым альбомом, записи которого не предшествовали никакие изменения в группе.
Работа над пластинкой велась на Багамах, в студии Compass Point Studios. Это место было облюбовано Iron Maiden ещё со времён записи их предыдущего альбома Piece of Mind. Однако на выбор места повлияли не только приятные впечатления и воспоминания, но и значительные налоговые льготы, существовавшие на Багамах.
Каким будет новый альбом, участники группы не знали. Впрочем, для Iron Maiden это было привычной ситуацией. «Мы совершенно не представляем себе, что мы будем писать — и так перед каждым новым альбомом, — признаётся Стив Харрис, — Мы никогда не сочиняем на гастролях. Мы никогда не задаёмся каким-то направлением будущего альбома. Мы просто пишем какое-то количество материала и смотрим, что можно с этим сделать».
Отличительными чертой альбома Powerslave можно назвать его яркую образность и обращение к историческим сюжетам: от древнего Египта до Второй мировой и Холодной войн. Центральному, «египескому» сюжету группа обязана Брюсу Дикинсону. По крайней мере, такой точки зрения придерживается Адриан Смит: «У него на плёнках накопилась целая уйма идей, начиная от аранжировок риффов и заканчивая чёрт знает чем. Египетская тема была одной из них. Все, кому он рассказывал о ней, поднимали большой палец вверх». И странно, что Харрис, а не влюблённый в авиацию Дикинсон сочинил Aces High — это хэви-металлическое посвящение лётчикам Второй Мировой.
Египетская тема развивалась как на обложке пластинки, так и в сценических декорациях. На концертах Брюс Дикинсон носился как угорелый по сооружениям песочного цвета, напоминающим египеские гробницы фараонов. Причём это происходило не только во время World Slavery Tour, посвящённого альбому, но и на более поздних выступлениях Iron Maiden. Что касается обложки альбома, то она удалась на славу. Её рисовал Дерек Риггс, постоянный художник группы. Мы видим на ней вход в древнеегипетский храм, в центре которого — огромная статуя фараона с лицом старины Эдди — талисмана «мэйденов». Не обошлось и без приколов: если приглядеться, то на обложке можно обнаружить изображения Микки Мауса, Чеда (популярного героя английских граффити времён Второй Мировой), несколько забавных надписей, а на обороте — ещё и смерть с косой.
Поступив в продажу в сентябре 1984 года, Powerslave достиг второго места в английских национальных хит-парадах и 21-го — в американских. Последовавший за ним концертный тур стал самым масштабным и продолжительным в истории группы и остаётся таковым по сей день. Записи, сделанные во время этого тура, составили впечатляющий концертный альбом Live After Death (1985), но это уже, как говорится, совсем другая история…
А теперь более подробно о содержании альбома.
-
Aces High
Песня, ставшая несомненным украшением творчества группы. Ураганный боевик, в котором поётся о знаменитой Битве за Британию 1940 года — крупнейшем авиационном сражении Второй мировой. На концертах этой композиции обычно предшествует видеоролик с речью Уинстона Черчилля, в которой премьер-министр призывал биться с немцами. Уже после выхода альбома появился сингл Aces High, достигший в хит-парадах 20 места.
-
2 Minutes to Midnight
Ещё один несомненный хит, который группа играет почти на всех концертах. Апокалиптический текст повествует об угрозе ядерной войны и отсылает к знаменитому проекту журнала Bulletin of Atomic Scientists под названием «Часы судного дня». На обложке журнала время от времени публиковались часы, показывающие без нескольких минут полночь. И чем сильнее была угроза ядерной войны, тем ближе к полуночи находилась стрелка. Две минуты до полуночи оставалось в 1953 году, когда СССР и США с разницей в 9 месяцев испытали свои термоядерные бомбы. В музыкальном отношении 2 Minutes to Midnight — достаточно традиционная для хэви-метала вещь. Песня выходила на сингле ещё до появления альбома и заняла в британском хит-параде почётное 11 место. Кроме этого, песня звучит и во всеми любимой компьютерной игре GTA: Vice City.
-
Losfer Words (Big 'Orra)
Последняя инструментальная композиция в творчестве Iron Maiden на данный момент. Её сленговое название расшифровывается довольно просто: lost for words, «нет слов, нечего сказать». А Big ‘Orra это не что иное, как производное от bif horror, «большой ужас». «У нас просто не было для неё текста, — сообщает Стив Харрис. — К тому же, когда мы её слушали, нам показалось, что было бы неправильно, если бы мы положили слова на эту песню, настолько хороша была эта мелодия».
-
Flash of the Blade
Эту песню, как и две следующие, я воспринимаю как достаточно средние, проходные вещи. Тем не менее, это весьма динамичный боевик, сочинённый Дикинсоном. Сюжет и название, очевидно, были навеяны его страстью к фехтованию.
-
The Duelists
Песенка, близкая по теме к предыдущей. Вот только автором её является уже Харрис. Он почерпнул вдохновение из одноимённого фильма 1977 года, ставшего дебютной полнометражной работой известного кинорежиссёра Ридли Скотта, в основу которой, в свою очередь легла повесть Джозефа Конрада «Дуэль», повествующая о противостоянии двух французских офицеров времён Наполеоновских войн.
-
Back to the Village
Песня по мотивам английского сериала The Prisoner о секретных агентах, мировом правительстве и так далее. Песня с одноимённым названием у Iron Maiden уже была. Интересно, можно ли считать Back to the Village её продолжением?
-
Powerslave
Центральная композиция альбома, задающая тон оформлению пластинки и концертным декорациям. От не самых выразительных боевичков мы переходим к эпосу. Powerslave — это семиминутная композиция о последних днях умирающего египетского фараона. В ней есть всё: и среднетемповый триольный ритм, так называемый «галоп», любимый «мэйденами», и лирическая часть, и скоростное агрессивное соло… Очень мощная вещь!
-
Rime of the Ancient Mariner
Завершается альбом ещё более длинной композицией, тринадцатиминутным «Рассказом старого морехода», написанным по мотивам одноимённой поэмы Сэмюэла Тейлора Кольриджа — автора, творившего на рубеже XVIII-XIX веков, одного из представителей так называемой «озёрной школы». Более того, Стив Харрис, автор этого эпического полотна, включил фрагменты из поэмы в текст песни. По воспоминаниям Адриана Смита, текст был такой длинный, что когда во время записи песни Харрис вывешивал его на стену, то занимал им всё пространство от потолка до пола. Что характерно, несмотря на свою длительность, эта многотемповая композиция всё время держит в напряжении. Особенно атмосферной получилась середина песни, с неспешным гитарным перебором, таинственным шёпотом, скрипом палубы и свистом ветра. Не менее ярко выглядит и её концертное исполнение, во время которого сцена превращается в старый корабль: сгнивший остов, изодранные паруса, какие-то призраки и, разумеется, Брюс Дикинсон, который носится и скачет, как сумасшедший, по всему этому нагромождению. В общем, достойное завершение более, чем достойного альбома