Есть такое понятие в мире музыки, как «one-hit wonder»: так называют исполнителей и группы, которых знают только по одной песне. А есть ещё явление, на мой взгляд, не менее достойное какого-нибудь броского и ёмкого названия, когда данного исполнителя или данную группу вроде бы знают по многим-многим песням, но почему-то особенно отмечают из них только одну-две. Один из ярких примеров — группа Simple Minds, которая известна простому обывателю по хиту 1985 года Don’t You (Forget About Me) (чуть меньше известны She’s a River и See The Lights 1995 и 1991 года соответственно). Интересно то, что он вовсе не их авторства, а Кита Форси (Keith Forsey) и Стива Шиффа (Steve Schiff). Вдвойне интересен факт, что от песни в своё время отказались Билли Айдол (правда, позже он её-таки спел для своего Greatest Hits 2001 года) и Брайан Ферри, да и Simple Minds тоже не горели желанием её записывать — лэйбл A&M склонил их к этому, на что Simple Minds ответили тем, что не включили Don’t You (Forget About Me) в свой на тот момент новый альбом Once Upon A Time. Понять их можно: по сравнению с тем репертуаром, который они успели накопить ещё с конца 70-х годов, вроде бы прославивший их на весь мир хит звучит очень и очень попсово.

Каков был путь Simple Minds до их всемирного признания в 1985 году с выходом сингла Don’t You (Forget About Me)? Давайте исследуем его, взяв в качестве выборки 10 песен, вышедших с 1979 по 1984 год.

  1. Pleasantly Disturbed

     

    Музыка на первом альбоме Simple Minds, который получил название Life in a Day, у меня почему-то сильно ассоциируется с американскими молодёжными фильмами 80-х годов типа «Грязных танцев». В этой эстетике есть своя прелесть, но, как мне кажется, первый блин у группы-таки вышел комом: если бы она продолжала в том же духе, то о ней бы никто не вспомнил уже года через два-три, поскольку она бы потерялась среди массы других, игравших подобную музыку. На мой взгляд, единственная причина, по которой дебютник Simple Minds 1979 года достоин упоминания и хотя бы одного прослушивания, — песня Pleasantly Disturbed, выделяющаяся из всего альбома своим психоделичным звучанием, вклад в которое внесло сочетание шаманских медленных ударных, приблюзованной гитары и трагичной скрипки. Кстати, можете попробовать под сие произведение почитать мангу «Кайне» — гарантирую, что пропрёт не по-детски, да и вообще на неё можно снять аниме, где Pleasantly Disturbed была бы заглавной музыкальной темой.

  2. Changeling

     

    Вовсе не хочу сказать, что второй альбом Simple Minds Real to Real Cacophony оправдывает своё название, но слушать его, на мой взгляд, очень тяжело: он весь какой-то угловатый, нескладный. Однако в нём есть один большой плюс: группа резко сменила направление в сторону «новой волны», причём уже тогда могла похвастаться не только самим фактом примыкания к новомодному музыкальному течению, но и своим собственным его видением. Примером этому может служить песня Changeling, которой выпала честь быть выпущенной синглом с Real to Real Cacophony. Большим хитом она, увы, не стала, хотя она была достойна этого по всем меркам. Почему я так считаю? А вот спорим, что если кто-нибудь на радио поставит её, а за ней песню Take Me Out группы Franz Ferdinand, то человек без глубоких меломанских познаний не почувствует того, что их разделяет временной промежуток длиной более чем в двадцать лет?

  3. I Travel

     

    Предыдущую песню я очень хорошо представляю себе в качестве музыкального сопровождения к очередному рекламному ролику каких-нибудь духов с сюжетом из серии «покрасова(лась/лся) перед камерами и с придыханием произн(есла/ёс) название вожделенной марки духов». Песня I travel, открывающая альбом Empires and Dance 1980 года, из другой области: такими надо оформлять звуковые дорожки к футуристическим фильмам, не меньше. Вообще я могла бы в данной статье привести хоть весь Empires and Dance, но разумнее будет продолжить путешествие по дискографии ранних Simple Minds, ибо самое интересное ещё впереди.

  4. Theme for Great Cities

     

    Sons and Fascination и Sister Feelings Call неподготовленному или просто не любящему «новую волну» человеку могут показаться нудными. Под эти альбомы, которые в какой-то момент стали считать в дискографии Simple Minds за один, особо не потанцуешь, в отличие от Empires and Dance, но в них чувствуется больше разнообразия в плане звучания. Я бы сравнила их с тропами, прокладываемыми не имеющими при себе компаса людьми в лесу, в котором они заблудились… Кстати, про тропинки: Simple Minds не гнушались записей инструментальных композиций, коей является, например, Theme for Great Cities из Sister Feelings Call.

  5. 70 Cities as Love Brings the Fall

     

    В модной индустрии высоко ценится умение подать себя. Для музыки это тоже верно: 70 Cities as Love Brings the Fall из альбома Sons and Fascination построена на ломаном ритме вместе с гудением, похожим на коровье мычание, однако общее впечатление она оставляет, в отличие от всего Real to Real Cacophony, более чем просто положительное.

  6. Seeing out the Angel

     

    Ещё одна песня из периода Sons and Fascination/Sister Feelings Call 1981 года. Вообще я очень долго думала, какие композиции из него… да что там, какие песни в принципе включить в свою статью, но под Pleasantly Disturbed, Seeing out the Angel и Up on the Catwalk я сразу забила места. Без зазрения совести озвучу причину: это мои самые любимые песни Simple Minds из их раннего периода.

  7. Someone Somewhere (In Summertime)

     

    К слову сказать, моё знакомство с Simple Minds началось именно с песни Someone Somewhere (In Summertime) 1982 года. Это произошло на зарубежном форуме поклонников группы Oasis (впрочем, было в моей интернетно-меломанской жизни и не такое) в теме о музыке 80-х. Там же я узнала и о The Psychedelic Furs, но об этом в другой раз… А мы тем временем приблизились к первому хитовому альбому Simple Minds, получившему название New Gold Dream (81/82/83/84). Кстати, гитарный рифф в проигрыше вам ничего не напоминает? Нет? А помните хит диджея Дэвида Гетты The World is Mine 2004 года? Так вот музычка на припеве взята из проигрыша в Someone Somewhere (In Summertime) – узнала об этом факте я случайно, когда искала информацию для статьи. Самой додуматься мне оказалось невдомёк, так что я долгое время пребывала в шоке.

  8. King is White and in the Crowd

     

    В альбоме New Gold Dream (81/82/83/84) вроде бы есть всё, что в творчестве Simple Minds было раньше, но теперь звучит это всё намного ближе к тому, что можно спокойно включить в список песен для проигрывания на радиостанциях типа Best FM без боязни нарваться на претензии вроде «Что это за муть была в эфире?», что было бы весьма закономерно после той же 70 Cities as Love Brings the Fall. Правда, обычно такие «уступки» плачевно сказываются на творчестве команды, решившей писать музыку попроще, но здесь не тот случай: Simple Minds только выиграли (хотя песню Promised You a Miracle я всё равно не люблю), и доказательством этому может служить песня King is White and in the Crowd.

  9. Up on the Catwalk

     

    Simple Minds нередко причисляют к так называемому стадионному року – это знают многие меломаны. А вот то, что к нему группу привёл альбом Sparkle in the Rain 1984 года, наверное, мало кто помнит. И зря: альбом резко отличается от предыдущих работ коллектива, причём в первую очередь – бронебойными ударными, которым словно наконец-то разрешили вырваться на свободу, освободив их от оков стандартов «новой волны». Особенно ярко это выделяется на песне Up on the Catwalk, открывающей Sparkle in the Rain, – по мне, восхитительном музыкальном произведении, которое лучше один раз услышать, чем сто раз о нём прочитать. Для продления эстетического удовольствия можно посмотреть сделанный под стать ему видеоклип, после просмотра которого вы вполне сможете догадаться, почему один оператор, на долю которого в 1984 году выпало испытание снять на видеоплёнку один из концертов Simple Minds, называл лидера группы Джима Керра не иначе, как «прыгучим дервишем» (говорится об этом в описании вот этого видео).

  10. Waterfront

     

    Ещё один образец сногсшибательности из Sparkle in the Rain. В отличие от предыдущей песни, эта пользуется гораздо большей популярностью (уж не из-за басовой партии, подозрительно напоминающей таковую из One of These Days Pink Floyd?), но их обе объединяет то, что они для группы стали пророческими. Simple Minds не просто удалось взойти на основной подиум музыкального мира, но и остаться там, перейдя ту границу, за которой нельзя кануть в Лету, пусть в качестве страховки его величество случай оставил только один несчастный поп-хит.