Музыкальный мир настолько всеобъемлющ, что я вряд ли смогу в полной мере охватить все главные тенденции минувшего года. Так, например, я совершенно далёк от «кухни» музыкальной индустрии, поэтому вряд ли способен поделиться чем-то интересным из этой сферы. То же самое можно сказать и о концертах. В этом году я был всего на четырёх, и выбирать из них лучший было бы довольно странно. Поэтому ограничусь тем, что неизменно находилось в радиусе обзора. Альбомы и песни.
Среди великого множества новых релизов очень многие достойны упоминания. Можно было бы составить и топ-20, и топ-30, да сколько угодно. Поэтому я решил максимально сузить этот список, оставив лишь те альбомы, которые вряд ли можно встретить в наводнивших интернет хит-парадах разных мажорных музыкальных изданий (альбом Коэна не в счёт). Не будет тут ни уже вошедшего в историю альбома Blackstar от Дэвида Боуи, ни двойного тяжёлого монстра от Metallica, ни свежей пластинки Korn, ни многих других хороших и даже выдающихся творений. Только то, что в наибольшей степени удалось пропустить через призму личного восприятия.
С отечественными релизами ситуация немного иная. После прошлогоднего безрыбья мы неожиданно получили массу интересных материалов, пусть даже на фоне мирового музыкального рынка они лишь ручеёк в море. До многих релизов, признаюсь, руки так и не дошли: не слушал ни Машину Времени, ни Крематорий, ни Телевизор, наверняка ещё что-то пропустил. Но и из того, что оставило во мне свой след, я смог выбрать несколько, на мой взгляд, наиболее удачных новинок.
Собственно, этот релиз Стивена Уилсона – даже не полноценный лонгплей, а мини-альбом, правда, длится он 36 с лишним минут, что не сильно уступает продолжительности многих классических релизов. К тому же, пластинка радует и своим разнообразием: все 6 композиций друг на друга ничуть не похожи. My Book of Regrets выдержана в духе старых-добрых традиций прог-рока и щедро сдобрена гитарными соло и сменами ритма, Happiness III добавляет динамичности, Vermillioncore компенсирует нехватку жёстких металлических риффов, меланхоличные инструменталы Year of the Plague и Sunday Rain Sets In придают альбому атмосферность, а Don’t Hate Me служит ярким драматичным финалом. Эта песня уже появлялась на альбоме Stupid Dream в славную эпоху Porcupine Tree, но теперь она перезаписана с участием израильской певицы Нинетт Тайеб. Получилось впечатляюще. То же самое можно сказать и о релизе в целом.
4 ½ (2016)
- My Book of Regrets
- Year of the Plague
- Happiness III
- Sunday Rain Sets In
- Vermillioncore
- Don’t Hate Me
Сиверт Хёйм в своей родной Норвегии известен в первую очередь как вокалист рок-группы Madrugada, приказавшей долго жить в 2007 году. Тем не менее, на его счету уже 5 сольных альбомов, которые в России известны очень мало. В том числе и последний, Lioness, попавшийся мне совершенно случайно. И так совпало время и место, что этот релиз стал для меня в минувшем году одним из главных, хотя даже в Норвегии был воспринят неоднозначно.
Музыка Lioness идеальна для передвижений по безлюдному городу с наступлением сумерек… Есть в ней что-то таинственное, мрачно-романтическое, этакая никкейвовщина. В музыкальном отношении пластинка подкупает архитектурой звука: достаточно простые основные партии инструментов прекрасно дополняются симфоническими подкладками, придающими музыке объём и воздушность. Мой безоговорочный фаворит на альбоме – трек The Boss Bossa Nova. Этот музыкальный стиль обычно ассоциируется с чем-то лёгким, танцевальным, светлым, но не сейчас: эта песня идеальный пример того, как, ускоряя ритм, постепенно добавляя бас и партию ударных, можно удивительным образом передать ощущение тревоги, страха, преследования. Нуар в чистом виде.
Lioness (2016)
- Sleepwalking Man
- Fool to Your Crown
- Lioness
- It Belongs To Me
- My Thieving Heart
- V - O - I - D
- The Boss Bossa Nova
- Oh, Spider!
- The Riviera of Hades
- Silences
Джефф Бек в этом году всех удивил. Вместо того, чтобы записать ещё один великолепный альбом в традиционной блюз-роковой манере, он выдал поистине громкую пластинку. Громкую в том числе и как заявление, поскольку Loud Hailer (англ. – «мегафон») обращён прежде всего к проблемам современности. Джеффу Беку и его музыкантам (в первую очередь – обладательнице запоминающегося хрипловатого вокала Роузи Боунс) удалось соединить модное альтернативное звучание с традиционной блюзовой канвой. Получился саунд, который вряд ли кто-то ожидал услышать от Бека, и именно это стало мощным козырем в руках музыканта.
Loud Hailer (2016)
- The Revolution Will Be Televised
- Live in the Dark
- Pull It
- Thugs Club
- Scared for the Children
- Right Now
- Shame
- Edna
- The Ballad of the Jersey Wives
- O.I.L.
- Shrine
Группа Thank You Scientist стала в этом году моим личным открытием. Их альбом Stranger Heads Prevail, второй в дискографии коллектива, привлекает даже не изощрённостью аранжировок и сложностью партий, а, скорее, той лёгкостью и непосредственностью, которой пронизана пластинка. Здесь нет той твердолобой серьёзности, которая присуща многим «прогрессивным» группам. Напротив, поначалу я даже был готов расплеваться и выключить всё к чёртовой матери, потому что начало альбома показалось мне слишком танцевально-легковесным. Но по ходу действия мне открывались всё новые и новые грани музыки Thank You Scientist, и в конце концов я был полностью очарован диким коктейлем джаза, прога, тяжёлого рока и танцевальной музыки. Особенно впечатлили композиции Mr Invisible и Rube Goldberg Variations, которую я мысленно обозвал «вариациями на цыганские темы». Так ещё один рок-коллектив попал под моё пристальное внимание. И это прекрасно.
Stranger Heads Prevail (2016)
- Prologue: A Faint Applause...
- The Somnambulist
- Caverns
- Mr. Invisible
- A Wolf in Cheap Clothing
- Blue Automatic
- Need More Input
- Rube Goldberg Variations
- Psychopomp
- The Amateur Arsonist's Handbook
- ...Epilogue: And the Clever Depart
Прощальный альбом канадского маэстро стал единственным исключением из того правила, которого я пытался придерживаться: не касаться тех альбомов, о которых и так напишут все. You Want It Darker оккупировал все хит-парады и топы, и неспроста. Этот альбом стал очень личным и сокровенным высказыванием Коэна о том, что было и что ждёт впереди, о Боге, о себе и о своём месте в мире, в котором ему осталось пребывать совсем недолго… Напряжённо-лаконичное музыкальное оформление вполне соответствует тематике песен. Слушать рекомендую ночью, при полной темноте. Побочный эффект: мысли о смерти и экзистенциальный кризис.
You Want It Darker (2016)
- You Want It Darker
- Treaty
- On the Level
- Leaving the Table
- If I Didn't Have Your Love
- Traveling Light
- It Seemed the Better Way
- Steer Your Way
- String Reprise / Treaty
Этот альбом стал едва ли не самым долгожданным отечественным релизом. Спустя несколько лет записи, выпуска и героического преодоления трудностей вторая часть альбома «Для тех, кто видит сны» наконец-то нашла своих слушателей. Релиз получился очень разноплановым: от эпической лирики композиций Вдаль по синей воде и 78-й до стилизации под Егора Летова в песне Чёрная Земля. Кто-то скажет, что из-за подобной пестроты пропадает цельность пластинки, но в то же самое время столь разные песни позволяют куда лучше оценить творческий потенциал и диапазон Сергея Калугина и компании.
Для Тех, Кто Видит Сны Vol.2 (2016)
- Flores de Muertos
- Вдаль, по синей воде
- Звёздной тропой
- Чёрная земля
- Эпитафия II
- Русский экстрим
- 78-й
- Окна
- Рыцари неба
- Для тех, кто видит сны
- REX
Группа Аукцыон в мире отечественного рока стоит особняком, а её музыка выделяется на фоне как философских полуакустических баллад, так и жёстких металлических риффов. Нет у нас другого Аукцыона и не будет. Альбом На Солнце лишь подтверждает эту мысль. Ураган звуков необычайной плотности, околоджазовое безумие духовых и ударных, помноженное на необычные стихи Дмитрия Озерского, строчки из которых намертво врезаются в память… Всё это даёт понять, что перед нами, возможно, лучший отечественный рок-релиз 2016 года.
Пластинка Александра «Бранимира» Паршикова Жить на глубине, как и другие его работы, полна беспросветного мрака и отчаяния. Основная тема его песен – пугающие бытовые зарисовки жизни окраин, провинциальных городов и деревень, раскрывающиеся перед слушателями тёмные стороны человеческой души… Всё это обычно остаётся незамеченным на фоне бурных интернет-споров записных либералов и профессиональных патриотов о том, как нам обустроить Россию, и проникает в наше сознание разве что в форме криминальных новостей… А Бранимир об этом поёт. Он не обвиняет, не выносит приговор, не даёт рецепт борьбы с этим экзистенциальным ужасом. Возможно, какие-то ответы мы услышим в его новой пластинке, которая станет финальной частью трилогии «Песни утопающих» и будет называться «Спасение». А пока что – слушаем Жить на глубине и не забываем, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Жить На Глубине (2016)
- Позабывшие отца
- Сука
- Агнец
- Отцвели глаза твои
- Дочки-матери
- Мангал
- Был
- Печка
- Бабка (Никакого Джа)
- Завет Вийона
- Можжевельник
Признаюсь честно: всю сознательную жизнь считал Мельницу, прежде всего, группой для девочек, эльфов и жертв исторической реконструкции. Альбомы Алхимия и Химера стали первыми, которые я прослушал целиком. И сделал это не зря. Химера развивает то, что было начато в Алхимии, и даже в чём-то сближается с ней по структуре. Я же выделил бы в первую очередь плотный электрический саунд, далёкий от тех полуакустических напевов, с которыми мы привыкли ассоциировать эту группу. При этом мелодичность и изящные тексты никуда не делись. Как итог – очень годный релиз с массой потенциальных хитов. Для себя я выделил такие вещи, как Обряд, Список кораблей и Любовь во время зимы (в названии видна перекличка с творчеством одного нашего мэтра, который поучаствовал в записи пластинки, спев с Хелависой дуэтом в песне Чёрный дрозд).
Химера (2016)
- Бес джиги
- Голубая трава
- Изольда
- Чёрный дрозд
- Волчья луна
- Кицунэ
- Любовь во время зимы
- Обряд
- Колесо
- Витраж
- Список кораблей
Под занавес года отличным, на мой взгляд, альбомом разродилась группа Калинов Мост. Современное рок-звучание с обилием электронных вставок сочетается здесь с традиционными ревякинскими фолк-песнопениями, причём сперва эти два начала словно бы противостоят друг другу (как будто Дмитрий до конца не решил, какую музыку он собирается играть), а затем они образуют органичное сочетание. Вершина альбома – апокалиптическая одноимённая композиция, выдержанная в духе вязкого тяжёлого блюза. Тексты Ревякина всё так же образны и символичны и по-прежнему идеально сочетаются с музыкальной канвой альбома.
Сезон Овец (2016)
- Правда проста
- Аки птица
- На Урал
- Рокот рока
- Ангел Златые власы
- Ветка огненной омелы
- Сезон овец
- Оплот
- Всадники
- Стезя
- Бестия
- Одари
Песни
В выборе тех десяти песен, которые запали в душу в 2016 году сильнее прочих, я по-прежнему ориентировался не на многочисленные рейтинги и хит-парады, а исключительно на собственный опыт, свои ощущения и переживания. Поэтому будут здесь и Боуи, и Metallica, и кое-что менее раскрученное. А вот Twenty-one Pilots здесь точно не будет. Никогда. Ни за что. Совсем. Список песен, кстати, никак не ранжирован, и слушать его можно в любом порядке.
-
David Bowie – Lazarus
Одна моя знакомая описала эту песню так: Боуи снял клип о том, как он умер, все сказали «Вау!», а потом он действительно умер. Примерно так всё и было. Сильнейшая песня, потрясающий по эмоциональному накалу клип и обескураживающий финал всей этой истории.
-
Metallica – Moth Into Flame
Выходом альбома Hardwired… To Self-Destruct банда «всадников Апокалипсиса» реабилитировалась перед своими поклонниками за долгие годы творческого поиска (назовём это так). Собственно, в альбоме было два главных хита – Atlas, Rise! и Moth Into Flame. После долгих раздумий я выбрал песню про мотылька в пламени, хотя оба хита действительно хороши.
-
Jeff Beck – Live in the Dark
Глубокий бас, «моторный» гитарный ритм, запоминающийся хрипловатый вокал Рози Боунс, — вот три составляющих успеха этого хита. Live in the Dark, пожалуй, самая запоминающаяся вещь с альбома Джеффа Бека Loud Hailer, и она, как ни одна другая, воплотила в себе резкую смену стиля, предпринятую музыкантом. Обращение к альтернативному року с сохранением старой-доброй блюзовой мелодики принесло свои плоды.
-
Leonard Cohen – You Want It Darker
Заглавный трек финального альбома Леонарда Коэна – мысли человека в конце его пути о себе, о Боге, о своём месте в мире. «If you are the dealer, I’m out of the game / If you are the healer, it means I’m broken and lame», — поёт маэстро. Как я уже писал в рецензии, 82 года это тот возраст, когда уход в мир иной представляется, наверное, уже не трагедией, а закономерным и ожидаемым финалом достойной жизни и карьеры. Песня You Want It Darker, как и одноимённый альбом, — яркая точка в конце долгого пути.
-
The Pretty Reckless – Devil’s Back
О том, что в списке должна быть хотя бы одна песня с этого альбома, я задумывался с самого начала. Но в последний момент место набившей оскомину Take Me Down (спасибо тебе, радио Maximum) занял этот длинный и отчаянный блюз.
-
Radiohead – Burn the Witch
То ли ветер воет за окном, то ли волки поджидают добычу, то ли Том Йорк своими протяжными песнопениями открывает новую страничку в истории группы Radiohead. Экспериментов не стало меньше, зато музыки, пожалуй, поприбавилось, что доказывает первая же песня с альбома A Moon Shaped Pool.
-
Pain – A Wannabe
Новый альбом Pain подарил целую россыпь очень неплохих рок-боевиков, однако среди них я выделю A Wannabe. Эта песня стала идеальным сочетанием жёстких металлических риффов и симфонических вставок. Особенно удался великолепный финальный проигрыш.
-
Thank You Scientist – Mr Invisible
Песня с альбома, ставшего для меня одним из главных открытий в этом году. Лёгкие, почти танцевальные поп-ритмы сочетаются в ней с ураганными джазовыми пассажами, а в какой-то момент и вовсе целиком уступают им место. И всё это не кажется сочетанием несочетаемого, а напротив, звучит очень естественно и органично.
-
Steven Wilson – My Book of Regrets
Хотите услышать классный современно звучащий прог-рок – послушайте Стивена Уилсона. Композиция My Book of Regrets вобрала в себя лучшие черты жанра: высокие требования к качеству звука, сложная композиционная структура и, конечно же, высочайший технический уровень музыкантов.