Репортаж | Les Discrets в Москве | Лес | 22.01.2017
Выступление французской группы Les Discrets 22 января в клубе Лес — событие, которому не суждено завоевать первые полосы отечественной рок-прессы, и это, с одной стороны, объяснимо, с другой — крайне печально. И вот почему.
Смотрим фотоотчет ⇒
Это объяснимо, так как, предваряя отчет, следует сказать хотя бы пару слов о группе: я не питаю никаких иллюзий о ее популярности. Les Discrets никогда не собирала стадионов, ее поклонники никогда не будут толпами штурмовать туровые автобусы команды. Это совершенно другой формат, совершенно иная культура; музыка, не рассчитанная на широкую аудиторию, ротацию в теле- и радиоэфире. Само направление shoegaze/post-rock предполагает некоторую интимность восприятия, а Les Discrets стремятся сделать свою музыку максимально романтичной, в каком-то роде экзистенциальной, настраивающей на сложную и по-настоящему глубокую рефлексию.
И, безусловно, «трудности перевода». Аксиома: чтобы завоевать популярность вне своей страны, стоит писать лирику на английском языке. В тяжелой музыке исключения вроде Rammstein единичны. Les Discrets абсолютно искренни в своем творчестве: лирика написана на родном для музыкантов французском языке и поэтому максимально точно отражает эмоции и мысли ее создателей. И не было ничего удивительного в том, что кто-то в зале спросил: «А как, собственно говоря, правильно название группы произносить?» «Л’эс д’искрэтс», — не замедлил с ответом еще один зритель. К счастью, почти сразу прозвучал и правильный ответ: Ле Дискр’э.
Все эти факторы делают события, подобные московскому концерту, знаковыми для фанатов и поклонников направления, но крайне малозаметными для сколь либо широкой общественности. И неудивительно, что Les Discrets выступали в Лесу — уютном и достаточно олдскульном клубе-баре, рассчитанном скорее на перфомансы начинающих рок-групп, нежели на концерты европейских лидеров направления. При этом мне не в чем упрекнуть организаторов или администрацию клуба: сам формат музыки Les Discrets делает естественным выступление в таком месте: небольшой зал, слабый и резкий свет, достаточно тихий звук, полное отсутствие неуместного пафоса и китча. Здесь было приятно находиться, здесь было приятно слушать шикарную музыку.
Сет Les Discrets предварило выступление российской группы с интригующим названием Da. Впрочем, интриг хватало и без чудес нейминга: информации о разогреве не было никакой (ходили слухи, что разогрев будет, и все), а само выступление вызвало у публики, скажем так, неоднозначную реакцию. На странице встречи В контакте разгорелся спор о том, годнотой или не годнотой оказались Da, ну, и в зале в ходе недлинного сета царило скорее замешательство. Если мы называем Les Discrets достаточно неформатной музыкой, то ребята из Da уже балансировали на грани с китчем. Трансовый, синтезаторный darkwave, утяжеленный гитарами, необычная, отчасти напоминающая джазовую, техника вокалистки, смутно различимые тексты, возвращающие нас в самый что ни на есть 2007-й год… Выступление Da, я уверен, было бы куда как уместнее на другом концерте: в качестве предварения Les Discrets это смотрелось, как мне показалось, не совсем органично, хотя и оригинально.
После отечественного dark-wave французский пост-рок зазвучал по-настоящему мощно и сочно. Ни музыканты, ни звуковики не погнались за громкостью, в результате чего в любой точке небольшого клуба все инструменты слышались отчетливо и создавали объемное, сложное музыкальное полотно. Единственная серьезная проблема — иногда пропадавший звук вокалиста, в результате чего некоторые композиции прозвучали как минимум непривычно.
Удивило и порадовало сочетание драйва и меланхолии, которым отличалось выступление группы. Музыканты погружались в создание звукового полотна, то замирая у инструментов, то приходя в дозволяемое саундом неистовство. Смотрелось и звучало это органично, естественно, очень искренне. Чувствовалось, что ребята получают удовольствие от того, что делают, и верят своей музыке.
На концерте прозвучали треки как с дебютных работ коллектива, так и песни с готовящегося к выходу нового полноформатного диска Les Discrets. Лидер коллектива, Fursy Teyssier, охарактеризовал один из новых треков (под названием Fleur des Murailles) как песню «очень романтичную и очень французскую», прибавив, что она не похожа на то, что коллектив делал прежде. На самом деле, композиция сочетала в себе и фирменную романтику Les Discrets, и готические интенции, делающие саунд воистину мрачным и торжественным.
Еще одним сюрпризом стало исполнение песни Gas In Veins — красивейшего инструментального трека, записанного французской группой Amesoeurs, которая до распада успела выпустить только один полноформатный альбом и собрала восторженную прессу. Этот кавер — не просто дань уважения творчеству Amesoeurs: полноценным участником группы был лидер Les Discrets, Fursy Teyssier, отвечавший за партии баса и гитары.
Завершился концерт одной из самых любимых (и для музыкантов, и для публики, как сказал фронтмэн) композиций — роскошной Song for the mountains. Окончили музыканты выступление в полной темноте, присев на сцене, что лишний раз усилило ламповую, необычайно домашнюю атмосферу концерта. Последним — и очень трогательным — действом было вручение группе подарка: один из поклонников группы передал фронтмэну свою картину. Любопытно, что так состоялся некий обмен презентами: Fursy Teyssier, не только яркий музыкант, но и профессиональный иллюстратор, украсил гримерку клуба Лес небольшим рисунком-эскизом обложки первого альбома группы.
Выступление Les Discrets в Москве — событие, которому не суждено завоевать первые полосы отечественной рок-прессы, и это — крайне печально. И вот почему. Нашу столицу посетила уникальная в своем роде команда, создающая по-настоящему оригинальную и качественную музыку: безумно жалко, что этот концерт оказался откровением лишь для нескольких сотен людей, проведших воскресный вечер в «Лесу». Остается лишь надеяться, что в следующий приезд в Россию Les Discrets получит большую аудиторию, а их музыка станет известнее и популярней.
Смотрим фотоотчет ⇒
-
Сет-лист:
Intro
L’Échappée
Les feuilles de l’olivier
Le Reproche
Virée Nocturne
La traversée
Chanson d’automne
Fleur des Murailles
Les Jours d’or
Rue Octavio Mey
Le Mouvement perpétuel
Au creux de l’hiver
La nuit muette
Gas In Veins (Amesoeurs cover)
Song for Mountains