Репортаж | Public Talk с Игорем Верещагиным в Москве | Московский Мультимедиа Арт Музей | 19.03.2017


Фото: Пресс-служба МАММ

19 марта в Мультимедиа Арт Музее Москва состоялась пресс-конференция культового российского фотографа Игоря Верещагина. Встреча прошла в формате Public Talk в рамках выставки Given&Stolen (Подаренное и Украденное) Х московской международной биеннале Мода и стиль в фотографии 2017. Сама выставка проходит в эти дни в Московском музее современного искусства на Тверском бульваре, и продлится она до 16 апреля, так что есть возможность не пропустить. А успеть на нее стоит. Как раз об этой выставке, о фотографии в целом и об отдельных фотоработах рассказал на встрече Игорь Верещагин.


Гостями вечера стали музыкант Гарик Сукачев, актер Михаил Ефремов, немного позднее присоединился актер и режиссер Михаил Горевой. Все эти прекрасные люди — близкие друзья Игоря, а также частые мишени его фотоохоты. Модератором события выступила директор Мультимедиа Арт Музея Москва прекрасная Ольга Свиблова. Встреча прошла в очень дружелюбной обстановке: все желающие смогли задать интересующие их вопросы и не только получить ответы, но также увидеть ряд работ мастера с комментариями и даже лично с ним сфотографироваться. Ольга Свиблова блестяще провела беседу, направляя спикеров в нужное русло и разделив встречу на условные три части: вступительную, ретроспективу фоторабот мастера и диалог со зрителем.Но давайте по порядку.

Игорь Верещагин родился в Братске, учился в Томске и получил профессию инженера электронного оборудования. В середине шестидесятых увлекся западным радио, где звучали The Beatles, The Rolling Stones, Beach Boys, то есть рок-музыка с юности была в жизни фотографа. Игорь приехал в Москву, когда ему было 42 года, и единственным человеком, которого он знал в столице был земляк по Братску Артур Пилявин, лидер группы Квартал, у которого был широкий диапазон знакомых. И через него Игорь познакомился со всеми музыкантами, включая Гарика Сукачева. Гарик и его «Маленькая бейба» поразили Верещагина и стали одним из побудительных моментов переезда в Москву в начале 90-х. Гарик же впервые позвал и в кино. Так что, как говорит Игорь, начать можно в любом возрасте.

В этом году Игорь Верещагин отмечает юбилей своей фотодеятельности — официальные 60 лет со дня первой фотографии. Такая точность связана с тем, что в архивах отца Игоря есть пленка, подписанная следующим образом: «Я и Маша. Снимал Игорь. 12 июня 1957 года». Так что летом можно смело поздравить юбиляра.

Есть такой вид фотографии, в котором каждый из вас - абсолютно гениальный фотограф. Это семейные фотографии. Из семейных фотографий можно сделать произведение искусства. Фотография становится фотографией, когда ее напечатают. Нужно обязательно печатать эти фотографии, и чтоб они висели у вас дома на стене, и когда вы просыпаетесь - вы бы видели своих близких.

Гость вечера Михаил Ефремов поблагодарил Верещагина за художественность и рассказал, как лет 5 назад они вместе сидели в Лондоне, пили пиво, и Верещагин сказал : «Вот подумай, у них здесь университет открыли, а на нас татары только через 200 лет напали.» Всем на заметку от Ефремова.

Гарик Сукачев назвал Игоря Верещагина частью своей жизни: «Игорь снимает не только меня, но и мою семью, рождение моей младшей дочери, моего сына. Он сказал — фотографируйте своих близких — вот он как раз мою семью фотографирует».

Михаил Горевой назвал его «главным фотограф русского рок-н-ролла», а еще большим специалистом по русскому театру, а также летописцем театра самого Горевого. Друзья рассказали о том, что прозвище «Дед» Верещагин получил «не потому, что он старый, а из уважения».

После вступительных речей и взаимных похвал прошла стилизованная ретроспектива фоторабот Игоря Верещагина на большом экране с комментариями автора и подсказками друзей. Мы увидели как фотографии знаменитых музыкантов (фото с последнего этажа Интуриста на съемках клипа группы Квартал, фото Гарика Сукачева и Бригады С, фото Сергея Воронова с двумя воронами по бокам, фотографии Игги Попа, первого концерта Земфиры, группы Сплин, закулисья Би-2 в компании Ильи Лагутенко, фото Бориса Гребенщикова в роли метрдотеля, сэлфи Андрея Макаревича с Машиной Времени), так и уличные фотографии с различных концов света. От Калифорнии до Ватикана, от Лондона до Индии — ни один уголок не остался без внимания камер Игоря Верещагина. А сколько лиц: от людей, увиденных на улицах, имена которых мы вряд ли узнаем, до всеми известных представителей различных сфер жизни — Энни Лейбовиц, Андрей Кончаловский, любимый внук, дочь в детстве, соседи по Братску, случайные прохожие в Нью-Йорке; фотографии со съемок кинокартин, метро и парки, концерты и пресс-конференции. Михаил Горевой даже назвал Верещагина концертным «фотописцем», предположив, что тот не пропускает ни одного концерта своих друзей.

Что касается диалога с пришедшими на встречу, он был не особо активен, но продуктивен. В основном, конечно, вопросы касались творчества Верещагина и отношения друзей к этому творчеству. Один из первых вопросов был адресован Гарику Сукачеву и касался обидного для фотографов разрешения многих концертных организаторов фотографировать только первые несколько песен. Игорь Иванович резонно заметил, что на любом концерте на первом плане стоит публика, а фотографы в фотопите обычно мешают зрителям наслаждаться концертом. Что интересно, фотограф Игорь Верещагин полностью подхватил мысль ответчика.

Фотограф также поделился с нами некоторыми мыслями и увлечениями. Любимой из четырех камер Верещагин назвал фотоаппарат Leica Monochrom, который сразу снимает в любимом черно-белом формате. Мы говорили также о предпочтениях Игоря в музыке. Так сложилось, что Верещагин фотографирует только тех музыкантов, которые ему импонируют. А это представители рок-культуры, джаза, симфонические оркестры. Как сказал Игорь — Леонтьев тоже выкладывается на концертах и тоже является большим артистом, но ему просто не интересна такая музыка, а соответственно, не интересно снимать.

Концерты не могут стать рутиной - это поэтическое преувеличение. Это в Москве невозможно: каждый день есть концерты, фестивали, и часто они совпадают - есть где разогнаться. И это не надоедает. Я снимаю только любимых музыкантов. Я никогда не снимаю то, что мне не нравится, поэтому это никогда не станет обузой.

Фотохудожник также посетовал на то, что только недавно появились камеры с бесшумным затвором, которые дают возможность спокойно работать в театрах и на симфонических концертах, так как звук затвора фотоаппарата — это самое ужасное, что может разрушить магию представления на сцене.

Любимым музыкальным фоторгафом Игорь назвал Джима Маршалла, который в своей книге Trust (Доверие) говорит о полном доверии с теми, кого снимаешь. Только в таком случает не возникает никаких проблем или непредвиденных казусов. Всегда есть много смешных и нелепых моментов, но все это остается в личных архивах и закрыто от общего внимания. Одним из своих любимых фотографов Верещагин также назвал Йозефа Судека. Этот человек потерял руку на Первой мировой войне и умудрился не только справляться со своей огромной камерой, да еще и снимать великолепные пейзажи.

Гарик Сукачев крайне порадовал своим отношением к современным фотографам. Он сказал, что сейчас просматривает очень много работ, которые присылают со всех концов нашей страны, и что видно огромное количество талантливой молодежи. Многие даже снимают на столь любимую Игорем черно-белую пленку, что не может не радовать.

Особое свойство черно-белой фотографии в том, что уходит сиюминутность - ты не можешь ее датировать, сказать, что это снято вчера, и много несущественной информации отсекается.

Мы пообщались с Игорем и на тему исполнения желаний. Наш вопрос заключался в том, кого фотограф мечтает запечатлеть из ныне живущих звезд, котрых еще не поймал в объектив своего фотоаппарата и кого очень хотел, но не успел сфотографировать. По словам фотографа, список огромный. Что касается мечты — то это успеть снять известного американского джазового тромбониста 82-летнего Кертиса Фулера (Curtis Fuller), единственного, кто еще остался жив из первых музыкантов Джона Колтрейна (John William Coltrane). Этот музыкант принимал участие в записи альбома легенды американского джаза Колтрейна Blue Train. Это была первая пластинка, которая появилась у Игоря в апреле 1961 года. Уже два года Верещагин ездит в Нью-Йорк, пытаясь застать музыканта, и летом планирует очередную поездку. Встречу с этим человеком фотограф называет своим самым большим желанием. Ну, нам осталось только пожелать его скорейшего исполнения. Что касается несбывшегося — это фотовстреча с «человеком, который записал 90% джаза» — инновационным инженером звукозаписи Руди ван Гелдером (Rudy Van Gelder), которого не стало в августе прошлого года.




Комментарии