Репортаж | Black Sabbath в Москве | СК Олимпийский | 12.07.2016



12 июля в Москве в Олимпийском выступила культовая группа Black Sabbath в рамках своего прощального турне. Создатели жанра хэви-метал приняли решение больше не выступать вместе и в последний раз отправились в мировой тур. После вчерашнего концерта группа отправляется в Северную и Южную Америку. Это означает, что, вполне вероятно, вчерашний концерт был последним выступлением Black Sabbath не только в России, но и в Европе. Все фанаты Black Sabbath с горечью вспоминают несостоявшийся концерт 2012-го года, когда выступление было отменено в связи с обнаружением у гитариста коллектива Тони Айомми угрожающего жизни заболевания. Еще более болезненно для фанатов вспоминать концерт 2014-го года, когда на предпоследней песне Children Of The Grave в спорткомплексе Олимпийский отключился звук, и группа ушла, так и не сыграв свой хит Paranoid. Так что этот концерт все ждали с нескрываемым волнением, к тому же он заявлен как последний возможный концерт в России. Многие тысячи россиян со всех концов страны приехали в Москву на такое знаменательное событие, и к семи часам вечера начали заполнять Олимпийский. Приятным открытием стал тот факт, что разогревать великих Black Sabbath будет достойная для этого группа с мировым именем – Rival Sons. Оззи Осборн лично выступил за то, чтобы эта группа открывала каждый их концерт, она ему очень нравится. Rival Sons играет музыку, наполненную магией, действующей на животном уровне, проникающей в каждую клеточку. Так что выбор Оззи вполне понятен и вызывает уважение и благодарность, ведь частенько наша публика была свидетелями не самых удачных разогревов. Услышать невероятно вкусный хард-рок разлива 70-х было для всего зала большой радостью. Можно утверждать, что ничего нового Rival Sons не играют – это будет правдой. Но никто сегодня так не играет, как это делают они, потому что все слишком зациклены на экспериментах и боятся показаться “плохими художниками”. Как же утомляет это желание современных музыкантов быть элитой! В погоне за нон-конформизмом, эти милые мальчики и девочки начисто забыли, зачем и почему они когда-то взяли в руки гитары. А Rival Sons все нипочём – они играют рок-н-ролл. И как они его играют – попробуй, повтори! Вся аудитория подпевала хором и хлопала в ладоши, без каких либо просьб со сцены, полная эклектика, воплощение рок-н-ролла. Можно долго расхваливать Rival Sons, но они заслужили этого, как никто. Но наступило время выйти на сцену великим Black Sabbath. Под полыхающие видеоэкраны на сцену вышли Гизер Батлер, Тони Айомми и Томми Клайфетос. Оззи не вышел, он выбежал на сцену. Поприветствовав толпу в надлежащей принцам тьмы манере, группа открыла свое выступление с песни, с которой когда-то все и началось – Black Sabbath. Нагоняя жути, Оззи спрашивал: «Что стоит передо мной? Фигура в черном, указывающая на меня!». Сразу стало ясно, что этот тур музыканты восприняли серьезно. Обычно Оззи свойственно плавать, фальшивить и невнятно что-то бормотать себе под нос. Не в этот раз, так хорошо и качественно он давно не пел. Если вспоминать пресловутый концерт 2014-го года, то с неудовольствием вспоминается ещё и то, что товарищ Осборн безбожно лажал практически везде и не спел хорошо ни одну песню от начала до конца. Все было списано на аргумент «Ну, это же Оззи, спасибо, что живой». И теперь услышать, что он поет как десять лет назад, было усладой для ушей тысяч поклонников. Всегда приятно, когда ожидания плохого не оправдываются. Вообще, Осборн был в прекрасной форме. Принято считать, что за годы музыкальной карьеры он довел себя до состояния дряхлого старика и уже счастье, что он хотя бы в состоянии произнести фразу «Добрый вечер». А еще у него очень большие нелады с женой, судя по всему, уже бывшей. Однако Оззи был бодр и свеж, прыгая у микрофона, обливая первые ряды водой и разбрасывая по сцене ведра. Не мог не обратить на себя внимания и сет-лист, который состоял из песен первых четырех альбомов, за исключением Dirty Woman, хита с седьмого альбома Technical Ecstasy. Но её исполнили в конце, а перед ней были такие долгожданные песни как Iron Man, Faries Wears Boots, Behind The Wall Of Sleep, Into The Void, War Pigs и других. Звук группы Black Sabbath со времен записи этих песен разительно изменился. Он стал невероятно объемным и даже обволакивающим, так сказать. Запись даже порой уступала по ощущениям от услышанного в Олимпийском. Живой концертный звук Black Sabbath - это явление намного более впечатляющее, чем запись хотя бы последнего творения под названием The End. Хотя то, что в него входят концертные исполнения 4-х песен из 8-ми, это очень здорово. Но запись не передаст картинки зала полного людей и точечных огоньков то там, то здесь. И не передаст музыкального величия, которое окутывает с ног до головы во время исполнения Snowblind. Каждое исполнение этой песни заставляет почувствовать себя песчинкой на пляже. А слушать её вживую несравнимо, пожалуй, ни с чем. Обсуждать мастерство Айомми и Батлера нет никакого смысла, потому что тут и так все понятно. Вот Томми Клайфетос поразил своим умением выбивать из установки всю дурь во время соло на ударных. Этого парня наверняка музыкальные критики и журналы поставят в один ряд с такими мэтрами как Джон Бонэм и Кит Мун. Только вот жалко было осознавать отсутствие Билла Уорда. Технически это никак не сказалось на концерте, но без него не было завершенности в этом концерте. Хотя гротескное название тура переводится как КОНЕЦ, он не ощущается. Конечно, Black Sabbath прошли путь, о котором современным музыкантам можно исключительно мечтать. Первые четыре альбома дали рост сорока новым жанрам рок-музыки. Помимо всего, эта группа сочиняла просто изумительные песни. Столько пережив и сделав, рано или поздно пора собираться на покой отдохнуть. Но конца все равно не видно, в него не верится и не хочется верить. Разум отказывается воспринимать прощальный тур с сессионым ударником, это не укладывается в голове. Томми Клайфетос просто невероятный ударник, но он не сочинял и не переживал песен Black Sabbath. У него-то как раз карьера началась. Да и вряд ли Оззи закончит выступать или Айомми прекратит сочинять песни. Он выглядел очень хорошо, видно, что болезнь им побеждена. Так зачем вы объявили конец? Поиграйте нам ваши крутые песни еще! С другой стороны, все должно рано или поздно заканчиваться, хочешь – не хочешь. И было бы очень обидно, если бы после всего сказанного и того, что пережила группа, она сделала бы еще десяточек турне, подтвердив собственную несерьезность. Что с группой будет дальше – неизвестно, и этого не предугадать. А вот предугадать финал концерта можно было легко. Сыграв очень успешно на этот раз песню Children Of The Grave, музыканты оставили сцену на минуту, чтобы потом выйти и сыграть Paranoid. Вот теперь статус-кво был восстановлен. Раскланивалась группа под огромную надпись THE END позади себя. Фото: Семен Ященко

Музторг

Комментарии