Фотоотчет | Theodor Bastard в Москве | ЦДХ | 28.10.2016


28 октября в концертном зале ЦДХ нам был явлен необычный, по словам самих музыкантов, концерт питерской группы Theodor Bastard.


В соцсетях группа анонсировала начало концерта ровно в 20:00 и просила не опаздывать, однако ребята задержались, традиционно для всех концертов, на 30 минут. Но публика, пришедшая этим вечером в здание ЦДХ не унывала: благо, было чем занять себя во время ожидания, а именно проникнуться красотами выставленных в залах художественных полотен, чем многие и увлеклись, включая меня.

Начала солистка группы Яна Вева концерт с приветствия и извинения за задержку, призналась, что группа очень переживала из-за того, что не выполнила обещание начать вовремя. Но публика собралась бывалая, так что, вроде, никто на ребят и не обиделся. Ну, и ближайшие два часа слегка отвернули нас от грубой действительности: тонкий пронизывающий вокал Яны, неземная музыка; сочетание виолончели с гавайской гитарой, ханга с цимбалами, бубна с варганом создало тот своеобразный, присущий именно этой группе, волшебный мир.

О «необычности» концерта упомянул и сам основатель группы и ее тезка Федор Сволочь: «Для нас этот концерт необычный. Странно сидеть и играть нашу музыку без электроники. Главное, все песни, кот мы сыграем сегодня, мы сделаем без электронного сопровождения, без туза в рукаве. Посмотрим как получится, нам самим интересно». А получилось очень даже занятно, качественно и по-домашнему, сидя на стульях, босиком, расслабленно и непринужденно. Один из посетивших концерт сказал после окончания о том, что Федору тяжело было усидеть на месте с непривычки: он даже вскочил в определенный момент, не выдержал. Яна была более свободна в своих действиях; вставала и прохаживалась туда-сюда, выкладывала подаренные цветы магическим кругом, в который садилась сама.

Ближе к завершению выступления, Федор подытожил: «Мы сильно мучились, чтобы сделать песни в акустике. Я в свое время любил ходить на большие стадионные концерты, Депешей, Rammstein. У нас, конечно, не в таком объеме, но тоже большие. А в последнее время мы стали делать маленькие, джазовые, импровизационные концерты в клубах. Когда есть бэкграунд. В больших концертах все продумано до мелочей: куда артист должен стать, по какой траектории пойти, какие действия совершить и т.п. Мы хотели попробовать так, камерно. То, что вы пришли поддержать нас, очень важно, был страх, признаюсь».

На фоне видеоряда, переходящего от народных мотивов вышивки, орнамента и фольклорных узоров в абстрактные вязкие изображения и обратно, группа Theodor Bastard творила свою музыку. «Мы всегда старались проследить наследие русской народной песни, но мы никогда не стремились имитировать. Своим языком мы пытаемся воссоздать впечатления от русской деревни», — вот истина музыки коллектива.

А песен было много, и были они разные: экзотическая Пустота, космический Сон, нежные Лилии, Ловля злых зверей, композиция Vetvi сразила наповал, а Нити не оставили шанса негативу в этот вечер.

Вот как выразился Федор о многообразии работ группы: «Есть песни-лабиринты, есть песни-дома, песни-горы, песни-реки. Вот песни-горы: по ним мы никак не можем взобраться; на каждом концерте их играешь и кажется, что не достигнешь вершины, каждый раз думаешь — можно и лучше. А вот песня Иду — это река, каждый раз течет по-новому».

Да, песен-рек, гор, лабиринтов было достаточно, с полным погружением в культуры и языки разных стран, волшебством инструментов и энергетикой солистки, которая, кстати, не выдержала «сидячей» формы концерта: то и дело вставала и с удовольствием общалась с залом. Яна призналась, что раньше на выступлениях не замечала конкретных людей в зале, это была живая энергетическая масса, с которой постоянно происходил обмен энергией. А теперь, частично благодаря таким камерным концертам, частично, по ее словам, «с возрастом», солистка начала замечать отдельных людей, понимая, что они есть, что они разные. Это был настоящий «вечер откровений» участников группы. Федор рассказал, что очень осторожно относится к каверам (после исполнения каверов на песни Now’s The Only Time I Know группы Fever Ray и Love’s Secret Domain Coil): «Каверы такая вещь… Нам предлагали принять участие в трибьюте Гражданской Обороны, но мы отказались. Сложно интерпретировать песни. Интерпретация сложна, когда ты не отстранен, когда близко относишься к материалу. Каверы у нас всегда странные выходят».

У Яны были свои откровения, она вообще была очень таинственна и загадочна, тема смерти и ритуала прямо сквозила во всех ее речах и действиях. Песню Under The Rain солистка назвала «позитивной», о человеке, который скоро умрет, но живет своей жизнью и не знает о том, что умрет, а после того, как ей подарили цветы, заявила: «Знаете, я увлекаюсь японской культурой. Вот мне подарили астры… Астрами белыми в Японии украшали гробы, мертвецов. Я стараюсь слезть с этой темы, но никак. Мне нравится, что все меняется, все живут и умирают». Из зала был ответ — будем жить! Федор не отставал в мистической тематике: «Эту песню [Ухожу как по волнам] хочу посвятить всем ушедшим от нас, они где-то рядом. Папа говорил — «сынок, жизнь человека, как жизнь комара». Я раньше не задумывался над этим. Зашел недавно на сайт свой, давно не заходил, просмотрел и вся жизнь пролетела перед глазами. Чувствую, близко период нашего полураспада, но мы пока с вами еще». Фраза про полураспад, хочется надеяться, была сказана метафорично, ибо верить в полу-, а тем более распад коллектива не очень хотелось бы. Немного смутное впечатление от сказанного быстро загладило еще одно откровение вечера — мы услышали пронзительную исповедь виолончелиста Ильи, которого товарищи оставили наедине с публикой. В конце исповеди коллеги вернулись и мягко вступили в музыку, поддержав ее своими инструментами и заставив течь уже в русло Кукушки.

После песни Очи (Ты Забудешь Обо Мне), где солировал основатель группы и которая, скажем честно, очень круто вышла, музыканты удаляются со сцены и, конечно, их не хотят отпускать, призывают не уходить и спеть еще парочку. Со словами «Так было задумано, да» Федор и сотоварищи вернулись и исполнили еще несколько вещей, затем он представил музыкантов и, не выдержав, ребята спели еще одну песню Буду жить, чтобы «закончить позитивно».

Также артисты проанонсировали следующий концерт, последний в этом году в Москве, 22 декабря в клубе 16 Тонн. Ну что ж, посмотрим, что на этот раз приготовят ребята.




Музторг

Комментарии