Рецензия на фильм | Почти знаменит (2000)


8/10 

Вышедший в 2000 году фильм Кэмерона Кроу «Почти знаменит» интересен по сей день. Главные события кинокартины происходят в 1973 году, а эта цифра что на рубеже веков, что сегодня вызывает у поклонников рока ностальгическую улыбку. Остальную часть фильма составляют тонкости музыкального бизнеса, музыкальной журналистики и вечные темы – дружба, любовь, семейные узы, бунтарство и традиции.

Режиссера кинокартины отличает редкое детальное знание материала, поэтому менеджер группы в автобусе читает Рэя Брэдбери, одному из героев попадается под руку журнал с Дэвидом Боуи в образе Зигги Стардаста на обложке, а девушки шикуют в хипповом стиле. Кроу в юности сам ездил в турне с любимыми рок-командами и сумел передать знакомый ему дух вольной жизни на чемоданах, испорченной усталостью и раздражительностью, ведь ты всюду проездом, не дома, тебя окружают малознакомые люди.



Юного рок-журналиста Уильяма Миллера после первых публикаций в журнале Creem замечают в знаменитом издании Rolling Stone, на обложке которого мечтает появиться каждая рок-звезда. Представившийся по телефону выпускником журфака 15-летний вундеркинд отправляется в тур с рок-группой Still Water, музыкантами, которых Уильям встретил, когда те приезжали с концертом в его родной Сан-Диего. Но юноша не учел, что общаться с рок-звездами та еще работенка, что написать крутой материал в срок – это адский труд, что у него мало и профессионального, и жизненного опыта, а его сердце может разбить любовь к своенравной барышне из рок-тусовки.

В «Почти знаменит» снялась добрая дюжина стоящих внимания актеров, еще не раз проявивших талант в последующих киноработах. Первая звездная роль будущей голливудской дивы Кейт Хадсон (Пенни Лейн), сыгравший юного романтика Патрик Фьюджит (Уильям Миллер), известная зрителям по фильмам «Колдовство» и «Американская история Х» Файруза Балк (Сэфайр), яркая актриса, рожденная играть бунтарок, ведьм и вампирш. Фрэнсис Макдорманд (миссис Элейн Миллер) до боли верно воплотила на экране образ переживающей за не в меру самостоятельных детей матери. Героиня Макдорманд старается дать детям лучшее и пытается понять, почему ее методы воспитания не работают. Органично вписавшийся в образ заносчивой, но ранимой творческой натуры Билли Крадап, играющий гитариста Still Water Расселла.

Но системообразующим, в некотором смысле главным персонажем, не стесняющимся выкладывать правду во всей ее неприглядности, искренним до беспощадности, стал редактор рок-журнала Creem Лестер Бэнгc (роль исполнил Филип Сеймур Хоффман). Редактор говорит молодому рок-журналисту, бьющемуся над текстом в ночь перед дедлайном, горькие откровенные слова: «Я всегда дома. Я не крутой». Лестер Бэнгc — харизматичный и привлекательный персонаж.

Этот человек знает о рок-журналистике все, он в курсе, что это не приносит ни денег, ни счастья, но продолжает заниматься любимым делом. Лестер Бэнгс искренне любит музыку, придя на радиоинтервью, радостно включает Search & Destroy Игги Попа и лихо отплясывает. «Музыка, настоящая музыка, не только рок-н-ролл, она вселяется в тебя, она оживает в твоей машине или в наушниках, вызывая живописные картины и разливаясь ангельскими звуками в твоем сознании», – забыв обо всем, вещает Лестер Бэнгc.



В фильме «Почти знаменит» музыка — один из центральных персонажей. Она не звучит безлико на заднем плане, меняет судьбы героев, пронизывает их повседневную жизнь. Сестра Уильяма включает Simon & Garfunkel, песню America, со словами «Эта песня объясняет, почему я хочу уехать из дома и стать стюардессой». После отъезда сестры перед Уильямом возникает новая музыкальная загадка – рок-опера The Who «Tommy», которую нужно слушать при зажженной свече, чтобы увидеть собственное будущее.

После скандала, чуть не поставившего точку в турне Still Water, все едут в автобусе угрюмые. Один из музыкантов начинает отбивать ритм песни Элтона Джона Tiny Dancer, а через минуту вся компания поет хором, каждый чувствует, что конфликт исчерпан, о неприятном можно забыть и двигаться дальше. Важно, что музыка в фильме несет отпечаток времени, в киноленте, в основном, использованы известные рок-баллады, вышедшие в 1969-1972 годах. Сразу видно, что это повествование о модных продвинутых ребятах, жадных до новой музыки, интересующихся и живущих ею.

Сами Still Water исполняют стоящий музыкальный материал. Хоть группа и вымышленная, но над песнями для них потрудились как следует, в сценах концертов чувствуется, что у коллектива есть индивидуальный почерк, а не только проигрыш на 30 секунд, которые попадут на экран. Создатели фильма сделали Still Water крутыми парнями, чтобы у зрителя не возникало вопросов, почему действие крутится вокруг них и почему даже фильм называется так же, как их турне 1973 года, «Almost Famous».

Фильм показывает, что общение с творческим людьми – это чемодан с двойным дном. Артисты тебе рады, пока ты им интересен, это во многом игра и тусовка, у кумиров есть частная жизнь, к которой они никогда не подпустят публику, поклонников. А рок-н-ролл – это сценический искусственный мир, где каждый стремится выглядеть круче, чем есть на самом деле. Но шоу должно продолжаться. Этот праздник, это чувство вдохновения и любви к музыке выше бытовых дрязг, ругани, взаимных претензий и накопившейся усталости.



Минус фильма — чересчур пристальное внимание к предыстории. Есть две версии картины – прокатная двухчасовая и расширенная, почти на три часа, со всеми продуманными и хорошо снятыми, но долгими лирическими отступлениями. В полной версии 1/6 часть киноленты – повествование на тему «из какой семьи наш герой, в каком доме он живет, что за люди его мама и сестра».

Когда у юного журналиста дело доходит до интервью с музыкантом, понимаешь, что смотришь фильм уже полчаса, но только теперь происходит завязка. Историю умного парня-изгоя, с которым не дружит никто в классе, можно было изложить намного короче.

Присутствует излишняя драматизация, которая оправдана только тем, что пятнадцатилетний Уильям переживает все гораздо острее, чем другие ребята в тусовке, которые лет на семь, десять, а то и двадцать старше. И все же странно выглядит сцена, когда почти взрослый парень плачет в коридоре гостиницы, потому что у него не получается взять интервью у вечно занятого гитариста. Есть пара моментов в кинокартине, когда можно бы и не вышибать слезу у зрителя, а режиссер ее вышибает.



Фильм стоит смотреть, чтобы ощутить вкус эпохи, создавшей ту музыку, которую мы слушаем сейчас. Увлекательный сюжет, красивые песни. Музыкальным журналистам смотреть «Почти знаменит» обязательно, в нескольких сценах вы наверняка узнаете себя и, если для вас еще не поздно, вы, возможно, одумаетесь и не станете писать о рок-музыке. Да и просто это хороший фильм о жажде реализации творческих амбиций и человеческих взаимоотношениях. Просмотр ни за что не оставит ощущения впустую потраченного времени, даже если тема киноленты не близка вам.

Когда смотришь и пересматриваешь «Почти знаменит», каждый раз ощущаешь, как из диалогов, костюмов, песен, личных драм героев вырастает особый смысл. Что музыка – это радость, искренность, общение с единомышленниками. Любимая музыка дает почувствовать, что ты дома, в комфортном уютном месте, хотя от дома ты в этот момент можешь быть очень далеко. Если вы хоть раз стояли со счастливой улыбкой на лице в толпе на концертах Slayer или Aerosmith, вам это чувство знакомо.

Комментарии