Пару лет назад, после затяжных депрессий и практически полного забвения, экс-лидер Ноля совершил впечатляющий камбэк: записал отличный альбом «Без Дураков» — свою лучшую сольную работу и снова обрел блестящую концертную форму, собирая полные залы и получая исключительно восторженные отзывы в прессе. Добавим к этому альбом ремейков «Ноль +30», посвященный 30-летию коллектива, несколько синглов, включая весьма неоднозначный дуэт с Татьяной Булановой, сотрудничество с известным художником Васей Ложкиным, первые в жизни американские гастроли. Вишенкой на торте должен был стать реюнион «Ноля» — на осень 2017 года уже заявлены были концерты и началась работа над первым за 20 лет альбомом. Но тут случилось страшное – религиозную организацию «Свидетели Иеговы», к которой относится Федор, признали в России вне закона.
И в одночасье все рухнуло. Чистяков, находящийся как раз на тех самых американских гастролях, объявляет об эмиграции. Отменяются все заявленные в России концерты, а артисту, которому почти стукнуло 50, пришлось начинать все с нуля (простите этот невольный каламбур). Но поймавший небывалый творческий кураж Федор не думал сбавлять обороты. Он завел билингвальный сайт, стал активно концертировать по американским городам, раздавать довольно резкие для себя прежнего интервью и заявил, что готовит сольный альбом, в котором все-то и скажет. «Я написал несколько довольно прямых текстов. И музыка к ним без особых премудростей — прямая и энергичная. Думаю, альбом получится достаточно насыщенным и слушателю будет непросто заскучать» — еще в ноябре заявлял самый, пожалуй, неожиданный наш эмигрант.
Прогноз сбылся. Пластинка действительно получилась насыщенной и энергичной с прямыми и беспощадными текстами. И хотя реюниона великой группы так и не случилось, именно «Нежелательная песня» — самая близкая по духу и звучанию к Нолю» запись Чистякова. Залихватская, колючая, бьющая наотмашь карикатура на существующий порядок вещей без конкретной критики и призывов. Просто «жесть, как она есть», позволю процитировать здесь группу Кровосток.
Достаточно взглянуть на обложку с озверевшим красным медведем, разрывающим в клочья демократические ценности и ознакомиться со списком песен, чтоб уловить основной посыл. Убрать свидетелей Нежелательная песня, Искусство лизать, Пропаганда, Дурдом — такое можно было ожидать от прежнего настоящего индейца, но никак не от политкорректного и глубоко верующего музыканта.
Заметно, что Федор долго и упорно работал над альбомом, продумывая и правя каждую строчку, благодаря чему тексты вышли смачными, сочными, без пошлой агитационной окраски. А многие фразы так и тянет растащить на цитаты. «Запустим в мирный космос ракету «сатана», тогда всем гуманоидам вообще придет хана» (Убрать свидетелей), Сэры, пэры и мадонны, и все прочие масоны, (Нежелательная песня), «Искал тут один перец правду, нашел себе вечный покой» ( Дурдом) – Федор режет правду-матку, рисуя безрадостную картину мира, где балом правят монстры и уроды. Центральная среди них фигура – «красный медведь, обожравшийся героина» Этакий комиксный супер-злодей, беспредельщик, прущий напролом и плюющий на законы и чье-либо мнение. Среди других удачных образов — «мироточащий телевизор» (Пропаганда), «парни в масках-фантомасках» (Искусство лизать) и выбивающийся из всего этого антигеройского ряда «маленький гвоздик» — маленький, но не гнущийся, как бы его не ломала и загоняла глубже в древесину судьба в виде молотка. Это, безусловно, сам Чистяков, прошедший в свое время почти через все круги ада, но стойко принимающий и новый вызов.
Альбом Нежелательная Песня записан Федором практически в одиночку, за исключением цыганской гитары Ивана Жука в заглавном треке. В остальном и в основном использовался «звуковой контент «Sonycreativemediasoftware», который был сделан классными музыкантами». То есть была проделана серьезная саунд-продюссерская работа, этакий звуковой пазл, коллаж. Что давно не новость: Чистяков использовал похожий прием и ранее на альбоме «Правило игры». Но тогда он по собственным словам он «наломал дров», да и к тому же были помощники в лице группы «Кафе». Здесь же обошлось без группы, единственный живой инструмент — это баян (куда ж без него), который, что символично, абсолютно новый. Прежний, верой и правдой отслуживший 30 лет, сломался в первые же месяцы вынужденной эмиграции.
Результат вышел очень достойный. Федор Чистяков в очередной раз перезагрузил карьеру и сделал это эффектно и убедительно. Остается только надеяться услышать эти песни на концертах, но когда это произойдет, одному Богу известно.