В свое время гуру отечественной рок-журналистики Артемий Троицкий назвал Franz Ferdinand «не только лучшей новой группой Британии XXI века, но и вообще самой сильной в мире рок-бандой со времен Нирваны». Основания для подобных дифирамбов со стороны прожженного циника Троицкого были: шотландский квартет смог сконцентрировать все лучшее и залихватское, что было в так называемой «рок-революции» начала нулевых, и выдать один из лучших дебютных альбомов нашего века. Под двенадцать цепких, громких гимнов молодости, дурости, пьянства жизни хотелось прыгать, плясать и веселиться, чего с рок-музыкой не происходило очень давно.
Пресловутый синдром второго альбома, остроумно названного «You Could Have It So Much Better», группа прошла с честью. Он получился не феноменальным, как дебют, но во многом продолжил идеи предшественника и содержал несколько отличных треков. А вот с третьего диска «Tonight» шотландцы стали позиции сдавать – попытки разнообразить звук аналоговыми синтезаторами и даже терменвоксом качественно сказались на материале. FF захотели добавить интеллектуальности в свои прямые, драйвовые и честные песни, но зазвучали попсово.
Тенденция продолжилась – в последующих релизах эстрады и диско становилось все больше, а рока меньше. Но это привело к весьма удачной коллаборации с легендарными поп-умниками The Sparks, названной FSS. Эту футуристическую и изящную работу стоит занести в актив как одних, так и других.
Фото - Popklub →
После всех этих подвигов в 2016 группу покинул гитарист Ник Маккарти (второй после вокалиста Алекса Капраноса по значимости участник FF), чтобы играть в бэнде своей жены Manuela. На смену ему пришли клавишник Джулиан Корри и гитарист Дино Бардот. Так что из квартета бойкие шотландцы превратились в квинтет и засели за запись пятого альбома.
Эти перемены, а также синглы Always Ascending и Fell The Love наводили мысли поклонников на определенный лад – возвращаться к корням коллектив не будет, а продолжит нововолновое-синтезаторное начало, положенное диском «Tonight».
Альбом «Always Ascending» (Всегда поднимаясь) эти опасения или же чаяния (кому что) подтвердил. Синтезаторов стало в разы больше — не зря же в группу взяли не просто клавишника, а вполне себе успешного электронщика Джулиана Корри, который делал ремиксы для многих инди-звезд, включая CHYRCHES, Belle & Sebastian и Lindstrom. .
Звуковая палитра коллектива стала богаче, что вместе с фирменным пружинистым стилем, который за все эти годы никуда не делся, дает вполне приемлемый результат. Это как LCD Soundsystem скрестить с The Strokes времен первого альбома.
Хитов уровня Take me out, Michael, Do you wanna или даже No you girls нет. Но характерные задорные песен, под которые хочется качать головой и трясти пятой точкой, на альбоме имеются. Это и заглавный трек, Paper Gages (один из лучших треков альбома), Lazy boy и Feel the love go. Все они построены примерно по одному образцу: нововолновое интро плюс вокал Капранос, а затем вступает бодрая узнаваемая гитарка — и все сразу становится на свои места.
И все же явный перекос в сторону синтезаторов немного обескураживает. По сути, «Always Ascending» — это продолжение альбома «Tonight». Разве что годных песен немного меньше.
Все произошедшее и происходящее с одной их главных команд нулевых – классическая история про группу, которая сразу вознеслась к звездам. Удержаться в этой точке оказалось очень сложно, и, попробовав немного сменить курс, корабль шотландцев хоть и остается в открытом космосе, но скорее нарезает круги по орбите, чем поднимается ввысь.