«Hasswut — это гнев и ярость против несправедливых и нелогичных вещей, и мы не можем выступать за это во всем белом с ангельскими крыльями», — рассказывает о концепции группы клавишник Zufo. При таких заявлениях надеешься на новые идеи и другие взгляды на старые подходы. Hasswut — единственный в Испании NDH-коллектив, поэтому за развитием бэнда становится вдвойне увлекательно следить.

В конце 2013 года музыканты под псевдонимами Daniel NQ, Javix и Zufo (реальные имена не раскрываются) объединились, чтобы играть Neue Deutsche Härte (Новая Немецкая Тяжесть). Этот жанр появился в середине 1990 года после выхода альбома «Herzeleid» группы Rammstein. NDH — сплав из EBM и индастриала, с глубоким чистым вокалом, текстами на немецком языке, с использованием электрогитар, бас-гитары, драм-машины и синтезатора. Жанр включает в себя крупные и талантливые группы: Megaherz, Eisbrecher, Unheilig, Oomph!, Stahlmann.

В 2014 году Hasswut выпустили альбом «Wir sind…«, заявив о себе и своем таланте. Альбом получился сыроватым, был начинен всевозможными экспериментами в духе жанра и вышел как сборник примечательных его черт. Это те же приемы, которыми пользовались многие группы еще в девяностых годах.

Тем временем, Daniel NQ и Javix давно играют в группе Mind Driller (Industrial Metal), а Zufo упорно работает на испанский лейбл Mutant-e Records. Так что музыкальный опыт у группы богатый.

В 2017 году выпущен альбом «Falsch!«. Эксперименты продолжаются, Hasswut выходят за рамки, электроники стало больше. Чистый NDH заменен на сэмплы, заимствованные из индастриала и Techno Body Music. В вокале Daniel NQ присутствуют приемы Тилля Линдеманна, но без раскатистого «р», а в композициях — следы влияния Megaherz. Hasswut приблизили творчество к танцевальным жанрам, прибавили высокочастотных сэмплов и исключили медленные ритмы.

Первая песня на диске — Falsch! — сразу обрушивает на слушателя всю мощь группы, четкие расстановки ударных, гротеск напополам с нигилизмом. В этой композиции Hasswut драматично показывают ярость и гнев, о которых говорил Zufo в начале. «Надейся только на себя, дружок, все в мире — фальш, да и ты тоже». Присутствуют небольшие затишья, чтобы глотнуть воздуха и нырнуть дальше. В диск включена и русская версия трека с приглашенным вокалистом, и текст в ней звучит чисто и органично.

Дальше по списку Dunkler Tanz, и это — настоящая танцевальная пушка с ломаными ритмами. Песня тоже содержит паузы только ради того, чтобы выстрелить снова, и по атмосфере — «темна». Вокал делает ее только глубже и жестче. Гитары уходят на второй план и сливаются в едином потоке с другими сэмплами.

Freund — более тягучая вещь. Композиция питается энергией слушателя и продолжает только «темную» составляющую, но не являет чудес звучания.

На Altes Kind начинается замешательство и впечатление проседает. Нужна другая энергия и впечатления, но вместо этого Hasswut идут той же дорогой. К тому же, добавлен посредственный женский бэк-вокал. Его присоединяют ради смягчения или достижения другого драматического эффекта, но у вокалистки голос уходит «в нос», становится протяжным и жалобным. Среди изобилия низких частот хочется чистого и высокого бэка, так что непонятно, почему такой элемент не включен в песню.

Ситуацию исправляет Weisse Liebe. Снова смешиваются ломаные ритмы и энергия, единый поток электроники и мощь гитар. Композиция о том, как, растворяясь и саморазрушаясь, человек любит. И она претендует на звание «пушки», как и Dunkler Tanz.

После такого хочется откинуться и вдохнуть, но слушателя ждет Feuer. Тут та же ошибка, что и с Freund — нет ничего сильного или мягкого, а темп снова высокий. Слушателя раскачивает на тех же качелях, которые побывали в десятке интерпретаций.

В следующих песнях, Wichtig и Besessenheit, группа вспоминает о фирменных гитарах, но плодов это не приносит. Ритм и остальные части у этого трека остаются на том же уровне. «Рокировка» ничем не помогла, это не стратегически верная комбинация ходов, а повторение того же хода.

На Raus, как обещает название, слушатель выйдет с некоторым багажом впечатлений и мыслей, с выводами и катарсисом, но не получается. Напоследок обрушивается тот же ритмический и инструментальный поток. Успех Falsch!, Dunkler Tanz и Wiesse Liebe не повторяется. Те же отрывистые фразы в вокале, «сирены» и расстановка.

Музыкальный альбом — это цельная композиция с запланированным воздействием, которое работает на драматургию. Но «Falsch!» не сбалансирован, потому что слишком однороден. В первых двух «историях» мы получаем мощный заряд энергии, причем, эти композиции не одинаковы по восприятию (драматичная и «танцевальная»). Остальные треки — тоже интенсивные, но градус никак не завышается и не сбавляется. Только «колом» посреди альбома торчит Weisse Liebe. Никаких передышек и моментов для осмысления.

Исчезает драматичность из первой песни, слушателя не кидает туда и обратно по-приятному, от желания рвать на себе рубашку до застывания с рефлексией. Так воспринимается, например, раммштайновская Ein Lied в альбоме «Rosenrot», там после эмоционального раскачивания получается катарсис — то, ради чего нужно искусство.

В «Falsch!» катарсиса нет, это ровный поток с небольшими завышениями градуса эмоционального состояния. Альбом слепили из разрозненных композиций, он — не единый сплав. А над составлением правильной структуры как раз профессиональные музыканты и должны работать.

Хотя присутствует один посыл — «молодость, ненависть, дерзость». Только вот одно упустили Hasswut: эти отдельные вещи многогранны и переживаются по-разному, по-разному же их можно показать. Вроде бы опытные музыканты, а так странно «просели» со вторым альбомом. На первом — «Wir sind…» — нашлось место для проникновенной песни Zukunft. Будем надеяться, что познание группой музыкального и лирического разнообразия средств не закончится, и следующий альбом даст новые взгляды на старые приемы.