«Однажды в… Голливуде» — экскурсия в жестокий мир фабрики грёз


10/10 

Спустя четыре года Квентин Тарантино выпускает свой новый фильм-путеводитель по киноиндустрии Америки: «Однажды в… Голливуде». Подробнее — в нашей рецензии.

Квентин Тарантино когда-то пообещал, что снимет десять картин, после чего во избежание пошлости и самоповтора уйдет на покой. «Однажды в… Голливуде» — его девятый, предпоследний фильм, который повествует о событиях, произошедших в Голливуде в 1969 году.

Бывшая звезда телешоу Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его лучший друг и по совместительству дублер-каскадер Клифф Бут (Брэд Питт) начинают ощущать перемены в киноиндустрии. Старый Голливуд с его Кодексом Хейса, уходит в прошлое, а такие как Рик теперь играют разве что колоритных злодеев.  Спасти карьеру он может, но для этого надо ехать в Италию «к макаронникам» и играть в спагетти-вестернах. В противном случае его ждет забвение.



Рик упрям и старомоден: он всею душой ненавидит хиппи, не приемлет новых методов актерской игры и тем более не понимает, как это — снимать вестерны в Италии. Перемены в своей карьере Далтон переживает тяжело: выпивает, матерится направо и налево и даже не стесняется плакать при своем товарище Клиффе.

Клифф Бут, в свою очередь, — полная противоположность Рику. Он физически силен, уверен в себе и смел. Клифф — олицетворение рабочего класса Америки. Он прост и неприхотлив: водит старенький автомобиль, живет в трейлере со своим очаровательным псом и даже не боится сказать самому Брюсу Ли что тот — фальшивка. В любой, казалось бы, безвыходной ситуации он будет сохранять спокойствие и рассудительность.



И где-то рядом, скорее, в виде антуража, есть Роман Полански и Шерон Тейт, чья трагическая судьба знакома, пожалуй, большинству американцев. Российскому же зрителю, перед просмотром стоит ознакомиться или освежить в памяти жуткую историю «cемьи» Чарльза Мэнсона и хронологию событий в особняке 10050 Сьело Драйв. Иначе саспенс, который нагнетает режиссер, будет просто не понятен.

Тарантиновский саспенс, надо сказать, здесь местами не уступает работам Хичкока. Например, когда Мэнсон подъезжает к особняку «на разведку» — зрителя охватывает реальный ужас. Момент с визитом героя Брэда Питта на ранчо Спэн (базы, на которой проживала «семья» Мэнсона) вызывает одновременно чувство страха и омерзения, которое режиссер достигает вниманием деталям. Каждая малейшая деталь сделана не просто для достоверности, а для создания нужного впечатления.



В «Однажды в… Голливуде» старая консервативная Америка противопоставляется новой, либеральной, в которую Рик и Клифф никак не вписываются. Ненависть к хиппи — явное выражение истинных чувств режиссера через его героев. Он открыто презирает культуру и мировоззрение хиппи. Тарантиновские хиппи — это кучка неряшливых бездельников, питающихся из мусорного ведра. Они неопрятны не только внешне, но и внутренне: от них так и сквозит злобой и враждебностью, а в критический момент некоторые из них вовсе трусят, и малодушничают. Вышеупомянутое внимание к деталям описывает не только окружающую обстановку, но и характер героев: будь то жир на сковородке каскадера Бута или волосы под мышками хиппарки c незамысловатой кликухой «Pussy».

Шерон Тэйт у Тарантино — наивная дурочка, а Брюс Ли — самовлюбленный идиот. Но подобное изображение ушедших кинозвезд не смотрится как издевательство, а скорее, как дружеское подтрунивание. В этом плане режиссер выдерживает грань.

Если вы ждете от нового фильма Тарантино закрученного сюжета, то разочарую: сюжета здесь почти нет. «Однажды в… Голливуде» — это попурри из фильмов, на которых рос Квентин. Вообще, складывается ощущение, что такое кино он хотел сделать давно, но по непонятным причинам не снимал его почти тридцать лет.

В плане эрудиции и кинознаний фильмы Тарантино всегда были требовательны к зрителю. Почти каждый момент — это набор отсылок или стилизованных под эпоху отрывков. Например, он вставлял Рика Далтона в несуществующие фильмы и откровенно стебался, заменяя им Стива Маккуинна в «Большом Побеге».

Помимо отсылок к классике Голливуда, новый фильм наполнен фишками из предыдущих лент Квентина: Рик Далтон рекламирует бренд Red Apple, а одним из операторов вымышленного фильма становится Антонио Маргаретти (помните жида-медведя из «Бесславных Ублюдков»?). По традиции, даже в эпизодических ролях появляются тарантиновские звезды. В небольших ролях можно увидеть Майкла Мэдсена, Курт Расселла, каскадершу Зои Белл и даже Тима Рота, которого, к сожалению, вырезали из финальной версии (но по слухам он вернется в 4-часовой версии от Netflix). Есть место и «дебютантам». В фильме снялись: маэстро Аль Пачино, покойный Люк Перри и повзрослевшая Дакота Фаннинг. Особо колоритно смотрится Тимоти Олифант, который уже в третий раз примерил ковбойскую шляпу (до этого он снимался в нескольких сезонах сериалов Deadwood и Justified).

Несмотря на отсутствие каноничного захватывающего сюжета, «Однажды в… Голливуде» —  очень увлекательная и насыщенная картина. Это кино ни о чем и обо всем. Герой Питта может готовить ужин в своём стареньком фургоне, или пять минут ездить по Голливуду под ранних Deep Purple — за этим всё равно интересно наблюдать.



Кстати, как ярый противник CGI, Тарантино и в этот раз решил все сделать в стиле старой школы . При съемках улиц многие вывески меняли вручную, а также снимали в районах, которые внешне минимально изменились с тех времен.

Вы удивитесь, но Тарантино снял нравственное кино, в котором показано, что есть зло. Но если в «Бешеных Псах» или «Криминальном Чтиве» зло было очевидно: будь то психопат Мистер Блондин, отрезающий ухо копу, или извращенец Зед, то здесь злодействуют «невинные» хиппи. Они пытаются оправдать свои поступки добрыми намерениями, отчего становятся еще более зловещими.

«Однажды в… Голливуде» — это одновременно тарантиновский и нетарантновский фильм, в котором нет криминала и обилия насилия, но есть его фирменный почерк, а главное – есть мысль: жестокий мир «фабрики грёз» может столкнуться с не менее жестокой реальностью.

Комментарии