Отличную, до мозга костей британскую группу Marillion всегда отличала неровность, благодаря которой она так никогда и не сравнялась по значимости с Pink Floyd, Genesis и другими коллегами из первого эшелона. Именно поэтому у них рядом с хитами Kayleigh, Sympathy, или You’re Gone соседствовали тонны проходного материала, эксплуатирующие худшие штампы прог-рока. Marillion, кстати, отлично подходит для иллюстрации «заката» этого прекрасного, но сложного для восприятия и в наши дни звучащего диковато сорта музыки.

Ирония заключается в том, что Marillion, которые в конце 90-х с радостью и оптимизмом приветствовали приход цифровой эры, одними из первых среди рок-групп завели сайт в интернете и даже один из своих релизов на рубеже нового тысячелетия озаглавили Marillion.com, — они-то вместе с более или менее именитыми коллегами вроде IQ, Yes, Porcupine Tree, или тех же Dream Theater спустя 15 лет оказались на «обочине» музыкальной дороги. Представителями камерной, нишевой музыки для узкой прослойки ценителей, которым закрыт путь в медиа, а значит к сердцам и кошелькам массового слушателя.

Обширная дискография Marillion в нулевых не блещет чем-то примечательным. Исключение тут составляют Marbles (2004) и Somewhere Else (2007), представившие несколько действительно отличных песен. Тем более замечательно, что группа, собравшись с силами, выдает наверное лучший свой альбом за последние 15 лет.

По крайней мере, именно так британская газета Guardian отзывается о новом релизе Marillion, который получил название F E A R. По нелепой традиции название — это аббревиатура, расшифровка которой порадует любых скептиков. «Fuck everyone and run» звучит как лозунг или стадионная речевка, но именно этим рефреном центральной композиции альбома группа выражает свое отношение к современному миру.

Marillion, которые и раньше-то не упускали возможности высказаться о политике (достаточно вспомнить монументальный 17-минутный трек Gaza), посвятили рассуждениям о политических событиях целый альбом. Их прогноз неутешителен.

«У меня ощущение, что мы приближаемся к каким-то радикальным изменениям в мире — необратимому политическому, финансовому, гуманитарному и экологическому урагану. Я надеюсь, что ошибаюсь. Я надеюсь, что мой страх — это опасения, насчет того, что мы очутились «на грани», а не насчет того, что на самом деле произойдет», — сетует вокалист и автор лирики к большинству песен Marillion Стив Хогарт.

Сам альбом изобилует символами и образами из «кухонной» конспирологии вроде «золото», «короли». Словом, взгляд Marillion на настоящее не блещет оригинальностью. Кажется, социализм самого левого толка, как и без малого столетие назад, снова в моде у западной прогрессивной «интеллигенции».

Участников Marillion сложно упрекнуть в чрезмерном злоупотреблении «звездным» статусом. Они не зарабатывают миллионы, а все средства на запись своей музыки собирают через крудфандинговые кампании с помощью своих старых фэнов. Но так же сложно искренне воспринимать из уст представителя британского среднего класса что-то вроде…

Мы — новые короли,

Скупаем Лондон из Монако.

Делаем, что хотим,

Пока вы делаете, как вам говорят

По старой доброй традиции обличителей, Marillion отказываются говорить о путях выхода из кризиса, каких-то решениях, ограничиваясь ярким плевком в лицо капитализму. Кстати, одна из композиций имеет название Russia’s Locked Doors и явно написана под впечатлением от наблюдениями за жизнью русских богачей в Лондоне и его окрестностях.

Мы — новые короли,

У нас ключи к запертым дверям старой России

Мы — новые короли

На вершине корпоративной лестницы

Если вы пойдете против нас,

Мы купим вас, и можете уходить в отставку

В музыкальном плане F E A R, записанный в студии Real World Studios Питера Гэбриэла, звучит увереннее, чем последние записи группы. В Лучших традициях жанра это «двойной» альбом, по сути состоящий из 6 композиций, три из которых также традиционно разделены на части, которые имеют собственные названия, — таким нехитрым трюком количество треков увеличивается до 17.

Marillion уходит от «чистого» прога к более понятным формам, что не делает его менее изысканным. Возможно, музыканты не нарочно облекали свое прямолинейное заключенное в лирике послание в более простые формы, но хороших мелодий на F E A R немало. El Dorado: IV. F E A R, Living in F E A R походят на настоящие хиты, но вряд ли мы увидим их в хит-парадах.

Проблемы у Marillion, впрочем, также вполне традиционные. Гитара Стива Ротери, которая с годами все больше уходила на второй план, на новом альбоме по-прежнему не много. Его вычурные пассажи создают атмосферу и заполняют «пустоты», но ни одного гитарного соло на альбоме вы не запомните. Не может радовать и неровный вокал Стива Хогарта, который вместо ровных пассажей местами скатывается в гнусавое театральное интонирование (удивительно напоминающее манеру позднего удивительно напоминающее манеру позднего Лёвы Би-2).

Однако, сама группа, судя по немногочисленным промо-фотографиям, выглядит как никогда свежо и как говорится «в силе». Проверить ее форму имеют возможность жители Северной Америки и Европы, куда Marillion отправляется с обширным турне в поддержку нового альбома. Концерты в России по-прежнему не запланированы.