Писать рецензии месяц спустя — довольно унылое дело. Мнения об альбоме уже высказаны, оценки определены, да и место его в истории, в общем, уже понятно. Но сегодня у меня в руках диск группы, мнение о которой никогда не поздно высказать.

Пикник – Чужестранец (2014)




Рецензии на альбом | Пикник – Чужестранец


Кем бы ты ни был
Чужестранец
Потерянный
Азбука Морзе
Мотылек
Песня эмигранта
Танго «Черная каракатица»
Бетховен
Вот и я не иду до конца
Письмо (неотправленное)



Пикник всегда в должной мере предсказуем, узнаваем, постоянен. Ровно за это мы его ценим всегда, ровно за это будем ценить и альбом Чужестранец. Все прежние художественные приемы, какими славился Шклярский, использованы и тут. Снова мощный гимн сверхчеловеку — «Кем бы ты ни был», снова лирика странствия — «Вот и я не иду до конца», снова все в порядке со всенародными хитами — «Азбука Морзе» и «Танго «Черная каракатица»». И снова готика и арт-рок, смыкаясь, дают причудливую музыкальную картину, замешанную на Led Zeppelin и Jethro Tull. И никакое это не старье — это классика, это знать надо!

Но что-то меняется и в Пикнике. И менялось всегда.

Это что-то лучше всего определить словом «нерв времени». Одни и те же сюрреалистически-оккультные тексты в разное время звучат и звучали по-разному. «Танец волка» был о стрёме и страхе КГБ-шного преследования за дневное посещение кинотеатра, «Харакири» — о распаде и разладе 1991-го, «Немного огня» о резких контрастах нищеты и гедонизма 90-х, а «Мракобесие и джаз» — о двоемыслии двухтысячных, парадная жизнь которых была лишь ширмой для страшных и лживых межчеловеческих отношений. О чем же говорит нам «Чужестранец»?

Мне кажется, что говорит он о скором пришествии «ужасного человека», о котором писал когда-то Лермонтов в «Предсказании». Если вчитаться в текст «Кем бы ты ни был», то хорошо видно, что эта вещь могла быть мажорным боевиком в духе древней «Подкрался сзади вечер». Но нам явлен мрачный, минорный боевик, полный тревоги и ожидания одновременно. Все последующие песни, на самом деле, лишь продолжают и развивают тему первой песни. И напряжение это особенно выходит вперед на «Азбуке Морзе», которая пророчит, что «скоро время назад пойдет», и на «Каракатице», которая предвещает героине соблазнительный мрак ночного танго.

Шклярский в нынешнем времени видит, конечно, безумие Валтасарова пира. Безумие, которое уже понимает, что все обречено, что вот-вот начнется действительно История, а она не сентиментальна. В таком случае только и остается, что «не идти до конца» и «дорожить половиной лица», не советуя ничего и никому. Похоже, сам Шклярский ощущает себя потерянным чужестранцем — и оба эти слова воплотились в песнях альбома. И притягательность судьбы мотылька кажется совсем не глупостью в такие дни. Смутные дни. Настоящие дни.

Скоро время назад пойдет. Расскажите об этом каждому.

Оценка: 9 из 10